К вопросу о формировании лингвосоциокультурного навыка у младших школьников (на примере немецкого языка)

Юдина Анна Сергеевна

В современное время увеличивается количество школьников, изучающих немецкий язык. В этих условиях актуальным становится поиск эффективных методик преподавания немецкого языка, которые учитывают тенденции развития современной образовательной системы. Очевидно, что для полноценного овладения иностранным языком недостаточно базовых теоретических знаний и умений. Это связано с тем, что большое социальное значение в современном обществе имеет взаимное проникновение и влияние разных культур друг на друга. Это обусловливает потребность в воспитании духовно развитой и креативно мыслящей личности школьника, которая обладает лингвокультурными навыками. Таким образом, становится понятной острая необходимость формирования и развития лингвосоциокультурного навыка младших школьников. В данной статье речь идет о способах наиболее эффективного формированиялингвосоциокультурного навыка у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кабалина Олеся Игоревна,

Московский государственный областной университет,

доцент кафедры иностранных языков.

Юдина Анна Сергеевна,

Московский государственный областной университет,

студентка 5курса кафедры начального образования

К вопросу о формировании лингвосоциокультурного навыка

у младших школьников

(на примере немецкого языка)

Аннотация: В современное время увеличивается количество школьников, изучающих немецкий язык. В этих условиях актуальным становится поиск эффективных методик преподавания немецкого языка, которые учитывают тенденции развития современной образовательной системы. Очевидно, что для полноценного овладения иностранным языком недостаточно базовых теоретических знаний и умений. Это связано с тем, что большое социальное значение в современном обществе имеет взаимное проникновение и влияние разных культур друг на друга. Это обусловливает потребность в воспитании духовно развитой и креативно мыслящей личности школьника, которая обладает лингвокультурными навыками. Таким образом, становится понятной острая необходимость формирования и развития лингвосоциокультурного навыка младших школьников. В данной статье речь идет о способах наиболее эффективного формированиялингвосоциокультурного навыка у младших школьников.  

Ключевые слова: лингвосоциокультурная компетенция, лингвосоциокультурныйнавык, социокультурный подход в обучении, методический комплекс, немецкий язык.

Целью преподавания иностранного языка с позиции лингвосоциокультурного подхода является развитие коммуникативной компетенции на основе ее составляющих: языковой, компенсаторной, речевой, социокультурной, учебно-познавательной [4].

Лингвосоциокультурная компетенция представляет собой учение осуществлять своё речевое поведение в соответствии со знанияминационально-культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения.

Лингвосоциокультурный навык - это не только знания о культурных особенностях страны изучаемого языка, но и практические навыки и умения строить свое речевое и неречевое поведение, понимать и адекватно интерпретировать культурные ценности и факты в ситуациях иноязычного общения [1].

Процесс межкультурного взаимодействия наглядно демонстрирует лингвосоциокультурной подход в обучении, игнорирование которого приводит к появлению ошибок, приводя к недопониманию между коммуникантами. Следовательно, формирование лингвосоциокультурной компетенции, учитывая многочисленные методические рекомендации, является одной из важнейших задач в методике преподавания иностранного языка [2].

В.В.Сафонова выделяет несколько основных положений социокультурного подхода в обучении иностранному языку: предварительное изучение социокультурного контекста согласно конкретной национальной среде или стране; наличие гуманизации, глобализации, культуроведческой социологизации содержания языкового образования; базой для формирования данной компетенции является страноведение, рассматривающее иностранный язык как средство общения, познания мировой культуры, а также культуры народов; социокультурная компетенция обеспечивает возможность ориентироваться в многообразии аутентичной языковой среды, прогнозировать ошибки межкультурного взаимодействия; предполагается опора на социологический анализ языковой среды, социокультурные особенности культур [3].

Формирование лингвосоциокультурного навыка предполагает освоение учениками знаний о народе и стране изучаемого языка, к чему относятся знания не только столицы страны, но и географическое положение, менталитет, стиль и ритм жизни, историюстраны, искусство и другие сферы жизни населения страны. Также необходимо развитие умений соотносить иноязычную культуру и собственную, рассматривая различия между ними как нормусосуществования культур в современном поликультурном мире. Сюда также относится умений использовать стратегии для выстраивания эффективного процесса коммуникации.

Следует заметить, что для полного формирования лингвосоциокультурной компетенции необходимо организовывать работу, отвечающую выполнению следующих представлений о культуре народа изучаемого языка, их расширение; сравнение родной культуры и изучаемой; эстетическое и этическое воспитание.

Причем формирование данного вида компетенции учеников невозможно без развития речевых, аудиторных навыков ученика, умения понимать тексты и свободно выражать свои мысли. Исходя из этого, выделяют несколько компонентов лингвосоциокультурной компетенции: лингвострановедческий включает знание лексических единиц и умение их применять (приветствие прощание, обращение); социолингвистический представляет собой особенности разных поколений, социальных слоев, диалектов, общественных групп (реалии, фоновые знания); культурологический состоит из историко-культурного, социокультурного и этнокультурного фона (традиции); социально-психологический включает специфические модели поведения, техники общения [5].

Разработано множество технологий для формирования лингвосоциокультурной компетенции для обучающихся младшего школьного возраста, также для разных этапов изучения немецкого языка. Наиболее продуктивными считаются работа с аутентичными текстами и текстами страноведческого содержания, этапы урока, имитирующие деятельность (урок - экскурсия, урок - викторина), а также ролевые игры.

Эффективными приемами формирования лингвосоциокультурного навыка в начальной школе является воспроизведение традиций, т.е. создание  костюма, обыгрывание празднования памятных для немецкой культуры дат, событий и праздников. Сюда же относится реализация ситуаций общения, например, составление диалога со сверстником из-за границы, демонстрация иллюстраций, проектная деятельность, заучивание песен.

Тем не менее, лингвосоциокультурная компетенция на уроках немецкого реализуется не в полной мере, так как не все темы учебно-методических комплексов содержат упражнения, направленные на формирование лингвосоциокультурного навыка детей младшего школьного возраста. Учителями достаточно редко используются дополнительные упражнения, направленные на формирование данного навыка.

На основании проведенного анализа нами разработан экспериментальный методический комплекс по формированию лингвосоциокультурного навыка у младших школьников.

В качестве демонстрации представим некоторые элементы:

  1. для подготовки к занятиям, учащиеся должны подготовить домашнее задание, например, прочитать и перевести текст, содержащий страноведческую информацию:

Deutschland ist groß. Der Hauptstadt ist Berlin. Berlin ist die größte Stadt in Deutschland. 3 Millionen Menschen wohnen hier. Du kannst das Reichstagsgebäude in Berlin sehen. Der Deutsche Bundestag arbeitet hier.

Der Kölner Dom ist eine römisch-katholische Kirche in Köln 157,38 Metern hoch. Der Kölner Dom ist die größte Kathedrale in der Welt. Das ist die populärste Sehenswürdigkeit in Deutschland. 5 Millionen Menschen besuchen die Kathedrale. Die Kölner Domfenster sind sehr populär.

В тексте содержится страноведческая информация общего характера, изложенная на доступном для учеников 4 класса языковом уровне. На уроке проводится проверка домашнего занятия: выборочное чтение текста и перевод. Ученики отвечают на вопросы по содержанию текста:

- Wieviel Bundesländer hat Deutschland?

- Ist Hamburg der Hauptstadt Deutschlands?

- Wo liegt der Kölner Dom?

2) Для обеспечения наглядности обучения, по теме домашнего задания учителем разрабатывается презентация. Просмотр слайдов сопровождается вопросами учителя.  После просмотра презентации учащиеся получают тест для выполнения заданий по изученному материалу. На выполнение заданий может быть отведена половина урока (15 – 20 минут). В большинстве случаев учащиеся без проблем справляются с заданиями: подстановка пропущенных букв, ответы на вопрос, закончить предложения.

Например:

1. Kannst du schreiben

Re ... stag... ude

K... l .. n... r D..m

N...sch... tein

Wahr...chen

Se...wür...ten

Kat...r...le

2. Kannst du diese Fragen beantworten

a. Der Deutsche Bundestag arbeitet in....

b. Das Wahrzeichen Berlins ist...

c. Die größte Kathedrale in Deutschland ist ... und er liegt in...

d. ... ist das schönste Schloss in Deutschland

e. ... ist ein großes Museum in Berlin

Затем эти задания выводятся на экран, и ученики зачитывают свои ответы. Одновременно правильные ответы демонстрируются на экране. В конце урока учащимся предлагается работа с контурной картой Германии.

Представим ожидаемые результаты от комплекса упражнений по формированию социокультурной компетенции младших школьников на уроках немецкого языка:

- применение знаний на практике о Германии, а именно о различных аспектах жизни, достопримечательностях, культурных традиций и обычаев страны изучаемого языка;

- уважительное отношение к культуре, традициям, особенностям представителям страны изучаемого языка;

- интерес и мотивация к дальнейшему изучению немецкого языка и к иноязычной культуре.

Сформировать лингвосоциокультурную компетенцию детей младшего школьного возраста на уроках немецкого языка за короткий промежуток времени невозможно. Только систематическая работа учителя и обучающихся будет способствовать овладению знаниями о социокультурных особенностях Германии, применению этих знаний на практике.

Таким образом, можно сказать, что содержание обучения на основе лингвосоциокультурного подхода должно включать в себя такие элементы, как подбор лингвистического, страноведческого и культурологического материала, овладение вербальным и невербальным речевым этикетом, изучение особенностей менталитета, выстраивание диалога культур.

На всех этапах обучения иностранному языку сохраняется важность общения, поэтому деятельность постепенно начинает обладать интерактивным характером, усложняется работа с информацией и используются исследовательские типы.

Литература

  1. Гальцева Ю.В. Иноязычная массовая культура как инструмент развития социокультурной компетенции школьников // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. №2. С.160-165
  2. Орехова Ю.М. Проблема формирования социокультурной компетенции в рамках требований ФГОС нового поколения // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. №2. С. 95-99
  3. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике / В.В. Сафонова // Культуроведческие аспекты языкового образования. – М.: Еврошкола, 1998. С.27-35
  4. Столярова М.А. Развитие социокультурной компетенции школьников на уроках немецкого языка // Kant. 2017. №4 (25). С. 112-115
  5. Шишканова В.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2012. №2. С. 80-85

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факультет психологии К вопросу о формировании лингвосоциокультурного навыка у младших школьников (на примере немецкого языка) Кабалина Олеся Игоревна, Московский государственный областной университет, доцент кафедры иностранных языков. Ю дина Анна Сергеевна, Московский государственный областной университет, студентка 5курса кафедры начального образования

Слайд 2

Аннотация В современное время увеличивается количество школьников, изучающих немецкий язык. В этих условиях актуальным становится поиск эффективных методик преподавания немецкого языка, которые учитывают тенденции развития современной образовательной системы. В данной статье речь идет о способах наиболее эффективного формирования лингвосоциокультурного навыка у младших школьников.

Слайд 3

Целью преподавания иностранного языка с позиции лингвосоциокультурного подхода является развитие коммуникативной компетенции на основе ее составляющих: языковой, компенсаторной, речевой, социокультурной , учебно-познавательной

Слайд 4

Лингвосоциокультурная компетенция знания о культурных особенностях страны изучаемого языка практические навыки и умения строить свое речевое и неречевое поведение, понимать и адекватно интерпретировать культурные ценности и факты в ситуациях иноязычного общения

Слайд 5

Лингвосоциокультурный навык учение осуществлять своё речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей страны изучаемого языка правила речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения

Слайд 6

формирование лингвосоциокультурной компетенции, учитывая многочисленные методические рекомендации, является одной из важнейших задач в методике преподавания иностранного языка

Слайд 7

Основные положения социокультурного подхода в обучении иностранному языку по В.В. Сафоновой предварительное изучение социокультурного контекста согласно конкретной национальной среде или стране; наличие гуманизации , глобализации, культуроведческой социологизации содержания языкового образования; базой для формирования данной компетенции является страноведение, рассматривающее иностранный язык как средство общения, познания мировой культуры, а также культуры народов; социокультурная компетенция обеспечивает возможность ориентироваться в многообразии аутентичной языковой среды, прогнозировать ошибки межкультурного взаимодействия; предполагается опора на социологический анализ языковой среды, социокультурные особенности культур

Слайд 8

Формирование лингвосоциокультурного навыка предполагает освоение учениками знаний о народе и стране изучаемого языка, к чему относятся знания не только столицы страны, но и географическое положение, менталитет, стиль и ритм жизни, историюстраны , искусство и другие сферы жизни населения страны.

Слайд 9

Для полного формирования лингвосоциокультурной компетенции необходимо организовывать работу, отвечающую выполнению следующих представлений о культуре народа изучаемого языка: Их расширение Сравнение родной культуры и изучаемой Эстетическое и этическое воспитание

Слайд 10

Технологии для формирования лингвосоциокультурной компетенции для обучающихся младшего школьного возраста включает: работу с аутентичными текстами и текстами страноведческого содержания этапы урока, имитирующие деятельность (урок - экскурсия, урок - викторина) ролевые игры

Слайд 11

Приемы формирования лингвосоциокультурного навыка в начальной школе включают: воспроизведение традиций ( создание костюма, обыгрывание празднования памятных для немецкой культуры дат, событий и праздников) реализацию ситуаций общения (составление диалога со сверстником из-за границы, демонстрация иллюстраций, проектная деятельность, заучивание песен)

Слайд 12

Методический комплекс по формированию лингвосоциокультурного навыка у младших школьников В качестве демонстрации представим некоторые элементы: 1) для подготовки к занятиям, учащиеся должны подготовить домашнее задание, например, прочитать и перевести текст, содержащий страноведческую информацию: Deutschland ist groß. Der Hauptstadt ist Berlin. Berlin ist die größte Stadt in Deutschland. 3 Millionen Menschen wohnen hier. Du kannst das Reichstagsgebäude in Berlin sehen. Der Deutsche Bundestag arbeitet hier…

Слайд 13

Методический комплекс по формированию лингвосоциокультурного навыка у младших школьников 2) Для обеспечения наглядности обучения, по теме домашнего задания учителем разрабатывается презентация. Просмотр слайдов сопровождается вопросами учителя. После просмотра презентации учащиеся получают тест для выполнения заданий по изученному материалу. 1. Kannst du schreiben Re ... stag ... ude K... l .. n... r D..m N... sch ... tein Wahr... chen Se... wür ... ten Kat...r...le 2. Kannst du diese Fragen beantworten a. Der Deutsche Bundestag arbeitet in.... b. Das Wahrzeichen Berlins ist... c. Die größte Kathedrale in Deutschland ist ... und er liegt in... d. ... ist das schönste Schloss in Deutschland e. ... ist ein großes Museum in Berlin

Слайд 14

Ожидаемые результаты от комплекса упражнений по формированию социокультурной компетенции младших школьников на уроках немецкого языка применение знаний на практике о Германии, а именно о различных аспектах жизни, достопримечательностях, культурных традиций и обычаев страны изучаемого языка; уважительное отношение к культуре, традициям, особенностям представителям страны изучаемого языка; интерес и мотивация к дальнейшему изучению немецкого языка и к иноязычной культуре.

Слайд 15

Вывод Сформировать лингвосоциокультурную компетенцию детей младшего школьного возраста на уроках немецкого языка за короткий промежуток времени невозможно. Только систематическая работа учителя и обучающихся будет способствовать овладению знаниями о социокультурных особенностях Германии, применению этих знаний на практике.

Слайд 16

Общий вывод Содержание обучения на основе лингвосоциокультурного подхода должно включать в себя такие элементы, как подбор лингвистического, страноведческого и культурологического материала, овладение вербальным и невербальным речевым этикетом, изучение особенностей менталитета, выстраивание диалога культур. На всех этапах обучения иностранному языку сохраняется важность общения, поэтому деятельность постепенно начинает обладать интерактивным характером, усложняется работа с информацией и используются исследовательские типы.

Слайд 17

Литература Гальцева Ю.В. Иноязычная массовая культура как инструмент развития социокультурной компетенции школьников // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. №2. С.160-165 Орехова Ю.М. Проблема формирования социокультурной компетенции в рамках требований ФГОС нового поколения // Изв . Сарат . ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. №2. С. 95-99 Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике / В.В. Сафонова // Культуроведческие аспекты языкового образования. – М.: Еврошкола , 1998. С.27-35 Столярова М.А. Развитие социокультурной компетенции школьников на уроках немецкого языка // Kant . 2017. №4 (25). С. 112-115 Шишканова В.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2012. №2. С. 80-85

Слайд 18

Спасибо за внимание!