Детство как социокультурный феномен. Практическое занятие.
В чем проявляется генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка.
Сравнительная характеристика теорий детского развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Детство как социокультурный феномен.
Теории детского развития.
Практическое занятие
1.В чем проявляется генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка.
Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как анатомо-физиологическое устройство организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии сдерживая его. С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем в гораздо большей степени, чем от организма. Однако точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть проблемы.
2.Дать сравнительную характеристику теорий детского развития.
Название | Представители | Основные положения | В чем отличия от других теорий (анализ) | |
1 | Психоаналитическая теория | З. Фрейд | Взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Динамика личности определяется действием инстинктов. | Сексуальность-основной человеческий мотив. |
2 | Когнитивная теория | Ж. Пиажже | Изучал умственное развитие человека-происхождение интеллекта. Исследовал, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Изучал представления ребенка о явлениях природы: почему течет река, дует ветер, светит солнце и т.д. разработал метод клинической беседы. | Считал важным развитие интеллекта. |
3 | Гуманистическая теория | К. Роджерс | Свобода- это осознание того, что человек может жить сам «здесь и теперь» по собственному выбору человек выбирает «сам себя». В каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами необходимыми, для развития всех своих возможностей. | Дальше всех отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. |
4 | Поведенческая или теория социального научения | Н. Э. Миллер, Д. Доллард, Р. Ричардсон и др. | Исследовали воспитание и развитие ребенка в разных культурах развития личности. Ввели в научный обиход термин «социальное обучение». Социализация –это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение ребенка от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. | Социализация-во главе психического развития. |
5 | Биологическая теория | К. Лоренц | Соединение психоанализа и этологии-научная дисциплина изучающая поведение животных с разных позиций. Наибольший след в жизни организма, оставляет опыт ранних лет. Социальная связь строится не на пищевом подкреплении. Самая важная потребность, это потребность в контакте, а не в пище. | Важным является общение и контакт с окружающими. |
Литература:
- Ванюхина Н. В. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие для бакалавров / Н.В. Ванюхина. - Казань: Познание, 2014. - 132 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364233. (модуль 1)
- Казанская К.О. Детская и возрастная психология: учебное пособие / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 с. - Режим доступа: http: //biblioclub.ru /index.php?page=book&id=56289 (стр.13-46)
- Артеменко О. Н. , Макадей Л. И. Психология развития: учебное пособие (курс лекций). / Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2014. – 305 с. (раздел 1)
- Носкова Н. В. Психология возрастного развития человека: курс лекций / Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 291 с. (тема 4,5)