Кризис 7 лет (Консультация для родителей)

В период кризиса 7 лет у детей возникают новые формы поведения, касающиеся отношений с близкими взрослыми, которые можно условно разбить на три категории.

"Негативистские симптомы", которые имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений: спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы.
"Нейтральные симптомы" - внешний вид, взрослое поведение.
"Положительные приобретения" взрослеющего ребенка: самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, интерес к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7_let.docx80.7 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Asus\Desktop\behaviour.jpg

«Как  успешно  преодолеть

кризис 7 летнего возраста»

Кризис  7 лет и  обучение в школе

В период кризиса 7 лет у детей возникают новые формы поведения, касающиеся отношений с близкими взрослыми, которые можно условно разбить на три категории.

"Негативистские симптомы", которые имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений: спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы.
"Нейтральные симптомы" - внешний вид, взрослое поведение.
"Положительные приобретения" взрослеющего ребенка: самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, интерес к школе.

     По данным психологов, дети с выраженным негативным поведением (выраженное протекание кризиса 7 лет) оказываютсялучше психологически готовы к школе, чем их сверстники со "стертыми" симптомами кризиса. Это подтверждают экспериментальные исследования. Таким детям свойственны:

  1. «Негативистские» симптомы. Уже в начале года родители отмечают у них такие симптомы, как спор, паузы, непослушание, несколько реже встречаются упрямство, хитрость, капризы, болезненная реакция на критику. Таким образом, у детей этой группы преобладают активные типы поведенческих реакций.
  2. Что касается "нейтральных" симптомов, то они в меньшей степени выражены у детей этой группы. Тем не менее, они проявляют внимание к собственной внешности, стремятся участвовать во взрослой жизни, любят оказаться во взрослой компании "на правах взрослого" и т. п.
  3. Особый интерес представляет третья категория симптомов. У детей с высоким уровнем готовности к обучению наблюдается наибольшая выраженность самостоятельного поведения. Их характеризует внимательное отношение к занятиям, достаточно высокий уровень сформированности игровой и учебной деятельности, адекватное общение со сверстниками.

 

       У детей, готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка, как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать

     

Детям с низким уровнем психологической готовности к школе свойственно:

  1. Низкая выраженность  как "негативистских", так и "конструктивных" ("положительных") симптомов.
  2.  Преобладание пассивных форм  непослушания, а также болезненная реакция на критику, преувеличенная чувствительность к оценкам родителей, плаксивость, капризы.
  3. Слабо представленысимптомы самостоятельного поведения

Первоклассники с низким уровнем психологической готовности, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций, начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение. Это еще раз подтверждает, что кризис - это закономерный этап психического развития ребенка, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к особенностям поведения их детей в этот непростой период.

Как вести себя родителям.

Для взрослого детский возрастной кризис - кризис сложившейся в семье системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их стратегии уже неэффективны. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Если же родители пытаются сохранить старые формы взаимодействия, то это приводит к неблагополучию в отношениях с ребенком и к собственным эмоциональным проблемам.

Что же может сделать взрослый? Действия взрослого, как правило, проходят два этапа - этап усиления и этап поиска.

Этап усиления:

      Сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе, ищет новые. Первая реакция взрослого, как в любой ситуации непонимания, - сказать громче, сделать указание жестче, наказать при невыполнении требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Именно реакция взрослого становится условием «невоспитуемости». В этом и проявляется неспособность взрослых к пластичности, определенная "отсталость" системы воспитания.

На этом этапе возможны две полярные стратегии поведения родителей: безусловный запрет и полное попустительство.

      В  случае  безусловного запрета действия ребенка наталкиваются на прямое противодействие и просто не находят пространства для реализации. Это приводит к непосредственному конфликту с взрослым.Ребенок лишается возможности осуществить реальные действия, его развитие блокируется. Ребенок не приобретает опыта построения собственного действия.
         Полное попустительство так же вызывает отрицательную реакцию ребенка. Такое поведение взрослых может привести к необратимым результатам неконтролируемых действий ребенка.  Особое, часто демонстративно вызывающее поведение ребенка - своеобразное послание, запрос к взрослому с призывом обратить внимание, заметить и ответить. Такой ответ, реакция ему необходимы, иначе его действия не достигают цели. Даже отрицательная реакция лучше, чем игнорирование.
Таким образом, обе эти полярные стратегии оказываются неадекватными задачам развития ребенка в критический период его жизни.

Этап поиска:

На следующем этапе развития ситуации взрослый начинает искать новые способы взаимодействия с ребенком. Если удается выстроить "понимающие" отношения, то проблемы "трудновоспитуемости" снимаются.

       Выстраиванию этих отношений будет способствовать осознание собственных целей, так как цели взрослых порой внутренне конфликтны, они противоречат друг другу. Так, с одной стороны, родитель ждет от ребенка большей самостоятельности, а с другой - неукоснительного выполнения действий "как полагается".  Поэтому родителям надо найти баланс между предоставлением ребенку большей самостоятельности и сохранением семейного уклада.      Это наиболее сложный момент, собственно, это и есть стержень ситуации кризиса.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут облегчить этап поиска и выстроить «понимающие» отношения с ребенком:

  • Позитивной стратегией взрослого становится такая, которая превращает действие ребенка изрезультативного в пробующее. Для этого необходимо изменение условий. Суть их состоит в том, что новые действия или требования ребенка включаются в другой контекст (к примеру, из плоскости разрешение-запрет в плоскость самостоятельность-ответственность).

Ситуация 1.Владик пошел в первый класс, но у него еще ярко выражены "негативистские" симптомы - спор, непослушание, упрямство. На запрет родителей смотреть телевизор, пока не сделаны уроки, он реагирует долгими пререканиями. Иногда идет в комнату как будто делать уроки, а сам в это время играет. Наконец мама решила сделать специальную таблицу, где было наглядно представлено, что Владик делает самостоятельно, а что - с помощью родителей. Было оговорено, что время для уроков он выбирает сам, но к шести часам все должно быть сделано.
Ситуация 2. Родители стали замечать, что Катя (шесть лет восемь месяцев) стала подражать взрослой сестре: примеряет ее туфли, копирует походку, даже манеру говорить. Старшая сестра увлеченно занимается живописью и лепкой. Она решила привлечь Катю к своим занятиям, и ей это удалось. Постепенно внешние признаки подражания начали исчезать, а вот увлечение оказалось серьезным.

  • Важно, чтобы расширялась сфера "положительных приобретений" ребенка  - появлялись самостоятельные занятия, возникали новые интересы. Это    направляет течение кризиса в конструктивное русло и приводит к его нормальному  разрешению.

  • В общении с ребенком следует соблюдать правила, которые помогают ребенку взрослеть.
    Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
    Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
    Правило 3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".

Ситуация 3. Мама зовет сына обедать, а он не реагирует и продолжает заниматься своим делом. Когда наконец он появляется на кухне, суп уже давно остыл. Мама предлагает ему самостоятельно разогреть еду, а потом помыть тарелку, так как все уже поели и ей надо заниматься другим делом.

  • Обращение к ребенку не должно быть безличным, лучше подойти к нему, назвать по имени и постараться как-то привлечь его внимание. Конечно, лучше, когда в семье принято садиться за стол вместе и ребенок понимает, что его все ждут.

  • Один из важных принципов воспитания - это принцип динамического равновесия, подразумевающий гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Особенно важен этот принцип в критические периоды, когда ребенок выходит на новый уровень самостоятельности. Ребенок должен понимать, что получение новых прав сопряжено с появлением новых обязанностей (например, теперь ребенок может сам сходить в гости к другу, но также он может и присмотреть за младшей сестренкой).

  • Другой важный принцип, это то, что в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Но их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Можно использовать образ четырех цветовых зон поведения ребенка:

- зеленая зона - все то, что разрешено делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию;
-
желтая зона - действия ребенка, в которых ему предоставлена относительная свобода (определенные границы: может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил);
-
оранжевая зона - такие действия ребенка, которые, в общем, родители не приветствуют, но ввиду особых обстоятельств допускают (возможны исключения);
-
красная зона - категорические "нельзя", действия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах.
В критический период в связи с выходом ребенка на новый уровень развития родителям следует пересмотреть свои требования -
зеленая зона должна постепенно расширяться.

  • Кризис семи лет - первый из критических возрастов, когда возможны вербальные (словесные) формы помощи ребенку в проживании трудного периода. Если ребенок склонен методично ("занудно") обсуждать свои требования и желания, это дает возможность воссоздать действие в словах, не проигрывая их в реальности. При всей возможной утомительности такого поведения для окружающих подобное решение ситуации весьма полезно. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение, то есть вербальное удерживание ситуации возможного действия, является одной из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребенка. Можно поразмышлять с ребенком на тему "действие - его последствия", проследив, что будет в случае выполнения или невыполнения требований ребенка взрослым.

  • При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и уклад - ребенок уже в состоянии воспринять логические доводы и обоснования. Впрочем, есть вещи (уважение к старшим, некоторые запреты), которые могут и должны оставаться в области "так принято".

  • Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм деятельности. Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязанности. Если же ребенок через короткое время "забудет" о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, следует напомнить ему об этом. При этом желательно выразить надежду на то, что ребенок с этим справится.

  • Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии). Не стоит жалеть времени на разговоры об увиденном.

  • Даже в самых простых ситуациях нужно  дать ребенку почувствовать свою самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Иногда взрослым не стоит бояться проявить свою "слабость", особенно если у ребенка ярко выражено стремление к взрослости. Например, после слов "Ты знаешь, я сегодня очень устала и хотела бы лечь пораньше" - большая вероятность того, что ребенок пойдет спать вовремя. Детям нужно оставлять возможность позаботиться о родителях, тогда они вырастут более чуткими к нуждам других людей.

Если своевременно поощрять и поддерживать стремление ребенка к новому, более «взрослому» положению в жизни, возрастной кризис у ребенка может пройти практически незаметно.