презентация на тему ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН» –
учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания
с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный образовательный маршрут | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации утвержденный 29 декабря 2012 года N273-ФЗВ установил уровни общего образования. Первым уровнем образования принято дошкольное образование.
В ст. 5 п. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья , для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.
В основе этих условий должны быть положены специальные педагогические подходы наиболее подходящие для этих лиц в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья .
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей .
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН» – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Правовая база позволяет выстраивать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ребенка с инвалидностью индивидуальный (инклюзивный) образовательный маршрут .
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ формирования индивидуальных (инклюзивных) маршрутов определяются подлинными нуждами дошкольной образовательной организации и существующими противоречиями, предъявляемыми современными требованиями к дошкольному образованию и реальными условиями обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) детей и необходимостью разработки индивидуальных маршрутов инклюзивного образования в соответствии с Законом об образовании РФ и ФГОС ДО и недостатком методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам инклюзивного дошкольного образования .
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНЫЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретной дошкольной организации специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СПЕЦИАЛИСТОВ – предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ОВЗ , особыми образовательными потребностями и помочь ей сделать выбор.
ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОШКОЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ: - подходят ли условия образовательной организации для комфортного существования в нем ребенка – создана ли безбарьерная среда ; - насколько ребенок готов к посещению детского сада ; - есть ли возможность создания индивидуально-ориентированных программ на основе образовательной программы дошкольной организации, и будет ли ребенок, обучающийся по этим программам, достаточно успешен при их выполнении; - есть ли в данной дошкольной организации структурные подразделения, дополнительные специалисты, способные оказать профессиональную помощь ребенку; - организовано ли психолого-педагогическое сопровождение .
ДВИЖЕНИЕ РЕБЕНКА МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ ВНЕШНИМ ВНУТРЕННИМ по округу или городу внутри одного сада которые реализуются одновременно или последовательно
ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА - возраст ребенка; - состояние здоровья; - уровень готовности к освоению образовательной программы; - возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременное обращение к специалистам; - особенности, интересы и потребности ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата; - профессионализм специалистов дошкольной организации; - возможности дошкольной организации удовлетворить специальные и особые образовательные потребности ребенка; - возможности материально-технической базы дошкольной организации; - возможности и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия ребенком дома; - наличие в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других образовательных организаций.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ИНКЛЮЗИВНОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
ПЕРВЫЙ ЭТАП: КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ОВЗ ЦЕЛЬ: определение актуального уровня развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) ( психолог, логопед, дефектолог, психоневролог) РЕЗУЛЬТАТ ОБСЛЕДОВАНИЯ : даются рекомендации по оптимальному образовательному маршруту и созданию специальных условий обучения в образовательной организации
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА 1.Титульный лист (указывается заключение ТПМПК; срок реализации индивидуального образовательного маршрута; данные на ребенка). 2 Психолого-педагогическая характеристика на ребенка. 3. Диагностика специалистов. 4. Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута. 5.Организационно-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута: - форма организации и условия проведения -формы контроля и учета достижения ребенка. -направления и содержание работы .
При разработке индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута обязательно учитываются организационные условия включения различных детей с ОВЗ в образовательное пространство (в соответствии с заключением ТПМПК ) и уточненные в ходе деятельности ПМПк . Внешние индивидуальные инклюзивные образовательные маршруты могут составляться в рамках образовательного пространства округа или города на основе договоров . Внутренние индивидуальные инклюзивные образовательные маршруты составляются ПМПк с учетом возможностей дошкольной организации.
ВТОРОЙ ЭТАП: ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ИНКЛЮЗИВНОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА - о предельно допустимых нормах образовательной нагрузки; - об основных образовательных программах ; - о дополнительных коррекционно-развивающих программах ; - о содержании психолого-педагогической коррекции; - о возможности и правилах внесения изменений в индивидуальный (инклюзивный) образовательный маршрут . РАБОТУ ВЫПОЛНЯЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ( ПМПк ).
ТРЕТИЙ ЭТАП: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ определяются: - механизмы и конкретные способы реализации индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ТПМПК); - методики оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в образовательной организации.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВСЕХ ДЕТЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ ) При выявлении изменений психофизического и соматического состояний ребенка с ОВЗ НАПРАВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К СПЕЦИАЛИСТАМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ.
Координации деятельности педагогического коллектива дошкольной организации по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов сада – координатора по инклюзии . Это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим или психологическим образованием ( учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог ), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку в области инклюзивного образования.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ КООРДИНАТОРА – обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательной организации, адаптации образовательной организации к новым условиям функционирования.
ОБЯЗАННОСТИ КООРДИНАТОРА ПО ИНКЛЮЗИИ: - взаимодействие с ПМПк для получения рекомендаций по определению индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута и условий, необходимых для эффективного включения и успешной адаптации ребенка с ОВЗ в дошкольную организацию; - организация подготовки персонала инклюзивной группы к приходу ребенка с ОВЗ; - организация подготовки родителей детей к приходу в группу ребенка с ОВЗ - организация методической помощи специалистам по адаптации каждого ребенка с ОВЗ и включению его во взаимодействие с другими детьми; - организация и контроль за проведением психолого-педагогической диагностики с целью отслеживания динамики развития ребенка (2 раза в год); -организация взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ; -совместно с членами административной группы организация открытых занятий, мастер-классов, семинаров с целью повышения квалификации педагогического состава, семинаров и тренингов для родителей.
Разработка и реализация индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута создает необходимые условия совместной работы коллектива дошкольной организации и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития каждого ребенка с ОВЗ и его социализации.