План самообразования на 2015-2020 год.
План самообразования на 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования на 5 лет. 2015-2020 учебный год. | 24.55 КБ |
План самообразования на 5 лет. 2021-2026 учебный год. | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «детский сад общеразвивающего вида №35»НМР РТ
«План по самообразованию педагога»
Макалова Мария Михайловна
(Ф.И.О. педагога)
(воспитатель)___5 лет_____ ______
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения
через ознакомление с правилами дорожного движения»
(название темы)
__2015-2020гг__
(учебный год)
___2-7 лет
(возрастная группа)
План по самообразованию
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Актуальность: В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Основой содержания работы с детьми в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:
- Познавательное
- Речевое.
- Социально-личностное.
- Художественно-эстетическое.
- Физическое.
Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Цель:
- Изучить способы поведения на дорогах у воспитанников младшей группы.
- Создать оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
- Выявить эффективные формы работы в данном направлении.
Задачи: - Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
- Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.
Срок реализации: 5 лет (2015- 2020 учебный год)
Предполагаемый результат:
- Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
- Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Год | Наименование мероприятия |
2015-2016г-диагностический | - изучение методической литературы (автор) - пополнение, изучение материалов по ПДД - посещение КМО для воспитателей - выступление на родительских собраниях -выступление на пед.совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях - методические публикации - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, республиканском уровнях - изготовление дидактических игр для обучения детей по ПДД |
2016-2017г.-прогностический | - подготовка нормативных документов - пополнение, изучение материалов по ПДД - посещение КМО для воспитателей - выступление на родительских собраниях - выступление на пед.совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях -написание перспективного плана по ПДД - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном уровнях - изготовление дидактических игр для обучения детей по ПДД |
2017-2018г.-практический | - пополнение материалов по ПДД - посещение КМО для воспитателей - курсы повышения квалификации - выступление на родительских собраниях -выступление на пед.совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном уровнях - обучающие, контролирующие, обобщающие дидактические игры |
2018-2019г.-обощающий | - подготовка нормативных документов -пополнение, изучение материалов по ПДД - посещение и выступления из опыта работы КМО - участие воспитанников в конкурсах и смотрах - выступление на родительских собраниях -выступление на пед.совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, республиканском и федеральном уровнях - изучение интеллектуальных игр: словесные игры, игры-загадки, беседы. - пополнение дидактических игр по ПДД |
2019-2020г.-внедренческий | - пополнение материалов по ПДД - посещение и выступления из опыта работы КМО - выступление на общих родительских собраниях - выступление на пед.совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях - методические публикации - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, республиканском и федеральном уровнях - взаимодействие с родителями в рамках ФГОС - отчет о проделанной работе - обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ |
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2014 г.
- Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
- Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД», 1997.
- Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
- Храмцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
- Л. Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, « Корифей», 2009.
- В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Третий Рим», 2007
- Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005
- Данилова Т.И. Программа «Светофор».Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб.,2009.
- Белая К.Ю., Зимонина Л.А., Кондрыкинская Л.А., - Как обеспечить безопасность дошкольников:Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – М.,2000.
- Саулина Т.Ф. – Ознакомление дошкольников с правилами дошкольного двжения: Для работы с детьми 3-7 лет.-М.,2013.
- Хабибуллина Е.Я.-«Дорожная азбука в детском саду.»Конспекты занятий.-СПб.,2010.
- В.И.Мирясова(стихи про транспорт). Изд.Пегас – 2011 год.
- Три сигнала светофора Т.Ф. Саулина ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М.: Мозаика – Синтез. (Анализ методических рекомендаций данных в пособии Т.Ф.Саулиной сигнала светофора»).
- А.Усачев «Домик у светофора». Изд.АСТ- 2011год.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
на межаттестационный период
Макалова Мария Михайловна
воспитателя подготовительной группы
МАДОУ «детский сад общеразвивающего вида №35»
НМР РТ
Нижнекамского муниципального района
г. Нижнекамск Республики Татарстан
( с 2021 по 2026 г.г.)
План по самообразованию педагога
Макаловой Марии Михайловны
Тема: «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»
Цель: Создание условий, для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи:
1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;
2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;
3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;
4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru). |
Охрана здоровья. | Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие, игровые технологии. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта http://nsportal.ru/guzeliya-ildusovna Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2021 – 2026 учебный год)
2021-2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати (отбор статей из газетов и журналов) | Сентябрь |
2. | Разработка перспективного плана на 2020-2021 учебный год. | Сентябрь |
3. | Знакомство с работами других специалистов (просмотр сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов) | Сентябрь-Октябрь |
4. | Проведение мероприятий по плану | Ноябрь |
5. | Изготовление демонстративного материала; Изготовление дидактических игр. («Цифры в картинках», Дидактические игры «Составь узор», «Геометрическое лото») | Декабрь-Январь-Февраль |
6. | Выставки детских рисунков для родителей. | в течение года |
7. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | по плану старшего воспитателя |
8. | Изучение литературы: Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений». | Январь-Февраль |
9. | Составление дидактических игр: «Математические пазлы», «Собери целое», «Какой цифры не стало». | Февраль-Март |
10. | Консультация для педагогов на тему: «Развивающие игры для детей по методике Никитиных». | Март-Апрель |
11. | Разработка рекомендаций, памятки для педагогов и родителей. «Математика –это интересно». Информационный лист – папка перпдвижка. | Апрель-Май |
12. | Участие в конференциях и семинарах. | по плану старшего воспитателя |
13. | Открытые просмотры ООД по теме самообразования. На родительском собрании «Математические интересы» | Май |
14. | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС | в течение года |
15. | Ведение персонального сайта | в течение года |
16. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | по плану старшего воспитателя |
2022-2023 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме | Сентябрь |
2. | Изучить литературу А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки» | Сентябрь |
3. | Выставки детских рисунков для родителей. | в течение года |
5. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | по плану старшего воспитателя |
6. | Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми». | Октябрь |
7. | Изучить литературу Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст]/Н.Н.Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. — С.13. | Ноябрь |
8. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Декабрь |
9. | Проведение консультации для педагогов по теме «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности». | Январь |
10. | Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования. Тема «Мои игрушки». | Февраль |
11. | Семинар для воспитателей: «Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» | Март |
12. | Изучить литературу Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16 | Апрель |
13. | Конкурс поделок по теме | Май |
14. | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС | в течение года |
15. | Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве | в течение года |
16. | Ведение персонального сайта | в течение года |
17. | Диагностика динамики за два года по своей теме: - входной контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. | Октябрь Февраль Май |
2023-2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | В течение года |
2. | Пополнение картотеки методической литературы | Сентябрь |
3. | Составление перспективного плана мероприятий проекта на 2022-2023 учебный год. | Сентябрь-Октябрь |
4. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | в течение года |
5. | Разработка перспективного плана на 2021-2022 учебный год | Сентябрь |
6. | Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы. | в течение года |
7. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | в течение года |
8. | Изучение интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Maam.ru», «Инфо-урок». | Октябрь |
9. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | Ноябрь |
10. | Разработка картотек развивающих игр по ФЭМП. Пополнение картотеки методической литературы. | Ноябрь-Декабрь |
11. | Проведение консультаций, семинара-практикума для педагогов и родителей. | Декабрь-Январь |
12. | Оформление выставки совместного творчества детей и родителей. (Выставка рисунков «Величина»). | Март-Апрель |
13. | Развивающие игры и дидактические пособия по ФЭМП для детей своими руками. | Май |
14. | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС | в течении года |
15. | Ведение персонального сайта | в течение года |
16. | Родительское собрание на тему: «Дидактические игры по математике». Поделки из геометрических форм. | |
17. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май |
2024-2025 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Подбор литературы по теме: «Развитие математических способностей , через инновационные технологии» | Сентябрь |
2. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
4. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
5. | Разработка перспективного плана на 2023-2024 учебный год | Сентябрь-Октябрь |
6. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | в течение года |
7. | Сбор материала для создания математического кубика. Математический кубик «Назови похожий предмет», «Кто знает, пусть дальше считает», «Ориентировка в пространстве». | Октябрь-Ноябрь |
7. | Проведение родительский собраний, дней открытых дверей для родителей, проведение конкурсов, развлечений, анкетирование. | в течение года |
8. | Выступление на метод.объед. | Ноябрь |
9. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
10. | Сбор материала для создания книжки «Математических сказок» (Сборник сказок) | Декабрь |
11. | Разработка конспектов ООД по теме самообразования | Январь-Февраль |
12. | Посещение открытый занятий коллег. | в течение года |
13. | Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | в течение года |
14. | Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка | Март-Апрель |
15. | Разработка доклад и презентации по теме: «роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на пед.совете. | Апрель |
16. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | в течение года |
17. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | в течение года |
18. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
2025-2026 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Разработать перспективный план на 20224-2025 учебный год | Сентябрь |
2. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
3. | Изучить литературу Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. | Сентябрь-Октябрь |
4. | Размещение своих работ на веб-сайте | в течение года |
5. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | в течение года |
6. | Посещений занятий воспитателей по ФЭМП. | Ноябрь |
7. | Выступление на метод.объед. | Декабрь |
8. | Выступление на родительском собрании. Разработка игровые математические знания с театрализацией: «Математика в сказках», «Стоит в поле теремок», «Колобок ищет друзей». | В течение учебного года. |
9. | Разработка конспекта «Веселая математика». Проведение развлечения «Веселая математика». | Январь-Февраль |
10. | Выставка работ в группе. | Апрель |
11. | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет. | в течение года |
12. | Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МАДОУ | по плану образовательного учреждения |
12. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования | по плану старшего воспитателя. |
Выводы:
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Следует отметить, что не всегда дети понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе
Список литературы:
1.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.
2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
3. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
4. «Играем в числа» - серия пособий
5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. :Баласс, 2003 г. - 256 с. 7. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
8. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.
9. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.
10. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006. 11.Интернет