Неуспеваемость как социально-педагогическая проблема.
До сих пор одной из самых острых проблемных мест всех школ остаётся низкая успеваемость учеников. Неуспеваемость является результатом нашего невнимания и безразличия. Опыт показывает, что если вовремя и правильно устранить трудности в обучении школьника, то ребёнок сможет нормально учиться и сохранит своё физическое и психическое здоровье.
Проблема школьной неуспеваемости – стоит на одном из главных мест в педагогике и педагогической психологии. Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными программой [40,с.187]. Изучая школьную неуспеваемость сделаны выводы о том, что она может быть следствием причин не только психологического характера, таких как недостатки в познавательной, потребностной или мотивационной сферах, но и индивидуально–психологических особенностей обучающихся.
Исследования установили три группы причин школьных неудач.
1 группа социально-экономических причин. К ним относятся: материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Недостатки семейной жизни являются одной из центральных причин неуспеваемости школьника.
2 группа причин биопсихического характера. К ним относятся наследственные особенности, способности и черты характера. Следует помнить, что черты характера и поведение дети наследуют от родителей, а способности и увлечения развиваются на основе заложенных качеств.
3 группа – педагогические причины. Правильно обучение является решающим в развитии школьника. Ошибки педагога могут привести к психической травме, полученной в процессе обучения и требующей специального психотерапевтического вмешательства.
Можно выделить и более конкретные причины неудач в учебной деятельности
– жесткая система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности каждого ребенка;
– однообразие и стереотипность обучения;
– отсутствие эффективного контроля за результатами;
– пренебрежение развитием учеников;
– внимание уделяется не осмыслению материала а зубрежке.
Из-за огромного количества причин неуспеваемости учителя теряются при выборе способа работы с неуспевающими школьниками и чаще всего выбирают наиболее простые – дополнительные занятия с ними, при ведении которых идет в основном повторение пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися, что не позволяет в полной мере раскрыть причины неуспеваемости школьника и заняться ее преодолением. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата. Именно поэтому социальному педагогу необходимо разобраться в истинных причинах отставания школьника и разработать программу коррекции неуспеваемости с учетом личных особенностей учащегося.
Итак, Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки обучающихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений [41, с. 201].
Бударный А.А. указывает на то, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода обучающихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Это та неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных обучающихся. Это так называемая относительная неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка тех обучающихся, которые могли бы превысить обязательные требования.
А.М. Гельмонт выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
1) общее и глубокое отставание ‒ по многим или всем учебным предметам длительное время;
2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость ‒ по нескольким наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);
3) неуспеваемость эпизодическая ‒ то по одному, то по другому
предмету, относительно легко преподаваемая [12, с. 187].
Во всех случаях А. М. Гельмонт к категории неуспевающих детей относит тех обучающихся, которые приходят к концу четверти с огромным количеством неудовлетворительных оценок.
Систематическая неуспеваемость ведет к ряду проблем, в том числе и к педагогической запущенности, которая является крайне нежелательной и опасной с моральной, социальной и экономической позиций.
Понятие неуспеваемость тесно связано с педагогической запущенностью. Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует огромное количество работ по данной проблеме. Но само понятие педагогически запущенные в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию трудные дети.
Понятие педагогической запущенности многие ученые рассматривают как отклонение от нормы в поведении личности, которые чаще всего появляются из-за недостатков в воспитании. Отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние сверстников и безнадзорность являются наиболее частыми причинами возникновения педагогической запущенности.
Педагогически запущенные дети часто поддаются негативному влиянию сверстников, бросают школу, становятся детьми группы риска.
Педагогическая запущенность и неуспеваемость являются сложными и многогранными явлениями школьной действительности, требующие разносторонних подходов при их изучении и коррекции.
Гиль C.C. дает следующее определение, неуспеваемость – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами [ 41, с. 245].
На неуспеваемость ребенка влияет много факторов, которые нужно устранять по мере их поступления. Изучив социальные условия как фактор неуспеваемости можно говорить о том, что условия, в которых дети живут и учатся, напрямую воздействуют на процесс их обучения и воспитания.
В определении элементов неуспеваемости необходимо опираться на методическую и психологическую литературу, а также использовать результаты наблюдений педагогического процесса. В качестве элементов неуспеваемости могут выступать следующие недостатки учебной деятельности школьника:
1) не владеет минимально необходимыми знаниями, умениями и навыками, не способен их применять в новой ситуации;
2) отсутствует желание получать новые знания;
3) пассивно относится к занятиям творческой деятельностью;
4) не стремится к достижению новых результатов.
Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость».
Имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, схема П.П. Борисова. В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости:
1.Причины общепедагогического характера.
2. Психофизиологические причины.
3.Социально-экономические и социальные причины.
Причины 1 группы возникают от недостатка учебно-воспитательной работы учителей. Эти причины подразделяются на дидактические, как нарушение принципов и правил дидактики, и воспитательные , такие как недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми.
Нарушение нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей появляется при второй группе причин неуспеваемости.
А причинами 3 группы являются: слабая материально-техническая база школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, домашние условия жизни обучающихся, культурный уровень родителей, отношения в семье. Но они непосредственно не зависят от воли учителей и обучающихся.
В данной классификации условия обучения отделены от более широких социальных условий, а внутренние характеристики причин неуспеваемости учащегося, такие как состояние здоровья, особенности психики и другие отделены от внешних – школьные условия, социальные условия.
Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типичные проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки обучающихсяобязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений, навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений, может выражаться в определенных показателях, отражающих результат обучения, напрямую связана с содержанием и процессом обучения, может обнаруживаться в процессе обучения и тогда определяется через понятие отставание и его признаки.
Исходя из анализа социально-педагогической проблемы неуспеваемости младших школьников можно сделать вывод о том, что обучение и воспитание адекватны социокультурным условиям, и успешность процесса обучения и воспитания в разные периоды жизни общества обусловливаются различными подходами к их организации, отбору содержания и средств, и конечному результату. Многие педагоги считали, что неспособных к обучению детей нет, надо создавать благоприятные условия для их развития.