Сравнительный анализ систем образования России и Германии
Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_sistem_obrazovaniya_rossii_i_germanii.pptm | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование. Обучение в Германии является бесплатным как для граждан Германии, так и для граждан иностранных государств. Система образования в Германии представляет собой классическую многостепенную структуру.
Система образования Дошкольное образование Школьное образование Профессиональное образование Высшее образование
Дошкольное образование Система дошкольных учреждений в Германии по российским меркам не очень удобна: Это связано со временем работы детских садов. В отличие от российских детских садов, в Германии не проводятся дошкольные занятия с детьми. Садики не контролируются Министерством образования, поэтому для них не разработана соответствующая программа . Образованием детей занимаются непосредственно родственники или отдают малышей в развивающие кружки.
Сеть дошкольных детских учреждений в Германии развита слабо. Детские сады в основном находятся в частной собственности, их посещают дети в возрасте от трех до пяти лет.
Школьное образование Начальная школа (1-4 классы) Полная народная школа (5-9, 10 классы) Реальная школа (5-10 классы) Гимназия (до 13 класса)
Система школьного образования Обучение в школе начинается в 6 лет и продолжается в течении 9-10 лет. Начальная школа:1-4 класс. 2 года- комплексное обучение: немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия. 4-6 классы решается вопрос о продолжении обучения: Полная народная школа Реальная школа Гимназия
Полная народная школа: до 9-10 класса. Профессиональный уклон + религия, история, обществознание + естествознание, математика + предметы эстетического цикла, физкультура. Реальная школа: до 10 класса. Физика, химия, биология, английский язык + в старших классах – 1-2 предмета по выбору. Гимназия: до 13 класса. Немецкий язык, история, география, математика, биология, физкультура, музыка, религия + предметы по выбору.
Другие школы в Германии «Общие школы» Нет четкого разделения на виды обучения. Частные школы. Более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.
Система профессионального образования Профессиональные школы Низший тип: Срок обучения- 3 года. Для выпускников полной народной школы. Узкопрофессиональная программа обучения. Повышенный тип: Срок обучения- 1-4 года. Подготовка квалифицированных работников для сферы обслуживания Технические училища и инженерные школы Для выпускников реальных школ или 10 класса гимназии. Срок обучения- 2-3 года. Подготовка специалистов средней квалификации и инженеров широкого профиля.
Высшее образование Университеты (Подготовка всесторонне развитого профессионала) Специализированные (профессиональные) ВУЗы (Подготовка Специалистов)
Главный принцип высшего образования в Германии - "академическая свобода" - система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями. Каждый семестр состоит из лекционных (14-20 недель) и нелекционных периодов, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении. Научная деятельность вузов Германии строится на концепции высшего образования В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском «ландшафте». Университеты
В ыпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства, экономистов. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем сдачи экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ. В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары , лабораторные. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют. Специализированные ВУЗы
Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов: Университеты (Universitaten). Технические университеты (Technische U). Институты (Fchhochschulen). Педагогические (Padagogische Hochschulen). Теологические (Theological Colleges) Музыкальные (Musik-Hochschule). Административные (Verwaltungs-fachhochschulen). Специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochulen).
Система высшего образования 326 учебных заведений Этапы обучения: Основное обучение – 4 года (исключение Педагогическое- 3 года). Сдача экзаменов и получение дипломов. Стажировка- 18 месяцев.
Подготовка учителей 2 фазы: Изучение общеобразовательных предметов, теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин (6-8 семестров) Стажировка. Для учителей обязательной школы - от 18 месяцев до 3 лет, гимназии - 2 года, и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность штатного преподавателя.
Бесплатное высшее образование, но в последнее время в некоторых землях вводится плата за обучение; ВУЗы являются преимущественно государственными; Главный принцип высшего образования в Германии - "академическая свобода" - система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями Основные особенности немецких ВУЗов:
В немецких университетах студент может получить – в зависимости от специальности – диплом, академическую степень магистра, либо сдать государственный экзамен в качестве выпускного (все это - равноценные квалификационные звания). Студент может получить академическую степень доктора по любой из специальностей, которые преподаются в немецких университетах, при условии, что он закончил учебу с хорошими отметками. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Сами вузы не предоставляют никаких стипендий, и заявления студентов об оказании материальной поддержки рассмотрены не будут. Наиболее обширную программу стипендий предлагает Германская служба академических обменов. ГРАНТЫ ИЛИ СТИПЕНДИИ
При каждом вузе существует Студенческий социальный фонд, который финансирует студенческие столовые, кафетерии, общежития, спортивные сооружения. За пользование этими услугами студент каждый месяц платят 18-46 евро. Все студенты должны заключить договор об обязательном медицинском страховании. Студенты до 30 лет приобретают страховку по льготному тарифу. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ
Обучение в вузе сопряжено с дополнительными расходами, таких как, проживание, страховка, проезд, учебные материалы. Количество мест в студенческих резиденциях с кухнями ограниченно. Комната в общежитии стоит в среднем 153 евро в месяц, включая плату за отопление, электричество и воду. БЫТОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Ведущие университеты Дрезденский технический университет - самый большой университет в Дрездене, Саксонии и самый большой технический университет в Германии. В нём учится около 35 000 студентов и работает больше 4 000 Он один из самых старых технических ВУЗов мира. Бременский университет - самое крупное высшее учебное заведение земли Бремен, в нем обучается 23,000 студентов, работает более 1,500 ученых. Вестфальский университет им. Вильгельма - один из крупнейших университетов Германии, находится в г. Мюнстер. Основан 16 апреля 1780 года. Гумбольдтовский университет - старейший из четырёх университетов Берлина. Основан 16 августа 1809 г. по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта.
Университет Гёте Университет Гёте ( Johann Wolfgang Goethe-Universität ) —университет во Франкфурте-на-Майне основан в 1912 году, открыт в 1914 году. Один из 10 крупнейших университетов Германии: 36 тысяч студентов, более 600 профессоров, 16 факультетов, 170 специальностей.
Университет Карлсруэ Университет Карлсруэ ( Universität Karlsruhe (TH) ) — старейшее техническое высшее учебное заведение в Германии и четвёртое в Европе. Университет был основан в 1825 Людовиком I Баденским в Карлсруэ. Среди прочих здесь учились изобретатель автомобилей Карл Бенц и «отец американской водородной бомбы» Эдвард Теллер.
Различия и сходства систем образования Германии и России В системе высшего образования Германии не существует уровней обучения как понятия «классов» Учебный год начинается примерно 15 октября и состоит, как и в России, из двух семестров В Германии слишком большая среднюю продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Учащиеся из России могут поступать в любые Вузы Германии, но это невозможно сделать сразу после окончания школы. Во втором типе вузов - специализированных высших школах - процесс обучения более регламентирован и похож на учебу в России. При университетах в Германии есть специальные колледжи, которые готовят к поступлению в вуз иностранных студентов, желающих получать в Германии высшее образование.
Вывод: Проанализировав и подробно рассмотрев систему образования в России и в Германии, можно сделать следующий вывод : образование в Германии более разностороннее, оно дает больше возможностей для самореализации, больше возможностей при выборе профессии; можно учиться на так называемой ориентировочной ступени и пробовать себя; можно проходить практику на различных предприятиях и одновременно получать профессиональное образование.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!