Муниципальные органы власти как субъект образовательной политики
Процессы политико-правового реформирования государства и общества обусловливают необходимость совершенствования территориальной организации власти, государственного управления и муниципального самоуправления. Развитие в Российской Федерации действенной ответственной власти в значительной степени обусловлено введением эффективной системы местного самоуправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnye_organy_vlasti_kak_subekt_obrazovatelnoy_politiki.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальные органы власти как субъект образовательной политики
Процессы политико-правового реформирования государства и общества обусловливают необходимость совершенствования территориальной организации власти, государственного управления и муниципального самоуправления. Развитие в Российской Федерации действенной ответственной власти в значительной степени обусловлено введением эффективной системы местного самоуправления.
Наиболее выражено процессы становления и развития муниципальных образований проходят в городах, субъектах Российской Федерации, ведь на городском уровне территориальной организации интенсифицируется процесс становления гражданского общества, возникают и функционируют демократические институты непосредственной и представительной демократии, создаются реальные предпосылки влияния граждан на властные структуры.
Особенности организации образования и их поддержки муниципальными органами в городах, детерминированы многообразием политико-правовых, экономических, социокультурных факторов, исторических и иных местных традиций и отражаются в специфике правового регулирования, структуре и функциях органов местной власти, их отношениях с органами государственной власти. Концептуальные положения государственной политики должны определять не только общие принципы организации местного самоуправления, но и особенности их осуществления. Создание политико-правового пространства, необходимого для учета таких особенностей, обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей местного самоуправления и интересов населения.
В юридической науке муниципальное самоуправление следует понимать, как совокупность условий, средств и механизмов, которые необходимы для беспрепятственной и эффективной реализации полномочий субъектов муниципального самоуправления в решении вопросов местного значения. Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления функций местного самоуправления является его гарантированность.
На Федеральном уровне эти правоотношения регулируются рядом законов. В частности, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ. [1], которым предусмотрены основные принципы деятельности муниципальных образований. Во-вторых, организационно правовую деятельность субъектов правовых отношений, от которых зависит нормальное функционирование муниципального образования. [5, c. 17-23]
В частности, к таким субъектам можно отнести муниципальные службы. [2] В-третьих, специальные гарантирующие методы воздействия на общественные отношения, то есть правотворческие, право реализующие и контрольно-надзорные процессы, направленные за обеспечение прав территориальной общины муниципального образования. Целевое назначение такой политики состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами организационную и материально-финансовую самостоятельность органов муниципального самоуправления в решении вопросов местного значения, защите прав муниципального самоуправления и создании благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.
Зарубежный опыт показывает различные варианты, в зависимости от конкретной политики той или иной страны или региона: управление крупными муниципальными образованиями и управление городскими агломерациями, которые образуются вокруг них, рассматриваются как две самостоятельных задачи, для решения которых используются различные инструменты; управление городской агломерацией выходит на первый план, и город - как образование, в той или иной степени растворяется в новых управленческих структурах; как центральная задача выступает управление крупным городом, как таковым, проблемам управления городской агломерацией не уделяется особого внимания [3, C.19-28]
Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, в том числе обеспечение качественного образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
Акцентируя внимание на сфере образования, стоит подчеркнуть также что это право на образование гарантированно и защищено конституцией.
Особенности системы местного самоуправления формируются под влиянием ряда объективных и субъективных факторов. Территориальные (пространственные) характеристики, численность населения и особенности хозяйственной деятельности, городской образ жизни, официальный статус, особое место в системе расселения, специфическая среда обитания - эти объективные факторы, которые, как показано выше детерминировали становление городских форм самоорганизации населения.
Представляется, что само возникновение такого сообщения особенностей, привело к становлению муниципальных отношений в современном смысле слова. Причем, крупные муниципальные образования сыграли здесь особую роль, и эта роль сохраняется поныне, наполняясь новым содержанием. Эти особенности могут стать классификационными признаками для моделирования правового обеспечения местного самоуправления в муниципальных образованиях. Итак, система местного самоуправления может быть исследована с точки зрения эффективности взаимодействия между ее отдельными элементами, в том числе между городским главой и городским советом. [4, С.44-54.].
На современном этапе в управлении образованием видное место занимает работа муниципальных управлений в сфере образования. Именно на этом уровне формируется образовательная политика отдельной территории; создаются условия для обеспечения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности учебных заведений и развития информационно-коммуникативного пространства.
Руководители местных органов управления образованием должны обладать знаниями и навыками современного образовательного менеджмента и применять их в практической деятельности. Особое значение приобретает партнерское сотрудничество с общественными организациями и органами местного самоуправления в реализации образовательной политики.
Важную роль в указанной модели играют областные управления образования и науки, поскольку именно они определяют стратегию и тактику образовательной политики региона с учетом демографических, социально-экономических факторов и образовательных потребностей населения; осуществляют контроль за деятельностью всех субъектов образовательного процесса, эффективности распределения и использования ресурсов, реализацией государственных и региональных образовательных программ. Совершенствование управленческих функций в соответствии с требованиями образовательного менеджмента требует создания при органах управления образованием отдельных мониторинговых и экспертных служб для объективного оценивания деятельности в области образования и прогнозирования дальнейшего развития [6, c.123-136]
Решение многих проблем в теории и практике самоуправления современным муниципальным образованием неразрывно связано с исследованием городских территориальных общин как субъектов и объектов муниципального самоуправления, изучением различных аспектов статуса данного вида социальных сообществ. Процесс этот связан со стремлением многих городских сообществ и их органов реализовать многочисленные инициативы, желанием стать настоящими хозяевами на своей территории. Это вызывает необходимость теоретического осмысления городских территориальных общин, что объясняется насущными потребностями развития общества. [5, С. 33-37]
В современных условиях образовательным учреждениям для того, чтобы выжить и эффективно функционировать, необходимо осуществлять согласование своих целей с целями родителей, с субъектами рынка труда и образования; пересмотреть формы и методы работы с родителями, развивать в них навыки благотворительности, гражданской активности, расширить их участие в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании; уметь сотрудничать с жителями микрорайона, другими организациями и учреждениями. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенной общественного участия в развитии школьного образования. Общественно-государственные органы управления образовательным учреждением создаются с целью роста влияния общественности на управление развитием школы. В соответствии с положением об их деятельности они рассматривают и утверждают стратегические вопросы развития образовательных учреждений, и органы муниципального образования играют в этом ключевую роль.
Общественные органы управления позволяют осуществлять жесткий общественный контроль за деятельностью образовательных учреждений. В условиях общественного управления образовательные учреждения становится подотчетными в своей деятельности перед местной общиной и органами государственной власти.
Современное государство должно быть выразителем социальных и экономических интересов всего населения, и в этом смысле функционирование и развитие системы образования населения направлены на решение как простых, так и фундаментальных вопросов, связанных с потребностями, удовлетворение которых обеспечивает гуманитарными основами существования общества.
В этой ситуации институты, которые формируют систему социального обеспечения населения, в процессе реализации присущих им функций должны обеспечить оптимальное преодоление трансформационных процессов путем предсказуемости социально значимого развития всех общественных институтов, в том числе – муниципальных образований.
Возможность муниципальных образований самостоятельно определять направления социально-экономического и культурного развития на своих территориях позволяет эффективнее осуществлять образовательную политику, подстраиваясь под особенности отдельных регионов.
При этом, перераспределение властных функций центра и регионов не должно привести к анархической разобщенности и к углублению неравномерности развития различных регионов и департаментов.
Список использованной литературы
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ http://www.consultant.ru (ред. от 29.12.2017)
- Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ http://www.consultant.ru (ред. от 26.07.2017)
- Анисимов, И.А. Сбалансированная система показателей как инструмент повышения качества предоставления муниципальных услуг (на примере городского округа г. Хабаровск): дис. … канд. экон. наук / И.А. Анисимов. – Хабаровск, 2015.
- Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности / Н.С.Волкова, О.Ю.Еремина // Журн. рос. права. - 2016. - N 9. - С.44-54.
- Каюров Е. А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России / Е. А. Каюров // Налоги-журнал. - 2013. - № 3. - С. 33-37
- Мошкин, С.В. Участие органов местного самоуправления в создании многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг / С.В. Мошкин, А.М. Васильев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 5.