РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ОБЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Т.А. Алексеева
( ГБСУСО ДДИ№1, Санкт- Петербург, Россия)
Е.А. Квятковская
( ГБСУСО ДДИ№1, Санкт- Петербург, Россия)
РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ОБЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ»
Каждый ребенок, какие бы тяжелые нарушения здоровья он не имел, способен к коммуникативному взаимодействию. Основой для общения может стать малейшее движение, включая даже изменяющийся ритм дыхания, мышечное напряжение и расслабление. Важно использовать те средства общения, которые соответствуют сенсорным, познавательным и коммуникативным потребностям и возможностям ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Ребенок с ТМНР имеет многофункциональный характер нарушения развития. В первую очередь значительно страдает интеллект, сенсорная сфера, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности, речь и коммуникация. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах. Несформированность восприятия оказывает огромное влияние на весь последующий ход развития данной категории детей. Низкая способность к распознаванию выражений лица, голоса, интерпретаций поз и жестов напрямую связана с затруднением в общении. Многолетняя практическая работа позволяет говорить о том, что большое влияние на коммуникативные возможности детей с ТМНР оказывает уровень сформированности сенсорной сферы (как персептивной составляющей коммуникации). В подтверждении этого можно привести несколько примеров: замедленность, узость, фрагментарность зрительного восприятия представляет большую трудность при рассматривании и обследовании предмета, распознавании его изображения, «чтении» картинок, узнавании жеста, подражании действий. У ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются сложности в удержании головы, навыке сидения, стояния, ходьбы, ограничение или невозможность произвольных действий, изолированных движений пальцев рук, манипулятивной деятельности. Как следствие, возникают сложности при обследовании предмета, воспроизведении жеста, использовании таких средств дополнительной коммуникации, как коммуникативная карточка, коммуникатор и т.д. Часто для таких детей средствами общения, возможностью выразить свое желание является только взгляд, мимика, поза. Развитие речи на прямую связано со слуховым восприятием. Замедленное формирование условных связей в слуховом анализаторе, низкий темп артикуляции или полная невозможность произносить слова, трудность в различении звуков речи, интонационного окраса голоса, ограниченное понимание речевых инструкций значительно затрудняют общение с ребенком.
Процедура общения с ребенком с ТМНР обязательно должна содержать такие составляющие., как определение наиболее сохранного сенсорного канала взаимодействия, выбора позиции и способа общения, постоянного реагирования на попытки ребенка привлечь внимание близкого и подключение к его деятельности. Для данной категории детей используются такие техники формирования коммуникативных навыков, как установление доверительного контакта, в том числе и телесного, постоянное наблюдение, интерпретация и реагирование на подаваемые ребенком сигналы, использование различных средств общения (прикосновения, движения, ритма, а также использование предметов-символов, жестов, картинок), увеличение количества отраженных действий и времени на ответы и т.дСреди детей, проживающих в доме-интернате, воспитанники с ТМНР составляют более половины. Одной из приоритетных задач специалистов учреждения является создание условий для формирования у воспитанников возможности выражать свои желания, быть услышанными и понятыми окружающими, своими близкими, обществом. Данная задача активно решается, постоянно совершенствуется коррекционно-развивающая среда, способствующая формированию навыков общения, подбираются доступные средства дополнительной коммуникации. В рамках участия в проекте «Общение без границ» для каждого ребенка были разработаны и реализуются индивидуальные программы по формированию коммуникативных навыков, изготовлены индивидуальные альбомы, социальные истории. Все воспитанники, участники проекта, регулярно посещают занятия учителя-дефектолога в сенсорном комплексе. Этот комплекс функционирует в учреждении уже более 20 лет. Он, как живой организм, постоянно трансформируется, пополняется новым оборудованием. Кабинет оснащен не только пособиями и играми для развития зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного восприятия, но и таким современным оборудованием, как гидромассажная кровать, интерактивный стол с большим выбором развивающих программ и возможностью вертикального и горизонтального положения экрана, стол с подсветкой для игр с песком и другими инновационными средствами обучения. В рамках развития зрительного восприятия решаются следующие задачи: формирование устойчивых зрительных образов людей, себя, предметов, картинок; слухового восприятия - формирование предречевых и речевых средств общения, развитии акустической памяти и устойчивых ориентировочно-поисковых слуховых реакций; тактильно-двигательного восприятия - умение удерживать предметы, обследовать их, манипулировать ими, различать их свойства и много другое. Реализуемая специалистами программа «Мир ощущений» предусматривает три этапа обучения детей с ТМНР, начиная от этапа формирования первичных зрительных и слуховых ориентировочных реакций до этапа усвоения сенсорных эталонов. Конечно, не все дети в силу тяжести своего состояния могут усвоить весь материал и пройти все три этапа. Для каждого ребенка специалистом, работающим в сенсорном комплексе, разрабатывается индивидуальная программа по формированию сенсорной сферы, которая включает разделы по всем видам восприятия. По нашему мнению восприятие и коммуникация неразрывно связаны. Активное воздействие на ребенка, возможное в условиях интерактивной среды, позволяет специалисту дополнительно решать также ряд важных задач, способствующих основам коммуникации: формировать предпосылки к эмоциональному общению со взрослым, устанавливать доверительную связь ребенок - взрослый, потребность в контакте. Нахождение ребенка в обогащенной среде значительно повышает потребность к общению, улучшает эмоциональный фон. Уровень сформированности восприятия влияет на качество использования дополнительных средств коммуникации в рамках выстраивания диалога. Специалисты, работающие с детьми с ТМНР в сенсорном комплексе, также используют на своих занятиях такие средства дополнительной коммуникации как: коммуникатор «GO TALK», коммуникативные кнопки, планшет, доску с предметно-символьными и картинно-символьными карточками. Очень важным условием при обучении ребенка с ТМНР, в том числе и при формировании коммуникативных навыков, является командная работа, умение совместно решать общие задачи всеми участниками процесса (воспитатель, логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, медицинский работник, родители, ближайшее окружение), а так же качество подготовки самих участников, их заинтересованность. От того, насколько слаженной будет работа, во многом будет зависеть результат обучения и воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности всех видов восприятия у ребенка с ТМНР оказывает существенное влияние на его коммуникативные возможности, эффективность использования средств дополнительной коммуникации при выстраивании сценариев общения. Специалисты, ближайшее окружение, родители вносят существенный вклад в процесс формирования коммуникативных навыков ребенка. Очень важно, чтобы «тяжелый» ребенок был услышан и понят. Каждый достоин уважительного общения.
Список литературы
- Горудко Т. В. Руководство к применению персонифицированного словаря картинных символов коммуникации : учеб.-метод. пособие / Т. В. Горудко; под ред. Н. Н. Баль. — Минск: БГПУ, 2009. — 40 с.
- Жигорева М. В. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих множественные нарушения в развитии, на начальных этапах обучения / М. В. Жигорева // Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2008. — 145 с.
- Квятковска М. Глубоко непонятные дети – Скифия, 2016-368 с.
- Рабэ З. Коммуникация и развитие коммуникативных способностей детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / З. Рабэ // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под ред. С. Е. Гайдукевич. — Минск, 2007. — 64с.
- Смычек, А. Вспомогательные способы коммуникации — обучение и развитие навыка / А. Смычек, Й. Швец // Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: учеб. пособие / М. Пишчек [и др.] ; под ред. М. Пишчек ; пер. с польск. — СПб., 2006. — Гл. 6. -141с.
- Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. Учебное пособие.- СПб: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.- 279с.
- Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов , психологов, дефектологов под ред. Л. М. Шипицыной и Е.В. Михайловой.- СПбНОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.- 239с.
- Полифункциональная интерактивная предметно - развивающая среда - современная среда развития детей. Сборник материалов Межрегиональной научно- практической конференции с международным участием.- СПб.ЦДК проф. Л.Б. Баряевой.2013.-132с.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. выш. пед. С718 учеб. заведений / Лубовский В.И., Розанова Т.В, Солнцева Л.И. и д.р.; Под ред. В.И. Лубовского.- 2-еизд.,испр.-М.: Издательский центр Академия, 2005.-464 с.