Отчет педагогической практики по психологии
Отчет педагогической практики 2020 года по психологиия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efimova_lidiya_sotsiometriya.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Социометрия
Цель: изучить коллектив класса.
Задачи:
- измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
- выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Объект исследования: коллектив 5 «В» класса МОБУ СОШ №17 г. Якутска в количестве 38 учеников.
Для изучения учеников в качестве формы анализа была выбрана анкета.
Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.
Детям даётся инструкция: «Мы хотим, чтобы ваш класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».
На бланке анкеты напечатаны вопросы (критерии) и определено место для ответов. Для учеников 5-го класса лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся. Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора - ценной для ребёнка.
Анкета для мониторинга.
№
ФИО ученика _________________________________
Вопрос 1: С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 2: С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 3: С кем бы ты хотел делать домашние задания?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 4: Кого ты хочешь пригласить на свой день рождения?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 5: Кого ты не хочешь пригласить на свой день рождения?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 6: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 7: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы не позвал с собой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 8: Кого бы ты попросил о помощи в трудной ситуации?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 9: Кого бы ты не попросил о помощи в трудной ситуации?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Анализ результатов.
- Класс характеризуется средним уровнем сложившихся доверительных отношений, гендерной сбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек отличаются социально одобряемыми формами сотрудничества, объективностью и взаимной заинтересованностью) – гендерной несбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек характеризуются конфронтацией, игнорироваием интересов друг друга, «ябедничеством», выраженной конфликностью – в явной или скрытой форме).
- Показателем среднего уровня сплоченности является частичная оценка формальных и неформальных лидеров, средний процент ребят, не получивших выбора (признания) со стороны одноклассников в сфере «деловых» - коммуникативных – качеств.
- По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.
Группа 1 – социометрические «звёзды», лидеры, выделяемые в двух сферах.
Сфера интеллектуально-деловых качеств | Сфера социально-коммуникативных качеств |
Высокая оценка «деловых», учебных качеств, навыков общей организации, самодисциплины, успешной самопрезентации. Образованность, эрудиция, умение принимать решения в проблемных пространствах различного уровня, умение работать в группе, быстро, оперативно ориентироваться в заданиях. | Выраженная направленность на общение, умение устанавливать тёплые, доверительные отношения со сверстниками. Такие дети интересны окружающим, они умеют насытить атмосферу яркими событиями и впечатлениями, надёжны в отношениях, ответственны, готовы прийти на помощь. |
|
Группа 2 – «популярные» - имеющие достаточно широкое признание (более 3-4х выборов) со стороны одноклассников
Сфера интеллектуально-деловых качеств | Сфера социально-коммуникативных качеств |
|
Группа 3 – «принимаемые» - дети, имеющие опору в классе хотя бы в лице 1-2х человек, что создаёт достаточные условия для положительной динамики их социального статуса.
Сфера интеллектуально-деловых качеств | Сфера социально-коммуникативных качеств |
|
Рекомендации к работе классного руководителя.
- Не афишировать результаты социометрии ни среди детей, ни среди их родителей.
- Использовать в своей работе игры, занимательный материал, который будет развивать интерес к внеучебной деятельности;
- При работе с детьми поощрять, хвалить и одобрять их решение;
- Привлекать детей к общественно-полезному и общему труду;
- Создавать ситуации успеха во внеучебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
- Уважение к личности и интересам ребенка.