«Ассоциативный эксперимент как средство изучения лексикона носителя языка. Свободный и направленный ассоциативный эксперимент. Типы ассоциативных структур: ассоциативная цепочка, ассоциативное поле»

1.Определение понятия- ассоциативный эксперимент как средство изучения лексикона носителя языка.
2.Определение понятий- свободный и направленный ассоциативный эксперимент.
3.Типы ассоциативных структур:

                           А)ассоциативная цепочка

                           Б)ассоциативное поле

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_no3_lipovaya_e.s.pptx819.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ « Ассоциативный эксперимент как средство изучения лексикона носителя языка. Свободный и направленный ассоциативный эксперимент. Типы ассоциативных структур: ассоциативная цепочка, ассоциативное поле» Презентацию подготовил: студент 2_Маг_Лог_ЗФО_ ИПП Липовая Елена Сергеевна Преподаватель: доцент Рычкова Т.А. Дисциплина « Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии»

Слайд 2

План Определение понятия- ассоциативный эксперимент как средство изучения лексикона носителя языка. Определение понятий- свободный и направленный ассоциативный эксперимент. Типы ассоциативных структур: А)ассоциативная цепочка Б)ассоциативное поле

Слайд 3

Определение понятия- ассоциативный эксперимент как средство изучения лексикона носителя языка Ассоциативный эксперимент - является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики. Процедура ассоциативного эксперимента Испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Большинство реакций, приводящихся в ассоциативных словарях, получено от студентов университетов и колледжей в возрасте 17-25 лет, для которых язык стимулов является родным.

Слайд 4

Определение понятий- свободный и направленный ассоциативный эксперимент Существует несколько разновидностей ассоциативного эксперимента: Свободный ассоциативный эксперимент . Испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции. Направленный ассоциативный эксперимент . Испытуемому предлагается давать ассоциации определённого грамматического или семантического класса (например, подобрать прилагательное к существительному).

Слайд 5

Таким образом ассоциативные реакции испытуемых как бы направляются по определенному руслу. Это накладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуемых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении. Инструкции могут быть разными как по направленности, так и по степени сложности. Например, подбор реакций-антонимов или синонимов - более легкая задача, чем подбор по принципу родовидовых или степенных отношений. Количество стимулов, как и в предыдущем варианте свободного ассоциативного эксперимента, 30-40 слов, но в соответствии с инструкцией они выбираются более осмысленно, например по словарю синонимов или антонимов.

Слайд 6

Типы ассоциативных структур: Ассоциация – это особенная связь, возникающая между определенными явлениями, предметами или компонентами. Психика человека владеет значительными ассоциативными способностями.

Слайд 7

Ассоциативная цепочка Цепочка (гирлянда) ассоциаций, создаваемая специально, позволяет представить (охватить) различные возможности, характеристики и функции объекта: эргономические, психологические, эстетические и др. Например: «белый» -> «снег», «белый» -> «день», «белый» -> «свет»; «черная» -> «сажа», «черная» -> «ворона»; «танк» -> «броня», «танк» -> «пушка». И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией. Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.

Слайд 8

А ссоциативное поле Ассоциативные поля – ряды слов – ассоциатов , возникающих в сознании человека как реакция на какое-либо слово-стимул.

Слайд 9

Название