Модульное обучение в сотрудничестве
Модульное обучение в сотрудничестве — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации, где учащиеся осваивают материал блоков не каждый по отдельности, а в процессе общения друг с другом и с учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_obuchenie_v_sotrudnichestve.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В.М.)
Д ля обеспечения целей современного образования необходимо переходить с традиционного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса . К тому же в школах в одном классе обучаются дети с разными учебными возможностями. Некоторые учатся на «4» и «5», имеют хорошие способности к изучению нового материала. Есть дети с низким уровнем знаний, а есть те, кому и вовсе ничего не нужно. Для того, чтобы достичь высоких результатов обучения в том или ином классе, необходимо уметь в первую очередь заинтересовать учащихся в изучении твоего предмета, а также правильно и интересно организовать учебный процесс, включить в него каждого ученика.
Для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема технология «Модульного обучения в сотрудничестве» Модульное обучение в сотрудничестве — способ организации учебного процесса на основе блочно -модульного представления учебной информации, где учащиеся осваивают материал блоков не каждый по отдельности, а в процессе общения друг с другом и с учителем.
Модульное обучение в сотрудничестве предполагает структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся в группах с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.
Сущность технологии В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса . Класс делится на несколько групп по 4-5 человек (в зависимости от количества учеников). В группах присутствуют ученики с разным уровнем знаний. Каждая группа самостоятельно работает с учебной программой, состоящей из модулей.
Состав модуля Модуль состоит из цикла уроков ( их может быть любое количество). Расположение и количество циклов в блоке может быть любым. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет свою структуру.
четырёх - урочный цикл 1 урок Предназначен для изучения нового материала. Как правило, на этом уроке ученики получают конспект или развернутый план материала. На этом же уроке проводится первичное закрепление материала, конкретизация информации в тетради. Происходит разбиение класса на группы. 2 урок На данном уроке внутри каждой группы происходит повторение изученного материала вслух. Решение задач по данной теме. 3 урок П олностью отводится под закрепление. Сначала это работа со специальной тетрадью, затем выполнение индивидуальных заданий. 4 урок Э то предварительный контроль. Также это подготовка к самостоятельной работе и сама работа.
Структура обучения Изучив 1-ый модуль, ученики закрепляют его в своих группах, стараясь разобраться во всех деталях. Группам даётся определённое задание для опоры (оно может быть как теоретическим, так и практическим). Задание делится по частям – каждый ученик занят своей частью, подробно её изучает. Части заданий формируются с учетом индивидуальных возможностей конкретного ученика в группе (слабому ученику даётся материал данного модуля попроще, сильному ученику – сложнее). Выполнение задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует общее обсуждение заданий всеми группами. Если для разных групп задания были разными, то одна группа объясняет своё задание остальным и т.д.
Структура обучения Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения изученного материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой. Иначе, каждый ученик повышает ранее достигнутый результат. И сильный, и слабый ученики могут принести группе одинаковые оценки или баллы.
Диагностика результатов Несмотря на то, что оценки за тест суммируются в группе, учитель проверяет знания каждого ученика. Учитель, проверяя ту или иную работу (тест), выполненную учеником, в своём журнале делает пометки о том, усвоил ли данный ученик пройденный материал, или нет. Если учитель видит, что «слабый» ученик стал выполнять все задания хорошо, то при изучении следующего модуля следует повысить уровень задания данному ученику. Если же наоборот, сильный ученик перестал справляться с заданиями соответствующего уровня, следует выяснить, в чём причина, разобраться в этом и в дальнейшем стараться не допускать понижения результатов сильных учащихся.
Итоги изучения модуля Изучая модули, ученики выполняют практические работы в тетрадях. Учитель на протяжении всего времени оценивает работу учеников, ставит оценки как группе, так и отдельным учащимся. Данная методика не исключает проведение самостоятельных и контрольных работ . По итогу изучения модуля проводится итоговая контрольная работа.
Особенности технологии Учебный материал разделён на отдельные блоки В заимозависимость членов группы Л ичная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей С овместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе С оциализация деятельности учащихся в группах О бщая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы
Преимущества технологии Чётко структурированный учебный материал Методически обоснованное согласование всех видов учебного процесса внутри каждого модуля Ребёнок – активный субъект учебного процесса Лучшее усвоение материала Н авыки самостоятельной работы Личностно – ориентированный подход У мение правильно обрабатывать информацию, анализировать и делать выводы, задавать вопросы У мение ценить свой труд и своих партнеров У мение общаться со своими сверстниками
Недостатки технологии Трудоёмкость изготовления модулей Подготовка учителя к занятиям занимает много времени Внедрение данной технологии требует перестройки традиционного учебного процесса Сложно оценить результат, если класс большой Требует обеспечения соответственной методической литературы
Спасибо за внимание!
Список литературы Дьяченко В.К . Сотрудничество в обучении. М., 1991-184с. Ксензова Г.Ю . Перспективные школьные технологии: Учебно- методическое пособие для преподавателей. М.: Пед . Общество России, 2001-173с. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов. М.: Акадкмия , 2002-272с. Дука Н. А. Введение в педагогику. Учебное пособие. Омск, 2003. – 146с. Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – с. 40–51.