Статья Организация групповой работы в ходе проектно-исследовательской деятельности
В статье обобщен опыт групповой работы на примере проведения проектно-исследовательской работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация групповой работы
в ходе проектно-исследовательской деятельности
Володарская Анна Владимировна
учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 2120
г. Московский, V_anna73@mail.ru
г. Московский, 2020 г.
Аннотация
К современному школьнику предъявляется всё больше требований: умение работать с информацией, добывать знания в ходе практических задач и применять их в каждой конкретной ситуации, быть инициативным, не бояться задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения, то есть - уметь учиться. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не столько индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, сколько сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Проектно-исследовательская деятельность, как одно из средств развития учащихся, позволяет в некоторых случаях эффективно использовать групповые формы работы. Работа над проектом позволяет формировать и развивать метапредметные умения у учащегося, что очень важно в условиях современной школы.
Ключевые слова: групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, метапредметные умения и навыки, информация, сотрудничество, успешность, толерантность.
Организация групповой работы в ходе проектно-исследовательской деятельности
Введение.
Умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А.Цукерман).
Возможно вовлечение в проектную деятельность как отдельных мотивированных ребят, так и групп и даже класса в целом. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность максимально раскрыть потенциал ребёнка, способствует успешной социализации учащихся за счёт создания познавательно-информационной среды, в которой ребята учатся ориентироваться как самостоятельно, так и активно включаясь в учебное сотрудничество.
Почему же важно умение работать в группе? Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи внутри группы, у учащихся повышается учебная мотивация, обучаемость, эффективность усвоения материала, снижается уровень тревожности, улучшается психологический климат в классе.
Работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.
Рассмотрим, как проходила организация групповой работы на примере проектно-исследовательской работы «Чтобы знали, чтобы помнили…» 4 класс (посвященный 75-летию празднования Победы в Великой Отечественной Войне). В проектно-исследовательскую работу «Чтобы знали, чтобы помнили…» был вовлечен весь класс. Еще 2 сентября, на самом первом уроке, посвященном празднованию 75-летней годовщины Великой Победы, дети много говорили о своих родных участниках войны (фото № 1). Понятно, что всех выслушать невозможно, да и факты тех лет не все знают достоверно, и мною, как учителем и наставником, а далее и участником исследовательской работы вместе с ребятами, было предложено организовать работу над созданием Альбома Памяти, посвященному родным учащихся 4 класса (мотивационный этап). После того, как были определены цель работы и задачи (планирующий этап), дети с помощью родителей и учителя стали искать и собирать информацию (с сайтов, личных архивов, интервьюировали родных). Затем, самостоятельно оформляли каждый свою страничку, а некоторые ребята по две и более (фото № 2-6). Я участвовала в проекте наравне с детьми и оформила в альбоме две странички. Ребята нашли много ценной информации, даже делали запросы в архивы государств СНГ (информационно-операционный этап, непосредственно выполнение проекта). Когда обобщили эту информацию, стали понятны направления, по которым начали работать микрогруппы. Каждая микрогруппа работала со своим объемом информации, решала свои задачи (формирование групп, определение критериев оценки результата) (фото № 7, Памятка работы в группе). Дети узнали, сколько военных вернулось с фронта, сколько погибло, сколько побывало в плену, сколько ныне живущих фото № 8; установили количество участников боевых действий, тружеников тыла, детей войны фото № 9); национальный состав участников войны (так как класс многонациональный); пройденные фронты и направления; полученные награды (фото № 10-13). Затем ребята сформировали общие списки (фото № 14). Для ныне живущих участников и тружеников тыла группа учащихся сделала по инструкции солдатские треугольники с письмами и пожеланиями внутри (фото № 15). Каждая группа в течение нескольких дней представляла свою работу (фото 16). Мы с ребятами обсудили все шероховатости, выслушали пожелания и вопросы. Добытые данные были систематизированы, оформлены в диаграммы и таблицы (рефлексивно-оценочный этап).
Получился альбом памяти (фото № 17, 18), наполненный письмами, документами военных лет, наградными листами, фотографиями членов семей-участников войны, данными из архивов.
По итогам работы была создана презентация и смонтирован видеофильм.
Заключение.
В результате организации групповой работы в ходе проектно-исследовательской деятельности ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является активным, равноправным участником учебного процесса. Очень важно при этом учитывать уровень образовательных возможностей учащихся и особенности состава группы, чтобы решение поставленных задач было по силам ребятам, оказывать помощь в распределении ролей, и тогда рефлексия результатов совместной деятельности принесёт ребёнку удовлетворение, ощущение собственной значимости и успешности.
Используемая литература:
1. Зуева, Т. П. Использование групповых технологий в методической деятельности / Т. П. Зуева // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 96
2. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Стандарты второго поколения. От действия к мысли. Под редакцией А.Г. Асмолова, Москва, Просвещение, 2008 г.
3.Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб. Педагогика, 2000.
4 .Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», 2-4 класс, РОСТ книга, 2015 г.
5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, Пеленг, 1993. 6.https://studbooks.net/1845399/pedagogika/ponyatiya_proektnaya_deyatelnost_metod_proekta
7. https://pedsovet.su/fgos/6528_metapredmetnye_rezultaty_obucheniya
8. https://yadi.sk/i/an_w8lnGHtbUuQ фильм
9. https://yadi.sk/d/Llzqrke5geS_wQ презентация (материалы по проектной деятельности, с которыми можно ознакомиться (из личного архива)).