Статья "Активные формы работы и методы обучения на уроках химии".

Кордубан Виктория Викторовна

В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах сохранения здоровья.

Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

В.И. Загвязинский считает, что квалифицировать методы как активные не вполне правомерно, так как вызывать активность обучающихся призван каждый метод обучения.

Использование активных методов обучения на уроках химии становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии:

- сокращение времени, выделяемого на изучение предмета химии;

- снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_raboty_na_urokah_himii.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы работы и методы обучения на уроках химии

В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах сохранения здоровья.

Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

В.И. Загвязинский считает, что квалифицировать методы как активные не вполне правомерно, так как вызывать активность обучающихся призван каждый метод обучения.

Использование активных методов обучения на уроках химии становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии:

- сокращение времени, выделяемого на изучение предмета химии;

- снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах.

Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице

Имитационные

Имитационные

Неимитационные

Игровые

Неигровые

 

ролевые игры;

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

имитационные упражнения;

тренинг и др.

проблемные семинары;

тематические дискуссии;

проблемные лекции;

круглые столы;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики и т.д.) и др.

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на имитационные и неимитационные. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых обучаемыми условий, выполняемых ими ролей. Правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Рассмотрим подробнее основные активные методы обучения. 

Игровое проектирование на основе метода проектов

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает:

1. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).

2. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

3. Метод многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

4. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

5. Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

6. Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, разрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.

7. Метод синектитки (синектика – объединение разнородных элементов). Применяя этот метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Понятно, что многое зависит от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных способностей.