Анализ предметно-игровой среды общеобразовательной программы «От рождения до школы»
Главной задачей, стоящей перед авторами программы «От рождения до школы», является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_igrovoy_deyatelnosti_seminar.docx | 49.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» (АГГПУ им.Шукшина)
Институт педагогики и психологии
Кафедра психолого - педагогического, дошкольного и начального образования
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профили подготовки Дошкольное образование и Логопедия
Практическая работа № 3,
«Организация игровой деятельности дошкольников»
Выполнила студентка:
3 курса П-ZДОЛ 181 группы
Волик мария Сергеевна
Научный руководитель:
ст. преподаватель
Южакова Олеся Николаевна
Практическая работа №3
Анализ предметно-игровой среды общеобразовательной программы «От рождения до школы»
Главной задачей, стоящей перед авторами программы «От рождения до школы», является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-игровой среды.
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-игровая среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
В качестве предметно игровой среды могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств. В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Методические рекомендации
по организации предметно - игровой среды
в средней группе
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому у воспитателей возникает интерес к обновлению предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ.
ФГОС ДО рекомендует, что образовательное пространство должно быть достаточно хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка.
Все материалы и оборудования должны быть исправны, безопасны и правильно хранимы.
Организуя предметную среду в групповом помещении для детей средней группы нужно помнить, что пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом (если не сказать — радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре. Дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты, когда не участвующие в игре дети пытаются игнорировать правила игры, либо вторгаются на территорию играющих. Во избежание этого, можно использовать лёгкие раскладные ширмы, цветные шнуры, игровые коврики. Обозначив, таким образом, игровые границы, играющие чувствуют себя увереннее, игровая группа быстрее сплачивается, возникают новые замыслы.
Ребёнок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты, и если сюжет игры воспроизводится с увлечением, то не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом игры в полной мере. Снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры - сигнал о необходимости существенных изменений в игровой среде. В этом случае в группу вносятся атрибуты для новых сюжетов, Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребёнка опытом: семья, магазин, детский сад, праздник и другие.
Пятилетний ребёнок придаёт большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, игрушки (котята, лисята, собачки, медведи и другие) разных, не очень крупных размеров; наборы мебели крупной и для игр на столе, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Необходим в группе запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и различной формы, бечёвок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок. Всё это найдёт своё применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.
Не стоит забывать о месте для ряженья, куда стоит добавить предметы украшения, детали для обозначения профессии, костюмы сказочных героев, маски животных. В группе надо иметь зеркало, где ребёнок может увидеть своё преображение.
Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры, корзины, тканевые модули для игрушек. Ребёнку легче собирать игровой материал в них, чем укладывать его в коробки или раскладывать на полку.
Таблица №1. Организация предметно-игровой среды для детей 4-5 лет с целью всестороннего воспитания и развития.
Принимая во внимание изложенные выше принципы по построению развивающей и игровой среды, ФГОС дошкольного образования, к данным методическим рекомендациям разработаны следующие дополнения:
- Оценочный лист состояния предметно-игровой среды в средней группе (Приложение № 1).
- Анкета для воспитателей по теме «Руководство сюжетно – ролевыми играми детей 4-5 лет» (Приложение № 2).
- Вопросы к педагогическому совету «Условия для активизации интеллектуальных способностей и мышления у детей 4-5 лет через организацию предметно-игрового пространства ДОУ» (Приложение № 3).
- Критерии оценки игрушки, обеспечивающие безопасность ребенка, его защиту от негативного влияния игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие (Приложение № 4).
- Критерии оценки игрушки, обеспечивающие развитие ребенка (Приложение № 5).
- Анкета для родителей по состоянию и улучшению условия для развития игровых способностей ребенка в ДОУ (Приложение № 6) .
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Оценочный лист состояния предметно-игровой среды в средней группе.
Воспитатели___________________________________________________________
Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала:
1 балл – показатель отсутствует полностью
2 балла – показатель присутствует частично
3 балла – показатель присутствует в полном объеме
Состав экспертной группы:
Дефектолог…………………………… /подпись/……………..
Логопед………………………………../подпись/………………
Ст. воспитатель………………………./подпись/………………
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Анкета для воспитателей по теме:
«Руководство сюжетно – ролевыми играми детей 4-5 лет»
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!
Для более целенаправленной работы по оказанию помощи просим вас ответить на вопросы:
- Как вы думаете, что препятствует организации сюжетно-ролевых игр детей в группе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каковы на ваш взгляд условия для осуществления в группе игровой деятельности детей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Поделитесь своими достижениями, связанными с организацией сюжетно-ролевой деятельности детей вашей группы. __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Вопросы к педагогическому совету
« Условия для активизации интеллектуальных способностей и мышления у детей 4-5 лет через организацию предметно-игрового пространства ДОУ»
- Какие предметы можно использовать для игр, а какие нельзя?___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как можно обыграть один и тот же предмет (игрушку)? ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите разнообразные формы оценки детской деятельности, которыми вы пользуетесь в практике. Всегда ли положительная оценка несет в себе воспитательное начало? ___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите, какие этические и нравственные понятия можно сформировать у детей в процессе сюжетно-ролевой игры? ___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие методы и приемы вы чаще всего используете при руководстве сюжетно-ролевой игрой? __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Критерии оценки игрушки, обеспечивающие безопасность ребенка, его защиту от негативного влияния игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие.
Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала:
0 баллов – показатель отсутствует
1 балл – показатель присутствует
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Критерии оценки игрушки, обеспечивающие развитие ребенка.
Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала: от 1 до 5 баллов (от 4 до 20 баллов означает соответствие игрушки критериям, чем выше балл, тем выше качество игрушки)
1 балл – данное качество выражено минимально
5 баллов – данное качество выражено максимально
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Анкета для родителей
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Просим вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут нам создать наилучшие условия для развития игровых способностей Вашего ребенка в ДОУ.
- Часто ли вы играете с ребенком? ____________________________________________________
- Наблюдаете ли вы, как играет ваш ребенок? __________________________________________
- Воспитывает ли игра у ребенка качества, необходимые в будущем?_______________________
________________________________________________________________________________
- Можно ли, наблюдая игру ребенка, рассмотреть в поведении положительные и отрицательные качества? Какие?____________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Как следует взрослым влиять на игры детей, чтобы исполняемые ребенком игровые роли отражали то хорошее, что существует в отношениях между членами вашей семьи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ваш ребенок ведет себя в совместной игре? Его взаимоотношения в коллективе?
- считается с интересами других детей;
- оказывает посильную помощь;
- играет с 3 – 5 детьми;
- играет один;
- Какие черты характера проявляются у вашего ребенка в игре? ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как, по вашему мнению, развито у ребенка творческое воображение:
- самостоятельно создает игровой замысел;
- тематика игры разнообразна;
- играет в одну игру продолжительное время.
- На воспитание, каких качеств личности стоит, по вашему мнению, обратить внимание вам и педагогам? ________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________