"Адаптивная физическая культура для лиц с нарушением слуха"

Смирнова  Елена  Геннадьевна

Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка). Реферат по дисциплине "Теория и организация адаптивной физической культур и спорта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат по дисциплине:

«ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

 По теме:

«Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями слуха»

 Исполнитель:

Смирнова Елена Геннадьевна

ФИО

Москва 2020 год

Содержание

Введение        3

1. Особенности физического развития детей с нарушением слуха и возможности коррекции недостатков физического воспитания        4

2. Отечественная сурдопедагогика о возможностях коррекции недостатков физического развития детей с нарушенным слухом        11

3. Педагогическая характеристика физического воспитания детей с нарушением слуха        14

Заключение        16

Список используемой литературы        17


Введение

Движение – основа жизнедеятельности. Известно, что хорошее физическое и нервно-психическое состояние ребенка в значительной мере определяется оптимально организованной двигательной активностью. Особенно велика роль движения в период становления организма. Исследования детей раннего возраста показали, что развитие функций мозга находится в прямой зависимости от развития двигательного анализатора (М.М. Кольцова). При этом большое значение имеет степень нагрузки на двигательный анализатор.

Активная двигательная деятельность влияет не только на процесс формирования движений, но и на познавательную активность, общение. Доказано, что двигательная активность стимулирует процессы обмена в тканях и таким образом влияет на рост и развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, двигательной, эндокринной и нервной систем. Учеными уточняются, анализируются и раскрываются новые аспекты влияния функциональной активности двигательной системы на деятельность мозга в целом, на повышение его работоспособности.

В сурдопедагогике учитываются эти положения о роли и значимости физического воспитания для полноценного развития ребенка: разработаны программы по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста (А. А. Коржова, Г. В. Трофимова). Изучены особенности физического воспитания детей с нарушением слуха в сравнении с нормально слышащими детьми, разработана организация физического воспитания в условиях школы и детского сада. В последнее время, в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе (экономическими, политическими и т. д.), стало возможным вносить авторские изменения, дополнения в существующие программы и методики физического воспитания. Расширились формы и методы физического воспитания: аэробика, шейпинг, калланетика, в т. ч. и ритмопластика.

1. Особенности физического развития детей с нарушением слуха и возможности коррекции недостатков физического воспитания

В отечественной науке исследования физического развития детей базируются на физиологической концепции о специфической роли двигательного анализатора в организации деятельности мозга, которую обосновали И. М. Сеченов, И. П. Павлов, а в дальнейшем развивали А. А. Ухтомский, В. М. Бехтерев, Л. А. Орбели, Н. А. Бернштейн, Л. А. Кукуев и многие другие. К настоящему времени, благодаря убедительным экспериментальным фактам двигательная система рассматривается в качестве одного из основных механизмов целостной интегративной деятельности мозга (М. М. Кольцова, Э. А. Александрян) и признается решающее влияние двигательной активности на развитие различных форм психической деятельности (Н. А. Крестовников, В.С.Фарфель и др.)[1]

Движение обладает чрезвычайной многоликостью своих проявлений, начиная от пространственного перемещения и кончая мышлением. Организм у человека принципиально рассчитан на постоянное движение. Именно поэтому движение рассматривается как основной признак жизни, как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека, в то же время формирующее начало в его развитии (Шмальгаузен И. И., Аршавский И. А.). По мнению Фарфеля В. С. двигательное развитие не происходит само собой с достижением нужного возраста, что и объясняет различный уровень двигательных возможностей детей и подростков. Двигательное развитие – результат движения. Оно достигается в том случае, если ребенок совершает большое количество движений.

Н. А. Бернштейн отмечал, что «сущность развития моторики в онтогенезе не в биологически обусловленном дозревании субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта особи». С момента рождения у ребенка сразу начинает функционировать двигательный анализатор, филогенетически один из самых древних. Новорожденные беспрестанно двигают конечностями, головой, туловищем. Такая активность обеспечивается сформированными в ходе эволюции механизмами, осуществляющими двигательные и вегетативные функции. Чувствительные клетки двигательной области находятся в многообразных ассоциативных отношениях со всеми другими клетками коры. Эта взаимосвязь обеспечивает координированную деятельность всех воспринимающих, регулирующих и исполнительных систем. Детям свойственна высокая двигательная активность, они испытывают постоянную потребность в движении. Эта потребность обусловлена биологически самой жизнью, законами развития растущего организма. Важно подчеркнуть, что развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок и костей – движения способствуют развитию и всех областей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. (Гандельсман А. Б., Кольцова М. М., Выготский Л. С.)[2].

Учеными показано, что двигательные навыки не являются врожденными, а приобретаются человеком на основе условнорефлекторной двигательной реакции, формирующейся под воздействием первой и второй сигнальных систем под контролем головного мозга. Дальнейшими исследованиями (А.Г.Иванов-Смоленский,; Л. А. Орбели,; П.К.Анохин, и др.) было развито очень важное положение теории о ведущей роли сенсорной, афферентной части в структуре рефлекторных двигательных систем и доказано, что только при наличии потока импульсов, идущих от двигательного аппарата к двигательной зоне кору больших полушарий, и определенной системы афферентной сигнализации движение может быть координированным и управляемым. Н. А. Берншгтейн называет эту обратную афферентацию сенсорной коррекцией и усматривает в этом процессе возможность саморегулирования (управления своими движениями).

Исследователями (И. Б. Козловская, Л. А. Леонова, О. Н. Васильева,), установлено, что в коре головного мозга ребенка на основе его двигательного опыта складывается центральная программа, с которой затем производится сличение информации с периферии. Таким образом, основой механизма регуляции произвольных движений является механизм кольцевого регулирования движений. Составными частями его являются программирующие структуры головного мозга, эфферентные пути и афферентные пути обратной связи. Советскими учеными принято рассматривать процессы, происходящие в организме человека не изолированно, а в системе определенных связей и взаимовлияний. Основы учения о системогенозе заложены советским физиологом П. К. Анохиным, им же предложено положение о функциональной системе как объединении различных нервных элементов, участвующих в обеспечении какой-либо функции (слуховой, зрительной, движения и др.), Каждая функциональная система, в свою очередь» состоит из нескольких подсистем, формирующихся гетерохронно и постепенно усложняющих свои взаимодействия. В комплекс управления движениями (или функциональную систему движения) входят системы регуляции мышечного тонуса и равновесия тела Установлено, что система двигательной регуляции формируется постепенно и складывается к 17-18 годам. Работы физиологов показывают влияние различных факторов на процесс управления движениями.

В работах А. Н. Крестовникова и сотрудников руководимой им лаборатории было доказано, что в сложной системе регуляции движений система управления движениями функционирует в тесном взаимодействии со зрительной, слуховой, вестибулярной и тактильной афферентными системами. При этом зрение и слух играют большую роль в сигнальной – пусковой и корригирующей деятельности комплекса афферентных систем в связи с задачами управления движениями. Выключение периферического зрения вызывает неуверенность при выполнении движения: нарушается временная структура движения, появляются отклонения от нужного направления, дополнительные мышечные напряжения, уменьшается амплитуда движения. Выключение центрального зрения вызывает меньшие расстройства. Полное выключение зрения приводит к исчезновению всякого контроля за выполнением движения. Слух, по мнению А.Н. Крестовникова, наряду с другими афферентными системами участвует в формировании некоторых комплексных ощущений, которые определяются спортсменами как «чувство льда», «чувство дорожки», «чувство полета» и т.п. Особенно велика роль слуха в создании связи между музыкой и движениями в развитии чувства ритма. А. Н. Крестовников считает, что нормальное функционирование слухового анализатора позволяет ориентироваться на место положения источника звука и оценивать временные интервалы, что важно для координированного выполнения движений. Действительно, лучшие достижения глухих спортсменов значительно уступают высшим мировым результатам слышащих. Данные исследования Майкова подтверждают выводы А. Н. Крестовникова о том, что выключение звуковых сигналов вызывает снижение темпа движений, но не влияет на пространственные и силовые характеристики движения.

А.А.Коржова считает, что роль вестибулярного анализатора изучена многими учеными в связи с рассмотрением особенностей развития функции равновесия у детей, ее возрастной динамики.

Как установлено, вестибулярный анализатор обеспечивает равновесие тела, ориентирование в пространстве. Вестибулярный аппарат считают одним из входов системы, поддерживающей вертикальную позу, так как раздражение вестибулярного анализатора влияет на качество регуляции вертикальной позы человека ( Г. С. Кан, Л. А. Макарова, А. А. Трояновская, Ю.Т. Шапков, и др.,). При нарушении вестибулярного аппарата нарушается способность поддерживать равновесие, что установлено в исследованиях на глухих. Ученые считают, что вестибулярный аппарат – не единственная система, ответственная за равновесие[3]. Латентный период вестибулярных реакций измеряется десятыми долями секунды, а реакции восстановления вертикальной позы протекают быстрее – единицы и десятки м/сек (Ю.Т.Шапков,). Поэтому делается вывод о том, что основная функция вестибулярного анализатора – поддержание равновесия тела и вертикальной позы человека – осуществляется комплексно, в содружестве с мышечно-суставным аппаратом. Рецепцию мышц связок и суставов ученые считают одним из основных каналов поступления информации о положении тела в пространстве. При этом особую роль отводят суставным рецепторам стопы, которая является биомеханически очень важным звеном двигательного аппарата и значительной рецептивной зоной. Таким образом, двигательная функция человека осуществляется путем комплексного взаимодействия всех функциональных систем под контролем головного мозга. Каковы же физиологические механизмы процесса формирования двигательных навыков у детей?[4]

Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский и другие ученые разработали средства, методы и приемы воспитания у детей 7-10 лет двигательных качеств. Ими подтверждено мнение физиологов и педагогов о том, что при определении средств развития двигательных качеств нужно учитывать, что максимальные нагрузки, требующие проявления всех функциональных возможностей ребенка, не способствует правильному формированию условнорефлекторных связей, нарушают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Проблема заключается в выборе оптимальных нагрузок, путей и средств воспитания двигательных качеств у детей.

Таким образом, знание особенностей развития двигательных навыков и двигательных качеств у слышащих детей дошкольного возраста дает нам возможность выявить общее и своеобразное в физическом развитии детей с недостатками слуха. Физическое развитие школьников 7-10 летс нарушением слуха протекает по общим закономерностям, характерным для детей дошкольного возраста. Однако развитие таких школьников 7-10 летпротекает неравномерно, дети достигают результатов слышащих школьников 7-10 летв более поздние сроки. Существует большая вариативность индивидуальных показателей физического развития.

Исследованиями ученых-сурдопедагогов установлено, что антропометрические показатели физического развития детей с недостатками слуха (рост, масса, окружность грудной клетки) почти не отличаются от антропометрических данных слышащих сверстников. Для глухих и слабослышащих характерно поступательное, хотя и неравномерное физическое развитие. Дисгармония в развитии глухих проявляется в более низком по сравнению с нормой уровня развития физических качеств. Особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как точность, равновесие и координация движений, скоростно-силовые качества. Их развитие происходит неодинаково. Скоростно-силовые качества отличаются от нормы незначительно (отставание на 5-10%). Координация и точность движения глухих отстоят от нормы в большей степени (на 15-20 %).

Функция равновесия – одна из сложнейших. В ней принимают участие несколько анализаторов (зрительный, вестибулярный, двигательный и тактильный). У многих детей с недостатками слуха нарушается деятельность вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия в пространстве. У глухих детей уровень развития равновесия отстает от нормы в 3-5 раз. По некоторым данным, глухие по показателям равновесия уступают не только слышащим, но также слепым и умственно отсталым.

Для определения системы физического воспитания детей с недостатками слуха принципиальное значение имеет понимание причин недостаточного развития двигательных качеств. Основной причиной отставания в развитии двигательной сферы является нарушение слуха, вызванное различными неблагоприятными факторами пренатального, тонального и постнатального развития. Установлено, что одной из причин, снижающих качество основных движений, является ограниченность словесной информации о выполняемых движениях[5]. Учеными доказано, что в обучении физическим упражнениям существенную роль играет слово. На определенных этапах обучения движениям слово оказывается более доходчиво, чем прямое восприятие (при разъяснении отдельных деталей движения, которые трудно воспринять)[6].

Задерживает развитие двигательных качеств ограниченная двигательная активность детей. Ученые называют гиподинамию причиной недостаточного развития отдельных двигательных качеств и ослабления всех физиологических функций организма, его нервно-мышечного аппарата. Увеличение моторной плотности занятий, повышение двигательной активности детей положительно сказываются на двигательных качествах[7].


2. Отечественная сурдопедагогика о возможностях коррекции недостатков физического развития детей с нарушенным слухом

Исследование проблемы физического воспитания детей с недостатками слуха связано не только с учетом закономерностей физического развития слышащих детей, но и со знанием последствий нарушения слуха, оказывающих влияние на физическое развитие ребенка. Двигательная активность для инвалида – это стимул жизни, постоянно лимитирующий его возможности во всех сферах жизнедеятельности. Через движение осуществляется процесс бытовой, психической, физической, социальной, культурной адаптации. Возможность расширения двигательной активности является одной из глобальных задач, имеющих личное значение для каждого инвалида, так как освоение движений дает ему независимость и уверенность в своих силах, расширяет диапазон двигательных возможностей, улучшает психическое здоровье, повышает физические кондиции, жизненный тонус, рождает надежду и приносит радость общения с другими людьми.

Советские психологи и сурдопедагоги (Р. М. Боскис, Л. С. Выготский, Т. А. Власова, А.И. Дьячков, А. Р. Лурия, Н.Г. Морозова, И. М. Соловьев, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф, Б. Д. Корсунская, Н. А. Pay и др.) установили, что поражение слуха приводит к нарушению развития ребенка. На протяжении истории сурдопедагогики известны разные подходы в преодолении отставания в развитии неслышащих детей (школьников 7-10 лет). Советскими учеными выдвинуто и научно обосновано положение о возможностях компенсации аномального развития через организацию специального обучения и воспитания.

Рассматривая сущность процессов компенсации, советский психолог Л.С. Выготский пришел к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны, происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с болезнетворным фактором, а с другой – возникают приспособительные компенсаторные механизмы. Процесс компенсации аномального развития Л.С. Выготский понимает, в противоположность биологизаторской концепции, не как автоматическое замещение пострадавшей функции, а как следствие самостоятельного упражнения ущербной функции и результат направленного развития сохранных сторон психической деятельности и личности аномального ребенка. Л.С.Выготский считает, что исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в высокой степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов. В зависимости от успешности компенсации и коррекции дефекта меняется его структура. Гиподинамия создает неблагоприятные условия для интеллектуального развития ребенка, снижает его умственную работоспособность, познавательную активность. Режим гиперкинезии (чрезмерной двигательной активности) также не способствуют лучшему развитию детей, так как возникают нарушения в деятельности сердечно-сосудистой и других систем[8].

Таким образом, пониженная двигательная активность (на 50% и более по сравнению с нормой) и повышенная (более чем на IO – 30 %), по мнению большинства ученых, не дают оздоровительного эффекта. Гигиенической нормой двигательной активности ученые предлагают считать такие величины, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движении, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья детей и их гармоническому развитию в дальнейшей жизни. Как отмечает А.Г.Сухарев: «Критериями «нормы» является динамика иммунобиологической реактивности и заболеваемости детей, уровень и гармоничность развития основных физических качеств и морфофункциональных признаков». В количественном отношении одним из показателей двигательной активности является количество локомоций (передвижений) в сутки, а также соотношение динамического и статистического компонентов в режиме дня. Для 6-7-летних школьников 7-10 летнормой принято считать 20-25 тысяч шагов в сутки. Изучение режима двигательной активности детей в дошкольных учреждениях показывает, что для каждой возрастной группы детей характерно определенное количество локомоций в течение разных промежутков времени: дня, недели, месяца, сезона и т.д. Установлена прямая зависимость двигательной активности детей от особенностей их воспитания. Внутри одной возрастной группы выявлены большие различия в двигательной активности, обусловленные состоянием здоровья, индивидуальными особенностями и физической подготовленностью детей (Л.В. Карманова). Знание особенностей развития двигательных навыков и двигательных качеств у слышащих детей дошкольного возраста дает нам возможность выявить общее и своеобразное в физическом развитии детей с недостатками слуха. Теоретические основы и принципы компенсации при нарушении функций разработаны на основе диалектико-материалистического метода и учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности советскими физиологами и психологами[9].

Таким образом, дефекты у аномальных детей (школьников 7-10 лет) следует рассматривать в динамическом аспекте, так как формирование новых функциональных систем на определенных стадиях развития ребенка приводит к положительным качественным изменениям[10].


3. Педагогическая характеристика физического воспитания детей с нарушением слуха

Рассмотрим особенности формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств у дошкольников. Данные, полученные разными авторами (Л. В. Карманова,; М. Ю. Кистяковская, и др.) выявляют существенные отличия в показателях навыков основных движений у мальчиков и девочек разных возрастных групп, причем у мальчиков 3-7 лет все показатели выше, чем у девочек одного возраста, что дало основание некоторым ученым предложить разные показатели для мальчиков и девочек. В то же время, еще Е. Г.Леви-Гориневская – одна из первых авторов советской системы физического воспитания школьников 7-10 лет– отмечала, что различия в показателях зависят не от половых морфофункциональных особенностей детей, а от условий воспитания. Это положение подтверждено данными исследований Г. В. Сендек, О. Г. Аракеля и других ученых.

Данные ученых свидетельствуют о ведущей роли физического воспитания в развитии навыков основных движений детей, выявляют большие различия в показателях детей одного возраста и пола при одинаковых условиях воспитания. Так, например, у четырехлетних слышащих мальчиков длина прыжка с места составляет от 40 до 103 см (данные Е.Н. Вавиловой). Наличие высоких показателей не может быть объяснено только явлением акселерации, так как имеются и низкие показатели, что еще раз подтверждает вывод о решающем влиянии условий воспитания.

Авторы приведенных исследований приходят к выводу о наличии комплекса разнообразных факторов, усложняющих определение единых для всех детей одной возрастной группы нормативов. По их мнению, установление возвратно-половых нормативов основных движений и физических качеств детей дошкольного возраста зависит от индивидуальных особенностей, условий жизни, содержания и методики физического воспитания детей. Имеющиеся показатели определены лишь по данным большого числа детей без учета названных факторов.

Специальные исследования в области физического воспитания школьников 7-10 лет(А.И. Быкова, Е. Г. Леви – Гориневская, Т. И. Осокина, Э.С. Вильчковский) и практика физического воспитания показывают, что при обучении ходьбе, бегу, прыжкам, метаниям нужно уже в дошкольном возрасте формировать прочные двигательные навыки, так же как и в некоторых спортивных видах упражнений: ходьбе на лыжах, езде на велосипеде, плавании и т.д. В дальнейшем приобретенные навыки совершенствуются в соответствии с новыми условиями жизни.

Как показывают исследователи при целенаправленном педагогическом воздействии одновременно успешно формируются двигательные умения и физические качества. Изучив двигательные качества детей дошкольного возраста, Е. Н. Вавилова установила возможность комплексного развития их у детей и разработала свою методику.

Н.А. Ноткина и Г.М. Касаткина, анализируя психомоторное развитие детей дошкольного возраста, выявили возрастные периоды, наиболее благоприятные, по их мнению, для развития тех или иных качеств. Так, Н. А. Ноткина считает, что в младшем дошкольном возрасте наиболее успешно развиваются силовые способности, которые в характеристике психомоторики детей этого возраста наиболее широко связаны с другими сторонами развития ребенка. Ею выявлено, что пятилетний возраст характеризуется тесной связью физического развития со скоростно-силовыми способностями и статической выносливостью; шестилетний – широкой взаимосвязью всех показателей и особой успешностью развития скоростных показателей, гибкости и выносливости; семилетний – всех отмеченных способностей и особенно координационных. Н.А. Ноткина подтверждает мнение ученых о том, что в дошкольном возрасте комплексное применение упражнений для развития разных качеств обеспечивает их равномерное развитие.


Заключение

Как установлено физиологами и психологами, при нарушении слуха компенсация отсутствующего слухового контроля осуществляется за счет увеличения роли сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, двигательного. Особенно важная роль в компенсаторном процессе у неслышащих людей принадлежит зрительному анализатору, на который падает самая большая нагрузка, так как отсутствующие слуховые впечатления частично компенсируются зрительными.

При сравнительном исследовании функциональной активности зрительного и двигательного анализаторов у глухих младших школьников выявлено снижение лабильности двигательного анализатора и повышение лабильности зрительного анализатора (Б. В. Сермеев ). Таким образом, экспериментально подтверждено существовавшее мнение (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, и др.) о том, что потеря слуха не оказывает такого значительного влияния на функционирование зрительного анализатора, какое обнаруживается в двигательной системе, и повышение лабильности зрительного анализатора глухих детей имеет стойкий компенсаторный характер. Зрительной и кинестетической чувствительности принадлежит серьезная роль в процессе компенсации функций двигательного анализатора, особенно таких как сохранение равновесия, ориентировка в пространстве. Как отмечает А.П. Розова, «при ходьбе и других движениях у детей с недостатками слуха устанавливается соотношение своих движений и кинестетических ощущений, возникающих при этом, со зрительно воспринимаемым пространством, замыкаются зрительно-двигательные временные связи. Эти связи помогают ориентироваться в ранее виденном пространстве даже на основе одной кинестетической чувствительности, например, в темноте». Все это свидетельствует о сложности компенсаторных механизмов и необходимости коррекционного обучения не только в слуховой, но и в двигательной сфере.


Список используемой литературы

  1. Аксенов, А. В. Повышение эффективности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04/Аксенов Андрей Владимирович; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.]. – Санкт-Петербург, 2012. – 203 с.
  2. Виленская, Т. Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.04/Виленская Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма]. – Краснодар, 2012. – 515 с.
  3. Губарева, Н. В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04/Губарева Наталья Владимировна; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта]. – Омск, 2012. – 235 с.
  4. Кардаш, Я. А. Педагогическое взаимодействие коррекционного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.03. – Екатеринбург, 2012. – 170 с.
  5. Картавцева, А. И. Комплексный подход в адаптивном физическом воспитании неслышащих детей старшего дошкольного возраста: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04/Картавцева Анна Ивановна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта]. – Санкт-Петербург, 2013. – 240 с.
  6. Овсянникова, Е. Ю. Методика коррекции физического развития и физической подготовленности глухих школьников в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04. – Киров, 2012. – 165 с.
  7. Федорова, Т. А. Педагогическая модель обучения спортивному ориентированию детей с нарушением слуха на основе использования упражнений креативного характера: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04/Федорова Тамара Александровна; [Место защиты: Тул. гос. ун-т]. – Пермь, 2013. – 186 с.
  • Электронные ресурсы:

  • Теория и организация адаптивной физической культуры Tl 1 [Текст] : учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2005. - 296 с.: ил. https://studfiles.net/preview/4113293/
  • Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб- ное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с. https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/


[1] Аксенов, А. В. Повышение эффективности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Аксенов Андрей Владимирович; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.]. - Санкт-Петербург, 2012, с. 120.

[2] Виленская, Т. Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.04 / Виленская Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма]. - Краснодар, 2012, с. 123.

[3] Губарева, Н. В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Губарева Наталья Владимировна; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта]. - Омск, 2012, с.167.

[4] Виленская, Т. Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.04 / Виленская Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма]. - Краснодар, 2012, с. 124.

[5] Аксенов, А. В. Повышение эффективности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Аксенов Андрей Владимирович; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.]. - Санкт-Петербург, 2012, с. 125.

[6] Виленская, Т. Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.04 / Виленская Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма]. - Краснодар, 2012, с. 125.

[7] Губарева, Н. В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Губарева Наталья Владимировна; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта]. - Омск, 2012, с.169.

[8] Аксенов, А. В. Повышение эффективности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Аксенов Андрей Владимирович; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.]. - Санкт-Петербург, 2012, с. 129.

[9] Виленская, Т. Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.04 / Виленская Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма]. - Краснодар, 2012, с. 128.

[10] Губарева, Н. В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Губарева Наталья Владимировна; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта]. - Омск, 2012, с.169.