Статья "Значение соревнования и состязательности в детском спорте"

Виктория Сергеевна Миронова

В статье освещены главные аспекты соревновательной деятельности и её значение для формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миронова Виктория Сергеевна

e-mail (victoriya120998@gmail.com)

педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 484 Московского района Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ №484 Санкт-Петербурга)

ЗНАЧЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ И СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ СПОРТЕ

Говоря о значении соревнования и состязательности в детском спорте, стоит начать с определения соревновательной и состязательной деятельности.

Соревнование - это состязание, противоборство среди спортсменов или команд спортсменов по различным спортивным дисциплинам с целью выявления лучшего участника или лучшей команды данного состязания, которое проводится утвержденному регламенту (положению соревнований).

Чем же полезна данная деятельность для человека? Прежде всего - это сопоставление качеств (способностей) юных спортсменов, что в свою очередь влияет на процесс познания и самопознания. Сопоставляя те или иные качества, человек познаёт себя, сравнивает с возможностями других или своих в прошлом, и таким образом стремится к эталону и более высшим достижениям.

Процесс сопоставления качеств может плавно перетекать в сопротивление как физическое, так и психическое. Данное сопротивление может быть индивидуальным или командным. Преодолевая его, возникает стремление к победе или иному результату. Характеристика такого поведения человека носит название “борьба”. Цели этой борьбы различны: превосходство над соперниками, личная слава ребёнка, развитие силы воли и физических качеств, стремление быть примером для других. Стремление состоит в том, чтобы не уступить сопернику, а если и уступить, то не значительно, показав максимальный результат.

Очень важным этапом соревновательной деятельности является именно тренировка. Это систематические упражнения с целью образования, умений и навыков, повышения функциональных возможностей организма в целом или в конкретной деятельности. В своей мере, спортсмена временно помещают в искусственные условия соревнований (к примеру - спорринги, мышечные и психические нагрузки)[4]. Однако соревновательная деятельность спортсмена имеет существенные отличия от тренировочной деятельности, заключающиеся в следующем:

  • соревнования всегда значимы для спортсменов;
  • публичность соревнования, присутствие зрителей придают деятельности новой свойство, отличающееся от тренировочных занятий;
  • соревнования представляют собой ситуацию с повышенной степенью неопределённости;
  • противоборство соперника, желающего выиграть;
  • субъективность судейства;
  • лимит времени принятия и исполнения решений

Результат соревновательной деятельности обуславливается вниманием спортсмена. Различают несколько видов внимания: преднамеренное, сосредоточенное, непреднамеренное. В спорте в основном присутствует непреднамеренное внимание, так же его называют узким. Основные его свойства - новизна обстановки, интенсивность раздражения и динамичность объекта. В различные моменты спортивного состязания внимание может быть направлено на внешние объекты или на внутренние ощущения или мысли. Концентрация данного вида внимания позволяет быстро решать конкретные задачи, так как противники не могут с точностью определить намерения друг друга.

Актуальность состязательности в детском спорте заключается в том, что современные условия жизни представляют высокие требования к организму человека и характеризуются повышенной степенью экстремальности. Связано это не только с особенностями окружающей среды, предопределяющими неблагоприятную экологическую обстановку, но и с большинством факторов социальной, экономической, психологической природы [1].

Особенно остро стала стоять проблема в отношении нашего подрастающего поколения. Существенное падение уровня физического здоровья среди молодёжи, рспространение среди них различных заболеваний ставит под угрозу экономическую, интеллектуальную и социальную стабильность нашего общества в самой недалёкой перспективе [2]. Однако, хорошо известно, что эффективный медико-биологический и врачебно-педагогический контроль в значительной степени предопределяют спортивные достижения конкретного спортмена или конкретной спортивной команды. Несмотря на значительные успехи российской спортивной науки в данном направлении, представляется необходимым интенсифицировать процесс разработки совершенно новых методических подходов к оперативной оценке текущего состояния спортсменов с применением достижений современных компьютерных технологий, повышения эффективности реабилитациооных мероприятий и системы фармакологического сопровождения. Только в этом случае мы можем с уверенностью смотреть в будущее и справедливо  ожидать от наших спортсменов высоких спортивных достижений.

Таким образом, поведение спортсменов в ситуации тренировки и соревнований испытывает на себе значительное влияние факторов психической природы. Данные факторы способны как мобилизовать спортсмена, повысить эффективность его деятельности, так и, наоборот, снизить её. Наиболее детально прблема влияния психических факторов на эффективность спортивной деятельности исследована в рамках проблемы надежности, поэтому представляется целесообразным обратиться к анализу данного понятия. Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями - физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Круцевич, Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания: учебное пособие/Т.Ю. Круцевич. - К.:Олимпийская литература, 1999.-232 с.

2. Каюмов, А.К. Влияние экстремальных климатических условий на морфофизиологические показатели организма/ А.К. Каюмов// Гигиена и санитария. - 2000.- 35. - с. 14-17

3. Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения/Жуков А.Д.//Спортвики - википедия научного бодибилдинга[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sportwiki.to/Спортивное соревнование.

4. Холодов, Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд.,- М.:Издательский центр “Академия”, 2003.- 481с.