Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Педагог-психолог:

Андреева Н.В.

Котовск, 2020

Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями психо-коррекционной работы, которые используются педагогом-психологом в ДОУ с детьми с ОВЗ следующие:

- диагностическая работа,

- коррекционно-развивающая работа,

- профилактическая и консультативная работа с родителями.

Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы.

В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико- педагогической диагностике, позволяющей:

  •  своевременно выявить детей с ОВЗ;
  •  выявить индивидуальные психолого- педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
  •  определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
  •  обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
  •  спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
  •  оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
  •  определить условия воспитания и обучения ребёнка;
  •  определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.

Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого.

Индивидуальные занятия по когнитивному развитию проводятся с ребёнком один раз в неделю.

Занятия позволяют решить ряд задач:

• Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в групповых занятиях. Постепенное увеличение самостоятельности ребёнка.

• Приближение к более формальной обучающей среде, а также к дальнейшей интеграции детей в общество.

• Формирование собственной мотивации детей, направленной на участие в различных видах групповой деятельности.

• Постепенное обучение совместной деятельности. Формирование у детей системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.

Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности с детьми с ОВЗ, поскольку сюжетно-ролевая игра является той доступной для ребёнка моделью реальной жизни, где он может самостоятельно принимать решения и планировать свои действия.

Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс.