Эффективные методики преподавания иностранных языков в дополнительном образовании (на примере английского языка)

Кутузова Мария Владимировна

В современном мире знание иностранного языка является не только личным предпочтением обучающихся, но и жизненной необходимостью, что осознают не только педагоги соответствующей учебной дисциплины, но и семьи учеников и сами дети, подростки и старшеклассники. Освоение иноязычной системы речи, письма, социально-культурологических образцов стран изучаемого языка значительно расширяет сознание человека в любом возрасте, активизирует познавательную деятельность, совершенствует важные психологические процессы (анализ, синтез, умение сравнивать и классифицировать) и т.д. Понимание того, что английский язык сегодня окружает нас повсюду: в кинотеатрах, музеях, путешествиях, компьютерных играх, при личном общении по скайпу с иноязычными сверстниками, в зарубежных поездках, делает процесс самостоятельного изучения языка личностно-ориентированным, направляя технологии языкового обучения в сторону поисков индивидуального подхода к обучающимся. В системе школьного обучения английскому языку трудно оптимально выстроить процесс взаимодействия учителя и класса или группы обучающихся в рамках урока, с опорой на предложенные школьной администрацией учебные пособия; система дополнительного образования предоставляет больше возможностей для самостоятельного выбора педагогом методов и средств эффективного обучения английскому языку. Рассмотрим их в нашей статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методики преподавания иностранных языков в дополнительном образовании (на примере английского языка)

Наклейщикова Мария Владимировна, педагог дополнительного образования МУ ДО ДДТ г. Будённовска Ставропольского края

В современном мире знание иностранного языка является не только личным предпочтением обучающихся, но и жизненной необходимостью, что осознают не только педагоги соответствующей учебной дисциплины, но и семьи учеников и сами дети, подростки и старшеклассники. Освоение иноязычной системы речи, письма, социально-культурологических образцов стран изучаемого языка значительно расширяет сознание человека в любом возрасте, активизирует познавательную деятельность, совершенствует важные психологические процессы (анализ, синтез, умение сравнивать и классифицировать) и т.д. Понимание того, что английский язык сегодня окружает нас повсюду: в кинотеатрах, музеях, путешествиях, компьютерных играх, при личном общении по скайпу с иноязычными сверстниками, в зарубежных поездках, делает процесс самостоятельного изучения языка личностно-ориентированным, направляя технологии языкового обучения в сторону поисков индивидуального подхода к обучающимся. В системе школьного обучения английскому языку трудно оптимально выстроить процесс взаимодействия учителя и класса или группы обучающихся в рамках урока, с опорой на предложенные школьной администрацией учебные пособия; система дополнительного образования предоставляет больше возможностей для самостоятельного выбора педагогом методов и средств эффективного обучения английскому языку. Рассмотрим их в нашей статье.

Какие методы обучения английскому языку считать эффективными? Мы уже называли критерий соответствия индивидуальным психологическим, возрастным качествам обучающихся; добавим такие - использование интерактивных, здоровьесберегающих технологий, применение безотметочного (оценочного) подхода, активизация игровых форм, построение диалогового общения педагога с учащимися, создание естественной языковой среды, активизация аудиовизуального и тактильного восприятия языковой реальности, использование наручных и пальчиковых игрушек, опора на схемы и таблицы для систематизации, в том числе в электронном виде, применение исследовательской и проектной деятельности, проблемное обучение, активизация межпредметных связей и др.

Как разобраться в параметрах и выбрать оптимальную методику преподавания английского языка в системе дополнительного образования? Перечислим три основных способа изучения иностранного языка: 1. самостоятельное изучение; 2. индивидуальное изучение с учителем (очное репетиторство с преподавателем или популярные занятия по скайпу); 3. групповое обучение (изучение английского в детском саду, школе, в кружке или секции, в творческом объединении в учреждении дополнительного образования, на курсах). Оставим преимущество обучения детей последнему способу в силу возрастной специфики детского и подросткового мышления и необходимости социализации как залога гармоничного развития личности.

Рассмотрим вкратце популярные методы изучения английского языка:

- метод Ильи Франка, суть которого в чтении специальных книг (фраза на английском, ее перевод и объяснение на русском);

- метод Игоря Шехтера, утверждающего, что наилучший способ обучить кого-то английскому – просто с ним общаться на этом языке;

- метод Николая Замяткина (суть метода: сначала вы многократно прослушиваете англоязычный текст, пока он не врезается в память, затем многократно воспроизводите его вслух);

- метод Александра Драгункина, который предлагает замену английских звуков русскоязычными аналогами (соответственно, метод имеет много ограничений в силу не полного соответствия фонетики обоих языков), также используются стихотворные памятки по грамматике;

- метод просмотра кино и сериалов с субтитрами;

- метод языковых школ Лингвалео и Дуолингво (изучающие язык участвуют в игре, проходя этапы-задания, проверяя свои умения и навыки, достигая повышенного уровня знаний);

- метод языковой школы Берлиц, принципы которой - надо сначала научиться говорить, а потом овладевать навыками чтения и письма; грамматику и лексику изучать в естественной занимательной беседе,  разговорном контексте; преподавать язык должны его носители; учащийся в процессе обучения должен принимать активное участие; родную речь не используют, как и понятие перевод на родной язык;

- метод Розетты Стоун, также исключающий перевод, заменяющий его ассоциативным рядом; словарный запас, синтаксис и грамматика усваиваются в ходе моделирования жизненных ситуаций; основной упор делается на зрительную память, в качестве дополнения советуют много читать самостоятельно; также нет правил и перевода, слова даются сразу в контексте, запоминание достигается за счет многочисленных повторений;

- метод компьютерной программы LEX; пользователь заучивает слова, фразы, речевые обороты, появляющиеся на экране; поддерживается возможность удаления и добавления лексики и её редактирования, изменения уровней интенсивности обучения и временных параметров; учитываются особенности человеческой памяти, внимания и восприятия; можно устанавливать и настраивать режимы перевода - прямой, обратный, письменный перевод, их случайное чередование; учащийся самостоятельно определяет количество правильных переводов, это является показателем того, что слово выучено; программа сопровождается справочником;

- погружение в языковую среду (основан на проживании в стране, где английский – государственный язык, и общении с его носителями);

- грамматико-переводной метод, когда вы переводите тексты со словарём с английского на русский, затем наоборот, начиная с простых текстов, постепенно усложняя задачу;

- зубрежка (нелюбим детьми и подростками, но элементов этого метода не избежать), основанная на использовании словаря, стикеров, аудио- и видеоуроков; когда словарный запас возрастёт, приступают к изучению грамматики.

Рассмотрим специфику организации и проведения занятий в системе дополнительного образования; в городском Доме Детского Творчества г. Будённовска английским языком занимаются с учащимися от дошкольного до старшего школьного возраста, не дублируя детсадовскую или школьную учебную программы, дополняя её, добавив новые единицы знаний и активизируя изученные единицы. Английский язык в МУ ДО ДДТ г. Буденновска преподаётся в игровой, диалоговой, интерактивной формах (диалоги с куклами, театрализованные формы, телепрограммы, видеоинтервью и экскурсии на английском языке, макеты с подписями на английском языке, проектные формы, просмотр мультфильмов и видеосюжетов на английском языке). С дошколятами занятия строятся с учетом еще не сформированных навыков чтения, письма, счёта – поэтому преобладает игровая форма (речевая гимнастика, зарядка с инструктажем на английском языке, игры с пальчиковыми и наручными куклами, рисование и лепка с подписями на английском языке, производство макетов страны животных, карты растительного мира, стран и городов, дома, мини-театр, просмотр мультфильмов на английском языке с попыткой догадаться о сюжете, пересказать реплики героев на родном языке и другие формы работы). С младшими школьниками занимаемся, принимая в расчет их умение работать в команде и выполнять простые учебные действия (работа по алгоритму, по образцу или проблемно-поисковая деятельность). В этом возрасте уже возможны такие формы работы как деловая игра (например, при изучении профессий, в теме «Путешествия» или «Деловой стиль общения»), ролевая игра (в теме «Семья» или «Транспорт», «Город»), возможно проведение мини-интервью, видеоконференций, даже экскурсий на английском языке. Также возможны просмотр мультфильмов на английском языке, построение макетов стран и городов, проектная деятельность. В подростковом возрасте учащихся привлекает роль социума в широком смысле – однако, подростки тяготеют к малым группам. В данном возрасте необходимо задействовать широкий спектр социальных контактов – используются игры на сплочение на английском языке, деловые и ролевые игры при изучении тем «Этикет», «Профессии», «Страны изучаемого языка» и других, а также задания на формирование и совершенствование навыков непосредственного общения на английском языке – проведение интервью на английском, просмотр и обсуждение на иностранном языке отрывков из кинофильмов или короткометражных фильмов или телепередач, участие в онлайн-семинарах по английскому языку, в конкурсах, фестивалях различного уровня. Характерные для младшего возраста формы – макеты, рисунки с подписями – также применяются, но на более сложном уровне (с самостоятельным уточнением информации в учебной литературе, в сети Интернет). В старшем школьном возрасте нужно учитывать желание обучающихся определить профессиональную принадлежность, поэтому на занятиях целесообразны деловые и ролевые игры по темам «Профессии», «Путешествия», «Деловая этика», такие методы работы как совместная организация педагогом и учащимися англоязычного сайта для общения, проведение экскурсий и съемка видеосюжетов на английском языке – видеоинтервью, видеоконференции, телепрограммы, мини-кинофильмы. Задачей педагога является задействовать всех участников образовательного процесса, прокомментировать вклад каждого участника, помогать в процессе выполнения общего проекта, проанализировать его успехи и неудачные моменты, что учит школьников самостоятельно планировать, оценивать деятельность и делать выводы.

Использованные источники:

  1. http://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/metody-izuchenija-anglijskogo-jazyka.html - современные методики изучения английского языка.
  2. https://www.adme.ru/zhizn-nauka/6-metodov-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya-anglijskogo-879610/ - авторские методики обучения английскому языку.
  3. http://EnglishFull.ru/kursy/metodiki-izucheniya-anglijskogo.html - методики самостоятельного изучения английского языка.
  4. http://englishgu.ru/metody-izucheniya/ - обзор методик изучения английского языка
  5. http://angliyskiyazik.ru/effektivnye-metodiki-obucheniya-angliyskomu-yazyku-dlya-detey/ - методики обучения английскому языку детей.
  6. http://festival.1september.ru/articles/562467/ - авторский опыт применения эффективных методик обучения иностранному языку.
  7. https://ourbeat.wordpress.com/2011/03/13/изучение-английского-языка-самостоя-3/ - опыт самостоятельного изучения английского языка.