Творческие технологии в обучении английскому языку (мастер-класс для педагогов)

Кутузова Мария Владимировна

Еще раз напомним о специфике организации и проведения занятий в системе дополнительного образования. В нашем объединении мы занимаемся с учащимися разного возраста – от дошкольного до старшего школьного возраста, при этом не дублируем детсадовскую или школьную учебную программу – а дополняем её, добавляя новые единицы знаний или активизируя уже изученные в творческой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_i_master-klass_kutuzova_mv.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение культуры европейских стран как один из важнейших этапов культурного развития личности

(семинар)

Педагог дополнительного образования МУ ДО ДДТ г. Будённовска Наклейщикова Мария Владимировна

(т/о «Разговор» - английский язык)

Как известно, английский язык является международным, одним из наиболее общеупотребительных языков мира, а также сравнительно лёгким для изучения как детьми, так и взрослыми. К тому же, освоение иноязычной системы речи, письма, а также социально-культурологических образцов стран изучаемого языка значительно расширяет сознание человека в любом возрасте, активизирует познавательную деятельность, совершенствует важные психологические процессы (анализ, синтез, умение сравнивать и классифицировать) и т.д. Понимание того, что английский язык сегодня окружает нас повсюду: в кинотеатрах, музеях, путешествиях, компьютерных играх, при личном общении по скайпу с иноязычными сверстниками, в зарубежных поездках, делает процесс самостоятельного изучения языка личностно-ориентированным, направляя технологии языкового обучения в сторону поисков индивидуального подхода к обучающимся.

Изучение культуры европейских стран – неотъемлемый компонент интеллектуального и культурно-познавательного развития личности при изучении английского языка. Дело не только в том, что основная страна изучаемого языка Англия находится на территории Европы, а и в том, что английский язык относится к сравнительно большой группе европейских языков, широкое применение которых обусловлено ходом исторического, культурного и естественного социально-экономического развития стран мира. Английский язык стал популярным не только в силу его универсальности (простоты понимания и применения, наличия схожих с другими европейскими языками признаков написания и произношения), но и ввиду активного распространения социально-экономического и политического влияния Англии в Европе и в мире. Отсюда и политика применения (иногда даже «засилия») английского языка и англоязычной культуры в целом в странах Старого (Европа) и Нового (США) света.

Невзирая на тенденцию русскоязычного населения в силу геополитического расположения страны традиционно делить евразийское пространство на две части – Европу и Азию – мы можем утверждать, что культуры абсолютно всех стран одинаково важны для формирования планетарного мышления, для привития подрастающим поколениям общечеловеческих ценностей и осознаём, что английский язык не является наилучшим, претендующим на единственность существования, языком. Однако, в силу того, что восточные языки и культура Востока остаётся зачастую реже распространённой (иероглифичность написания в восточных языках, непривычная русскоязычному человеку, культура сдержанности и закрытости, зачастую непонятная русскому человеку с «широкой русской душой», традиция использовать иные символы для обозначения базовых состояний и потребностей человека – сравним чёрный цвет для символики похорон в России и белый цвет в Японской церемонии погребения, традиция открывать или закрывать волосы при входе в храм или собор и так далее), мы остановимся сегодня на той общемировой территории, с которой началось распространение английского языка – с Европы.

Чаще всего вопросы дошколят на английском языке связаны именно с воспитательными моментами. Например, почему у английских джентельменов присутствует фрак и котелок или трость; почему в Англии до сих пор монархия и какова роль королевы; почему англичане постоянно уточняют принадлежность всех частей тела при движениях «взять своей рукой», «посмотреть своими глазами», «поднять свою руку»; почему американцы и англичане постоянно улыбаются; почему целесообразнее при образовании просьбы использовать модальный глагол may вместо can или could вместо can; почему не принято отвечать прямо и долго на вопрос «Как дела?» в англоязычной системе общения, и так далее. Здесь внимательность детей иногда даже опережает взрослых – поскольку малыши оказываются пытливыми и любознательными; задача педагога дополнительного образования – раскрыть эту социокультурную разницу в общении жителей России и стран изучаемого языка.

Творческие технологии в обучении английскому языку

(мастер-класс для педагогов)

Педагог дополнительного образования МУ ДО ДДТ г. Будённовска Наклейщикова Мария Владимировна

(т/о «Разговор» - английский язык)

Еще раз напомним о специфике организации и проведения занятий в системе дополнительного образования. В нашем объединении мы занимаемся с учащимися разного возраста – от дошкольного до старшего школьного возраста, при этом не дублируем детсадовскую или школьную учебную программу – а дополняем её, добавляя новые единицы знаний или активизируя уже изученные в творческой форме.

С малышами дошкольного возраста занятия строятся с учетом еще не сформированных навыков чтения, письма, счёта – и поэтому преобладает игровая форма (речевая гимнастика, зарядка с инструктажем на английском языке, игры с пальчиковыми и наручными куклами, рисование и лепка с подписями на английском языке, производство макетов страны животных, карты растительного мира, стран и городов, дома, мини-театр, просмотр мультфильмов на английском языке с попыткой догадаться о сюжете, пересказать реплики героев на родном языке и другие формы работы).

С младшими школьниками мы занимаемся, принимая в расчет их умение работать в команде и выполнять простые учебные действия (работа по алгоритму, по образцу или проблемно-поисковая деятельность). В этом возрасте уже возможны такие формы работы как деловая игра (например, при изучении профессий, в теме «Путешествия» или «Деловой стиль общения»), ролевая игра (в теме «Семья» или «Транспорт», «Город»), возможно проведение мини-интервью, видеоконференций, даже экскурсий на английском языке. Конечно, перечисленные ранее формы работы – просмотр мультфильмов на английском языке, построение макетов стран и городов, проектная деятельность – также постоянно проводятся.

В подростковом возрасте учащихся, как известно, привлекает роль социума в широком смысле – однако, как правило, подростки тяготеют к малым группам. Поэтому занятия в небольшой языковой студии будут преимуществом для психолого-социального развития подростков. В данном возрасте необходимо максимально задействовать как можно более широкий спектр социальных контактов – здесь используются как игры на сплочение на английском языке, деловые и ролевые игры при изучении тем «Этикет», «Профессии», «Страны изучаемого языка» и других, а также целесообразно включение заданий на формирование и совершенствование навыков непосредственного общения на английском языке – проведение интервью на английском, просмотр и обсуждение на иностранном языке отрывков из кинофильмов или короткометражных фильмов или телепередач, участие в онлайн-семинарах по английскому языку, а также в конкурсах, фестивалях как городского, так и краевого и общероссийского уровня. Характерные для более младшего возраста формы – построение макетов, составление рисунков с подписями – также могут применяться, но на более сложном уровне-с указанием большего количества деталей, с самостоятельным уточнением информации в учебной литературе или в сети Интернет на указанных педагогом сайте и так далее.

Наконец, в старшем школьном возрасте необходимо учитывать специфику развития обучающихся данной возрастной группы – желание выйти в широкий социум, предварительно определив свою профессиональную принадлежность. Для этого на занятиях мы не только проводим разные деловые и ролевые игры по темам «Профессии», «Путешествия», «Деловая этика», но и используем такие методы работы как совместная организация педагогом и воспитанниками англоязычного сайта для общения, проведение экскурсий на английском языке, съемка видеосюжетов на английском языке – в формах видеоинтервью, видеоконференций, телепрограмм, даже мини-кинофильмов. Задачей педагога здесь является не только задействовать всех участников образовательного процесса, дать задание каждому обучающемуся – но и комментировать вклад каждого участника, помогать в процессе выполнения общего проекта, а также проанализировать его успехи и неудачные моменты после выполнения, что учит школьников самостоятельно планировать, оценивать свою деятельность и делать выводы.

Инновационные формы обучения призваны преобразовать содержание деятельности педагога, активизируя процесс ориентации обучаемых на использование новых технологий. Нестандартные уроки как современные формы обучения являются важнейшим средством, формирующим у воспитанников интерес к обучению, способствуя снятию напряжения, помогая в выработке навыков учебной деятельности, на эмоциональном уровне воздействуя на детей, благодаря чему у них формируются прочные и глубокие знания и навыки. Инновационные формы обучения могут быть представлены следующими типами нестандартных уроков:

- учебное занятие в форме игры и соревнования (деловые, ролевые, КВН, викторина, дуэль, турнир, конкурс, эстафета и др.);

- урок-исследование, урок-интервью, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников;

- уроки с нетрадиционной формой изучения материала (урок откровения, урок мудрости и т. п.);

- уроки, носящие характер публичных форм общения (дискуссия, телепередача, диалог, пресс-конференция и др.);

- урок, имитирующий деятельность учреждений (редакционный совет, суд, ученый совет);

- урок-творческая фантазия (сюрприз, сказка, урок будущего).

Педагог дополнительного образования в своей работе должен творчески объединять как традиции, так и новаторство, поскольку только такой стиль работы с детьми развивает их и способствует повышению их обучаемости.

Еще возможные формы проявления и стимуляции творческой активности обучающихся в системе дополнительного образования при изучении английского языка:

1.        Проектная деятельность

2.        Макеты (страны, города, мир животных и растений, одежда, части тела, домашняя утварь, архитектура)

3.        Диалоги с игрушками

4.        Физкультминутки на английском языке

5.        Экскурсии на английском языке

6.        Интервью на английском языке

7.        Сюжетно-ролевые игры (деловые, имитационные)

8.        Просмотр мультфильмов и видеосюжетов на английском языке

9.        Коллаж по теме занятия

10.         Конкурс рисунков с подписями на английском языке

11.         Театрализованные формы – мини-представления на английском языке

12.         Ведение сайта/блога/группы в интернете на английском языке

13.         Клуб общения с иностранными сверстниками

14.         Игры с применением английского языка («Бинго», «Yes-No-Black-White», «Eatable-Uneatable», «Guess word»)

15.         Разучивание песен и стихов на английском языке

16.         Интерактивные формы занятий

17.         Урок-путешествие

18.         Урок-КВН

19.        Урок-конференция

20.         Урок-диспут

Использованные источники:

  1. http://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/metody-izuchenija-anglijskogo-jazyka.html - современные методики изучения английского языка.
  2. https://www.adme.ru/zhizn-nauka/6-metodov-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya-anglijskogo-879610/ - авторские методики обучения английскому языку.
  3. http://EnglishFull.ru/kursy/metodiki-izucheniya-anglijskogo.html - методики самостоятельного изучения английского языка.
  4. http://englishgu.ru/metody-izucheniya/ - обзор методик изучения английского языка
  5. http://angliyskiyazik.ru/effektivnye-metodiki-obucheniya-angliyskomu-yazyku-dlya-detey/ - методики обучения английскому языку детей.
  6. http://festival.1september.ru/articles/562467/ - авторский опыт применения эффективных методик обучения иностранному языку.
  7. https://ourbeat.wordpress.com/2011/03/13/изучение-английского-языка-самостоя-3/ - опыт самостоятельного изучения английского языка.
  8. http://fb.ru/article/4409/formyi-obucheniya-v-pedagogike-traditsii-i-novatorstvo
  9.  http://pu-39.ru/student/ucheba/138-metodforms.html
  10. http://studme.org/1612040617862/pedagogika/sovremennye_podhody_opredeleniyu_soderzhaniya_metodiki_obucheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta