Презентации для студентов и педагогов по направлению "Дошкольное образование"
Презентации для студентов и педагогов по направлению "Дошкольное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мини-проект «Оформление РППС для организации театрализованной деятельности с детьми д/в» | 1.26 МБ |
Индивидуальный образовательный маршрут и траектория | 91.67 КБ |
Знакомство дошкольников с величинами | 625.79 КБ |
Театр оригами | 687.25 КБ |
Педагогические заметки о ребенке | 359.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Настольный театр «Губка Боб» Выполнили: Мосина А.О. Рыгдылова Е.А. Ульзутуева А.О. Шишимарина Н.Б.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим нормам и ценностям, закладывается фундамент здоровья.
Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.
Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.
Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Для спектакля рекомендуется брать сценки, специально написанные для показа их игрушками. Подобные сценки для театра кукол можно придумывать самим или использовать отдельные сюжеты из детской литературы или детских мультфильмов. Только надо помнить, что содержание их должно быть предельно простым, без трудных, невыполнимых для игрушек действий и движений.
Современные детские мультфильмы сподвигли нас на создание настольного театра по мотивам м/ ф « Спанч Боб» . На его основе можно составить мини-истории о Спанч Бобе и его друзьях, чтобы дети с легкостью могли воплощать творческую деятельность в этом театре
Цель настольного театра « Спанч Боб» – развлечь и порадовать детей, сделать для них кукл более интересными, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность. Воплотить детский м/ ф в реальность.
Настольный театр « Спанч Боб» поможет обогатить детей новыми впечатлениями, знаниями, поможет развить мелкую моторику детей, поспособствует развитию интереса к литературе (м/ ф ), а также активизирует словарь, усовершенствует связную речь, звуковую сторону речи и ее выразительность. А самое главное, благодаря именно театрализованной игре, дети станут более раскрепощенными.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия: Индивидуальный образовательный марш рут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, основанная на образовательных потребностях, индивидуальных способностях и возможностях воспитанника Индивидуальная образовательная траектория разрабатывается для детей с особыми образовательными потребностями
Образовательная программа – образовательный маршрут Образовательная программа - модель достижения образовательного результата. Содержание образовательной программы отражает образовательный маршрут достижения результата обучающимся с учётом его интересов, способностей, потребностей. Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Образовательный маршрут Основные характеристики: Маршрут имеет цель; Маршрут элективен , поэтому его характеризует свободный выбор , основанный на потребностях обучающегося; Маршрут заранее прокладывается; Маршрут описывается в специальном документе; Маршрут имеет признаки процесса – движение от начала к конечной цели; Маршрут имеет необходимое обеспечение; Индивидуальность маршрута подкрепляется не только свободой его выбора, но и тем, что каждый участник может рассчитывать на поддержку; В совокупности маршрутов, каждый из них различается по целям, содержанию, технике осуществления, уровню сложности. Источник : Воробьёва С. В. Дифференциация образовательных программ в образовательном учреждении. – СПб.: РГПУ, 1999.
Этапы конструирования иом 1. Этап наблюдения. 2. Диагностический этап. 3. Этап конструирования. 4. Этап реализации. 5. Этап итоговой диагностики.
• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); • содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ); • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); • диагностический (определение системы диагностического сопровождения); • результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий). Структура ИОМ
Индивидуальная образовательная траектория Индивидуальная образовательная траектория обладает более широким значением, чем маршрут и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.)
Основание для разработки ИОТ: Положения ФГОС ДО «об использовании форм, методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)»; Индивидуализация дошкольного образования в целом (проблемы и трудности ребенка - в общении, поведении, освоении образовательного содержания; особые достижения и успехи ребенка – опережающее развитие, наличие специальных способностей, проявление склонностей или интересов); Учет содержания образовательных областей основной образовательной программы ДОО и реальных условий образовательной среды
ИОТ разрабатывается для детей с особыми образовательными потребностями: Для детей, испытывающих затруднения в освоении содержания основной образовательной программы ДО; Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; Для детей, проживающих в особой социальной ситуации (детей из семей мигрантов, проблемных семей, принадлежащих к разным религиозным общностям и др.)
Важно!!! Высочайшая мера корректности в оценке результатов и продуктов деятельности детей; Выбор варианта планирования зависит от предпочтений педагога; Планирование индивидуальной работы является обязательным; Форма и цели индивидуального маршрута обсуждаются на педсовете
Алгоритм разработки ИОТ Коллегиальное решение (педсовет); Выбор детей с особыми образовательными потребностями, нуждающимися в индивидуальном подходе (основа: мониторинг и мнение всех специалистов, работающих с ребенком)
Результаты Мониторинга
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Величина и её измерение В математике под величиной понимаются такие свойства предметов , которые поддаются количественной оценке
Величина и её измерение Измерение – количественная оценка величины. Процесс измерения – сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу измерения.
Виды величин: Длина Масса Время Емкость (Объем) Площадь
Цель дошкольной подготовки Познакомить детей со свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин.
Величина и её измерение Результат измерения величины – числовое значение . Число показывает – сколько раз мера «уложилась» в измеряемую величину. Число – мера величины
Величины, с которыми знакомятся дошкольники, и их характеристики Длина - это характеристика линейных размеров предмета. Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением или наложением (совмещением ). При этом всегда можно либо приблизительно, либо точно определить, «на сколько одна длина больше (меньше) другой». Масса - это физическое свойство предмета, измеряемое с помощью взвешивания. Кроме взвешивания, массу можно приблизительно определить прикидкой на руке («барическое чувство»). Площадь - это количественная характеристика фигуры, указывающая на ее размеры на плоскости. Для измерения площади в качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру (без зазоров). В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя этот термин, с помощью наложения палеток. И, визуально, путем сопоставления занимаемого ими места на столе, земле.
Величины, с которыми знакомятся дошкольники, и их характеристики Емкость - это характеристика мер жидкости. Время - это длительность протекания процессов. Время - это процесс, который не воспринимается сенсорикой ребенка непосредственно: в отличие от массы или длины, его нельзя потрогать или увидеть. Инструментом измерения времени являются календарь и часы. Скорость – это путь, пройденный телом за единицу времени
Этапы знакомства дошкольников с понятием величины 1этап. Выделение и распознавание свойств и качеств предметов . Сравнение их без измерения. Сравнивать без измерения можно: длину (на глаз, приложением и наложением), массу (прикидкой на руке), емкости (на глаз), площади (на глаз и наложением), время (ориентируясь на субъективное ощущение длительности или какие-то внешние признаки этого процесса: времена года различаются по сезонным признакам в природе, время суток - по движению солнца).
Этапы знакомства дошкольников с понятием величины 2-й этап. Сравнение величин с использованием промежуточной мерки . Мера может быть произвольно выбрана ребенком из окружающей действительности (для емкости - стакан, для длины - кусочек шнурка, для площади - тетрадь). До изобретения общепринятой системы мер человечество активно пользовалось естественными мерами - шаг, ладонь, локоть. и т. п. От естественных мер произошли - дюйм, фут, аршин, сажень, пуд и т. д. При использовании промежуточных мер целесообразно познакомить ребенка со способом счета мер через посредство меток. В качестве метки может быть использован любой предмет - палочки, фигурки, пуговицы, кубики.
Этапы знакомства дошкольников с понятием величины 3-й этап. Знакомство с общепринятыми стандартными мерами и измерительными приборами (линейка, весы, часы и т. д.).
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Выполнила: Кушнарева А.О. Дос-17-1
Пространственные представления Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в трехмерном пространстве.
Пространственные представления Это образы памяти или образы воображения, т.е. пространственные характеристики объектов: форма, величина, взаимоположение составляющих частей, расположение их на плоскости или в пространстве. Структурно пространственное мышление представлено 2 видами деятельности: созданием пространственного образа и преобразованием уже созданного образа в соответствии с поставленной задачей.
Пространственные представления Средством формирования конструктивного мышления являются специальные конструктивные задания, а умения перерабатывать заданный материал, т.е. создавать новые образы, на данном этапе совпадают с конструктивными умениями ребенка. Конструктивное задание – это учебное задание, условие которого отражает основные пространственные (плоскостные) отношения
Этапы восприятия пространственных отношений между предметами: I этап : Пространственные отношения не выделяются ребенком. Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи. II этап: Практическое примеривание . (Контактная близость.) Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу. III этап : Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом. Большую роль играет слово.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ происходит последовательно, преодолевая 9 задач: Учить ориентироваться на своем теле («на себе» — Я). Учить различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева. Учить определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я). Учить определять собственное положение в пространстве (Я -» П). Учить определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л). Учить определять местоположение предметов относительно друг друга (П -► П). Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения (ПДД). Учить ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку). Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.
ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Выполнила: Кушнарева А.О. Дос-17-1
Задача Задача – это текст, содержащий численные компоненты. Структура этого текста такова, что в нем можно выделить условие и требование (которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения). Решить задачу – значит выполнить арифметические действия, определенные условием, и удовлетворить требованию задачи
При рассматривании задачи как вербальной (текстовой ) структуры принято выделять её характерные признаки: условие, вопрос, данные, искомое. В текстах стандартной формы условие выражено повествовательным предложением и предшествует вопросу, который выражен вопросительным предложением. К нетиповым относятся тексты, в которых или требование выражено повествовательным предложением, или вся задача сформулирована одним предложением, или условие разделено на две части и т. п. Ответ при решении задачи должен быть получен как результат выполнения арифметического действия(!)
Этапы подготовки к обучению решению задач 1 этап Моделирование различных ситуаций (объединение совокупностей, удаление части, увеличение на несколько штук, сравнение) на различной предметной наглядности символического характера (предметы – заместители) 2 этап Выбор соответствующих арифметических действий и составлению математических выражений в соответствии с ситуацией, заданной текстом 3 этап Приемы присчитывания и отсчитывания (не используя пересчет – это способ проверки правильности полученного результата)
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА Выполнила: Кушнарева А.О. Дос-17-1
Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка» 1941г (формирование понятия о числе коррелятивно развитию самой логики) ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА - э то формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать на их основе простейшие умозаключения
Основные логические понятия и используемая терминология Умозаключение – 2 или более высказываний, объединенных причинно следственной связью. Высказывание – утверждение, несущие в себе какую-то информацию (в их структуре есть специальные слова, показывающие уровень общности высказывания – кванторы (все, некоторые, любые, каждый Виды кванторов: общности и существования ) Отрицание – предложение (высказывание), которое начинается словами «неверно, что» или частицей «не» В логике рассматривают элементарные и составные (логические связки и причинно-следственной связки) высказывания
Логические приемы Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. (матрешки, пирамидки) Анализ – выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку. Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.
Логические приемы Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов) Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. ( по наименованию предмета, по размеру, по цвету, по форме, по другим признакам) Обобщение – это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давно смотрю влюбленными глазами. На древнее искусство - Оригами. Здесь не нужны волшебники и маги, Здесь нечего особенно мудрить, А нужно просто взять листок бумаги И постараться что-нибудь сложить. Долидудо Т.А .
Цель: Создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход ; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей
Задачи: Формировать умение следовать устным инструкциям, работать по схемам; Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами ; Обучать различным приёмам работы с бумагой; Создавать композицию с изделиями, выполненными из бумаги; Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; Развивать глазомер; Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Актуальность Бумага - доступный для ребёнка и универсальный материал. Широко применяется не только в аппликации, но и в конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках .
Предварительная работа Неделя театра, Посещение Детского Кукольного театра Создание проекта ( год театра в России) Беседы по теме, чтение и заучивание стихов, пословиц, разгадывание загадок, пальчиковые игры Просмотр мультфильмов, презентаций об «Оригами», о свойствах бумаги Опыты с бумагой НОД «Знакомство с бумагой», «Оригами – базовая форма», «Театр репка – персонажи»
Взаимодействие С родителями: Беседы по теме, консультации, мастер – классы, участие в проектной деятельности, конкурсы для родителей и их детей С педагогами: Мастер – классы, круглый стол, участие в проектной деятельности, открытое занятие
Пособие «Оригами для дошкольников» автор С.В. Соколова и «366 моделей оригами» Т.Б Сержантова . Они посвящены работе с детьми дошкольного возраста. В него вошли конструкции, при складывании которых применяются доступные детям способы работы с бумагой. Материал изложен с учетом постепенного усложнения, начиная с очень простых приёмов складывания. Подбор фигур ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира.
Методы Н аглядный метод – демонстрация способов действий, показ образца, рассматривание иллюстраций С ловесный метод – рассказ педагога, беседа. Практический и игровой ме тоды - (выполнение работ по инструкционным картам, схемам), оказание индивидуальной помощи, у пражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются «пальчиковые игры» .
П риемы : мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику); обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно» , комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление; совместные действия (или «пассивные, рука ребенка в руке педагога; художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок; вопросы к детям; выполнение работы небольшими частями; использование музыки; физкультурно-оздоровительные паузы; приемы самоорганизации, самооценивания и взаимопроверки.
Материал и оборудование: Для воспитателя: звукозаписи, платочки, карты-схемы, варианты выполнения работы, литература, ширма (театр) Для детей: карты-схемы, цветная бумага, ножницы,
Предполагаемый результат: умение детей читать схемы, запоминать условные обозначения, и самостоятельно выполнять работу без помощи педагога.
Базовая форма треугольник Базовая форма воздушный змей
Базовая форма блин
Базовая форма дверь
Базовая форма книга
Базовая форма двойной треугольник
вывод О ригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость. Складывание фигурок из бумаги дело невероятно увлекательное, отличное занятие для всех. Перечислять плюсы такого увлечения можно долго. Это и развитие моторики, абстрактного мышления, усидчивости, внимания, концентрации и координации. И просто это интересно! Попробуйте – не пожалеете!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное детство является периодом развития ребёнка от 3 до7 лет. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные .
Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребёнка играют его деятельность и его общение с другими людьми.
Социальная ситуация развития. Изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром всей семьи), развивается способность к идентификации с людьми. Ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, приобретает интерес к телесной конструкции человека. Идентификация позволяет человеку эмоционально, символически «присваивать» чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого. Это даёт ребёнку развиваться, рефлексировать и соответствовать социальным ожиданиям общества.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило большую часть времени проводит в развлекающих его играх. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко формируется знаковая функция сознания ребенка. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируется психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности у детей психических процессов. «Игра - это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего…Источники всего доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят из нее». Ф. Фребель
Умственное развитие дошкольников Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Развитие реч и идёт в нескольких направлениях: Совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми Становится основой перестройки психических процессов Особенности развития речи в дошкольном возрасте: появляются связные формы речи, возрастает её выразительность; ребенок постигает законы языка в процессе действий со словом; ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения, рассказы. речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
Восприятие Развитие восприятия включает дальнейшее усвоение общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Усвоение сенсорных эталонов происходит главным образом в процессе рисования, конструирования, аппликации, игры ит.д. В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее: восприятие превращается в особую познавательную деятельность; зрительное восприятие становится одним из ведущих; воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов), поэтому мы в младшей группе на занятиях “путешествуем” в красную, зеленую, синюю страну, соотносим предметы с силуэтами; совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность умений, поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться во времени суток, во временах года, предмет “над”, “за”, “под”.
Мышление На основе наглядно – действенного мышления начинает складываться наглядно-образное мышление. Дети дошкольники становятся способными к классификации, обобщению, синтезу и анализу. Формируется знаковая функция сознания, ребёнок овладевает употреблением предметов и изображений в качестве знаков – заместителей других предметов т.е. логическое мышление. Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими.
Внимание На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. В этом возрасте: значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов (игры на внимание с проговариванием); внимание становится опосредованным; внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания. (это активное, целенаправленное сосредоточие сознания не требующее волевых усилий вследствие высокого энтузиазма к деятельности, ).
Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. У младших дошкольников память непроизвольная . Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда он сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Он постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Воображение . Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С.Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно». Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
Развитие мотивационной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов . Появление соподчинения мотивов – это начало становления личности. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из многих, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль “ограничителей”. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных клятв и заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Развитие самосознания. Самосознание формируется к концу дошкольного детства благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначального чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения.
Итогом развития ребенка в период дошкольного возраста становится изменение его личности в целом, развитие самосознания. Основное новообразование и достижения в психическом развитии позволяют ребенку осмыслить себя в деятельности: какой Я? Происходит становление процесса дифференциации самооценки себя как личности и как действующего субъекта, т.е. появляются общая и частная самооценки.
- Мне нравится (2)