Применение студентами - бакалаврами педагогического профиля подготовки методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.
Научная работа по теме:
"Применение студентами - бакалаврами педагогического профиля подготовки методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение студентами - бакалаврами педагогического профиля подготовки методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.
Умение работать с большим потоком информации является одним из основных требований к личности современного студента, правильно организованный процесс переработки и усвоения информации, помогает обучающему в успешном освоении учебной программы. Грамотно выстроенный алгоритм работы с различными группами данных существенно сокращает количество времени, которое студент затрачивает на выполнение домашних заданий и подготовку к практическим и семинарским занятиям. Большинство студентов при подготовке к экзаменационной сессии уделяют большое внимание фиксации, заучиванию и запоминанию информации, изученной в течении семестра. Однако, несмотря на природную способность запоминать, помнить и воссоздавать данные, одни студенты делают это лучше чем другие.
В данной работе мы рассматриваем методы, способствующие эффективному запоминанию текстовой информации, какие этапы работы с информацией существуют и какими методами пользуются студенты для запоминания тестовой информации.
Несмотря на существующее множество методов, запоминания информации, в данной статье мы бы хотели осветить, более удобные и актуальные методы работы с информацией, рекомендуемые для студентов. Стоит отметить, что речевые (текстовые) сведения запоминаются хуже, нежели образные, так как далеко не все фразы воспринимаются и переводятся мозгом в соответствующие образы. Поэтому для качественного запоминания текста, необходимо создать определенные условия и приложить волевые усилия.
Среди популярных методов на первом месте стоит логический метод. Словесно - логическая память считается основной согласно взаимоотношению к иным типам памяти, и от её формирования зависит формирование абсолютно всех иных типов памяти. Одним из первых отечественных специалистов по психологии значимость осмысления в запоминании изучал Н.А. Рыбников[1]. Его эксперименты выявили, то, что осознанное усвоение в 22 раза эффективнее автоматического. Важным обстоятельством обращения действий осмысления в логичные способы свободного запоминания считается их усовершенствование, доставление вплоть до умений и способностей. Главные способы логической обработки использованного материала - выделение конкретных смысловых частей, развитие основных пунктов, т.е. создание проекта, и сопоставление, т. е. соединение смысловых частей между собой и с ранее известным. Благодаря этому, логические способы запоминания текстовых и вербальный данных, не только увеличивают темп и свойство запоминания, но и формируют развитие памяти.
Так же увеличить результативность запоминания данных способен метод, который относительно называют «метод Симонида» или «метод Цицерона»[2]. Данный метод зародился еще в Древней Греции, и первое свое название получил по имени поэта Симонида, который запоминал нужную информацию следующим образом: он представлял хорошо знакомую комнату и в ней выделял место для новых знаний, так как будто они были определенными осязаемыми предметами. Современная версия данного метода заключается в основной идеи привязке данных к наружным факторам (обстоятельства, локация, окружающие предметы, действия, совершающиеся в данный момент).
Изучить материал за 4 повторения помогает метод, именуемый «ОВОД» (Основные мысли, Внимательное чтение, Обзор, Доводка)[3]. Первый этап заключается в чтении документа с целью восприятия ключевых идей и их связи. В случае необходимости, при большом объеме текста или изобилии профессиональной терминологии студенту предлагается выписать или выделить главные идеи, а также главную мысль текста. Второй этап включает в себя более тщательное прочтение текста, с подробным рассмотрением всех деталей. Третий этап состоит из свободного обзора текста, без углубления, можно прочесть текст с конца для того чтобы проанализировать как удалось связать главные идеи с деталями. После того как процесс чтения будет окончен, необходимо составить ориентировочный план текста. Четвертый этап представляет собой воспроизведение информации без опоры на существующий текст, только по памяти. Повествование строиться по технике определенной технике рассказа: сначала обозначаются значительные факторы, далее со временем припоминаются все без исключения детали, которые к ним относятся. После рассказа рекомендуется прочитать текст еще один раз, для того чтобы обратить внимание на то, что было упущено из виду, и проанализировать почему это произошло.
После анализа существующих методов, мы решили проверить: какие же методы пользуются популярностью в студенческой среде? Нами был проведен опрос среди студентов - бакалавров педагогического профиля подготовки. В опросе участвовали 47 человек, в возрасте 19-20 лет.
Респондентам должны были ответить на вопросы, связанные с использованием методов эффективного запоминания текстовой информации:
- Какие методы эффективного запоминания текстовой информации Вы знаете?
- Знаком ли Вам «метод Симонида»? Если да, то считаете ли Вы его эффективным? Почему? Если нет, то ознакомьтесь с содержанием данного метода и ответьте на вопрос, считаете ли Вы его эффективным?
- Знаком ли Вам «ОВОД»? Если да, то считаете ли Вы его эффективным? Почему? Если нет, то ознакомьтесь с содержанием данного метода и ответьте на вопрос, считаете ли Вы его эффективным?
- Какими методами запоминания текстовой информации Вы пользуетесь при подготовке к семинарским занятиям?
- Какими методами запоминания текстовой информации Вы пользуетесь при подготовке к экзаменам?
- Какой эффективный метод запоминания текстовой информации Вы бы посоветовали школьникам и студентам?
После обработки данных мы получили следующие результаты: 49% (23 чел.) опрошенных студентов предпочитают как метод запоминания информации, чтение вслух, 36% (17 чел.) пересказ и 15% (7 чел.) выбирают метод заучивания текста. Большинство студентов не знакомы с методами «метод Симонида» и «ОВОД» (23 опрошенных, что составляет 49%). Однако после изучения содержания данных методов, относят их к числу эффективных для запоминания текстовой информации: «метод Симонида» посчитало эффективным 32% (15 чел.), метод «ОВОД» 28 % (13 чел.). При подготовке к семинарским занятиям большинство студентов используют, вышеназванные знакомые им методы, а именно: чтение вслух - 38% (18 чел.) и 34% (16 чел.) – пересказ, те же самые методы используются и при подготовке к экзаменационной сессии, так же большинство, выбирают метод пересказа 42% (20 чел.) и чтение вслух - 34% (16 чел.). В качестве ответа на последний вопрос: «Какой эффективный метод запоминания текстовой информации вы бы посоветовали школьникам и студентам?», результаты были следующими: студенты считают, что чтение вслух и пересказ будут самыми действенными для школьников.
По результатам исследования, нами были сделаны следующие выводы: студенты недостаточно осведомлены о методах «метод Симонида» и «ОВОД». Для исправления данного положения в рамках работы инновационного проекта «Учитель нового поколения» нами была проведена работа, направленная на более глубокое изучение студентами данных методов. После подробного разбора каждого метода, студентам для работы был представлен научный текст, который требовалось запомнить, используя при этом, ранее изученные методы. После выполнения задания был проведен опрос с элементами рефлексии. 27 из 47 студентов назвали «метод ОВОД» более эффективным по сравнению с «методом Симонида». Ниже представлены ответы некоторых респондентов: «Мне знаком метод Симонида. Данный метод эффективен при подготовке к семинарским занятиям, так как акцент идет на взаимодействие с публикой, и главное, чтобы выступающий не растерялся при ответе. Так же я ознакомилась с методом ОВОД. По моему мнению, данный метод хорошо подошел бы при подготовке к экзаменам, так как информация, которую мы хотим запомнить, анализируется, несколько раз просматривается и зачем закрепляется в памяти». «Эффективность метода Симонида в том, что он позволяет запоминать информацию поэтапно (постепенно). А метод ОВОД, как я знаю, помогает усвоить материал методом повторения текста несколько раз»
Таким образом, мы пришли к следующим выводам. Студенты не знакомы с эффективными методами запоминания текстовой информации и предпочитают использовать проверенные, простые методы, с которыми они познакомились еще в школе. Однако, как показала практика, обучающиеся не против освоить новые более эффективные методы запоминания текстовой информации. Необходимые педагогические условия для знакомства с данными методами запоминания информации, возможно создать в начале обучения на первом курсе, в рамках изучения дисциплины: «Введение в педагогическую деятельность». Необходимо применять различные техники запоминания, подступать к процессу творчески и сочетать различные способы. Возможно комбинирование техник: применить технику с размещением нужных данных в воображаемом помещении и в то же время стараться создать картину как можно более запоминающей и живой.
Список использованной литературы:
- Матюгин И.Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения.- М.,1996.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
- Полонейчик И.И. Как легко учиться и сдавать экзамены. - М., 2003.
- Рыбников Н.А. Память, ее психология и педагогика. - М., 1930.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2007.
[1] Рыбников Н.А. Память, ее психология и педагогика. - М., 1930.
[2] Матюгин И.Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения.- М.,1996.
[3] Полонейчик И.И. Как легко учиться и сдавать экзамены. – М., 2003.