Детство как социокультурный феномен. Практическое занятие.

В чем проявляется генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка. 

Сравнительная характеристика теорий детского развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детство как социокультурный феномен.

Теории детского развития.

Практическое занятие

     

     1.В чем проявляется генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка.

Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как анатомо-физиологическое устройство организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии сдерживая его. С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем в гораздо большей степени, чем от организма. Однако точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть проблемы.

2.Дать сравнительную характеристику теорий детского развития.

Название

Представители

Основные положения

В чем отличия от других теорий (анализ)

1

Психоаналитическая теория

З. Фрейд

Взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Динамика личности определяется действием инстинктов.

Сексуальность-основной человеческий мотив.

2

Когнитивная теория

Ж. Пиажже

Изучал умственное развитие человека-происхождение интеллекта. Исследовал, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Изучал представления ребенка о явлениях природы: почему течет река, дует ветер, светит солнце и т.д. разработал метод клинической беседы.

Считал важным развитие интеллекта.

3

Гуманистическая теория

К. Роджерс

Свобода- это осознание того, что человек может жить сам «здесь и теперь» по собственному выбору человек выбирает «сам себя». В каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами необходимыми, для развития всех своих возможностей.

Дальше всех отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека.

4

Поведенческая или теория социального научения

Н. Э. Миллер, Д. Доллард, Р. Ричардсон и др.

Исследовали воспитание и развитие ребенка в разных культурах развития личности. Ввели в научный обиход термин «социальное обучение». Социализация –это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение ребенка от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.

Социализация-во главе психического развития.

5

Биологическая теория

К. Лоренц

Соединение психоанализа и этологии-научная дисциплина изучающая поведение животных с разных позиций. Наибольший  след в жизни организма, оставляет опыт ранних лет. Социальная  связь строится не на пищевом подкреплении. Самая важная потребность, это потребность в контакте, а не в пище.

Важным является общение и контакт с окружающими.

Литература:

  1. Ванюхина Н. В. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие для бакалавров / Н.В. Ванюхина. - Казань: Познание, 2014. - 132 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364233. (модуль 1)

  1. Казанская К.О. Детская и возрастная психология: учебное пособие / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 с. - Режим доступа: http: //biblioclub.ru /index.php?page=book&id=56289 (стр.13-46)

  1. Артеменко О. Н. , Макадей Л. И. Психология развития: учебное пособие (курс лекций). / Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2014. – 305 с. (раздел 1)

  1. Носкова Н. В. Психология возрастного развития человека: курс лекций / Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 291 с. (тема 4,5)