Психическое здоровье детей в ДОУ

Тюгаева Надежда Борисовна

Статья педагога -психолога для оформления стенда, папки-передвижки для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье детей

Психическое здоровье  - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

Психическое здоровье индивида зависит от физического здоровья, окружающей общественности, условий среды (материальные, экономические, экологические, психологические, культурные факторы) в которых находится человек.

 В России за последние десятилетия произошло ухудшение состояния психического здоровья населения. В Красноярском крае ситуация с психическими расстройствами остается напряженной. В 2010 количество больных психическими заболеваниями составило 3,8% населения края, в том числе сюда вошли психически больные дети и подростки. Вследствие ухудшения психического здоровья в крае, отмечается рост случаев совершения общественно опасных деяний психически больными людьми.

В первую очередь психическое  здоровье каждого ребенка зависит от семьи, где он воспитывается. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей и саму культуру. Семья - это определенный моральный и психологический климат, для ребенка, это первая школа отношений между людьми.

Главная цель  взрослых людей – родителей  следить за собственным поведением, здоровьем, как и с кем проводим время, чем заняты в свободное время.  В процессе ежедневной деятельности родителям необходимо уделять внимание детям, не учить их, а быть рядом. Дети копируют поведение родителей, их привычки, достоинства и недостатки, манеру поведения.   Отношение в семье между супругами, разводы, скандалы, ссоры, избиение ребенка могут привести к расстройству психики детей.

Психические расстройства у ребенка могут иметь разную форму: неврозы, истерии, энурезы, гипер- и гиподинамический синдром, вредные привычки (сосать палец и волосы, грызть ногти и кожу пальцев,  монотонные раскачивания, теребить мочку уха, ерзать на стуле, наматывать на палец и выдергивать волосы, мастурбация). Если вовремя родители  не обращают  внимание на психические расстройства ребенка в раннем и дошкольном детстве, не устраняют причину, не ведут его к специалисту, то всё может усугубиться. В результате,  могут наблюдаться  серьезные расстройства психического порядка в подростковом и взрослом возрасте: суициды, депрессии, молодой человек не может создать полноценную, психически здоровую семью, собственные психически больные дети у больного взрослого человека.

Наиболее распространенные негативные факторы семейного воспитания:

  1. Неадекватное воздействие факторов морального порядка -  избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей;
  2. Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
  3. Авторитаризм или «либерализм»;
  4. Безнравственность
  5. Отсутствие нормального психологического климата в семье,
  6. Безграмотность в психолого-педагогическом отношении,
  7. Противоправное поведение взрослых.

Родители в семье должны стремиться создать в семье благоприятный микроклимат, способствующий воспитанию психически здорового ребенка.

1.        Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви,

2.        Родители должны понять и принять своего ребенка таким каков он есть,

3.        Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей,

4        Единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания,

5.        Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем организме,

6.        Все виды деятельности. организуемые в семье с целью развития ребенка должны быть построены в игре.

7. Оптимизм и мажор  - основа стиля и тона общения с детьми в семье