"РАБОТА ШКОЛЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
У патриотизма многоженство разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине.
И.А. Агапова и М. А. Давыдова считают, что в последние годы отмечалась тенденция на снижение патриотического воспитания, чему способствовали: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания, а также отсутствие методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме .
В последние годы вопрос о гражданско-патриотическом воспитании стал особенно актуальным. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси, России игнорировались учителями истории, в послеперестроечное время аннулировались все достижения советского времени.
Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике.
Разработкой проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста занимались: И.А. Агапова, М.А. Бесова, М. А. Давыдова, О.А. Ещеркина, Н.В. Мазыкина и др.
Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Н.Л.Кербицкова, Л.В. Строганова: «Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности» .
Исходя из мнений и фактов, вышеизложенных авторов, можно определить проблему патриотического воспитания в настоящее время как одну из актуальнейших и требующих внимательного рассмотрения и анализа, т. к. недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lobkareva.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ШКОЛЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.А. Лобкарева
Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем и донести до них идеи патриотизма – вполне реальная задач.
Разработкой проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста занимались: И.А. Агапова [1], М.А. Бесова , М. А. Давыдова, О.А. Ещеркина[2], Н.В. Мазыкина и др.
Исходя из мнений и фактов, приводимых авторами, можно определить проблему патриотического воспитания в настоящее время как одну из актуальнейших и требующих внимательного рассмотрения и анализа.
Основываясь на исследовании по разработке критериев и методик оценки результатов работы по патриотическому воспитанию граждан, обобщенных профессором, доктором философских наук В.И. Лутовиновым [4] , мы выделили следующие критерии и показатели оценки уровня патриотического воспитания младших школьников:
- уровень осведомленности (знания и представления детей о родине, о патриотизме);
- уровень сформированности деятельностного показателя патриотической воспитанности (отношение к природе, гордость за свою страну, социальная активность в рамках школы и класса (забота о своей школе));
- уровень патриотических ценностей в системе нравственных качеств младшего школьника (бережливость, патриотизм, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, опрятность, целеустремленность, любовь к природе, честность, дружелюбие (терпимость)).
Для исследования сформированности патриотического воспитания младших школьников использовались следующие методики:
1. Беседа по определению патриотических знаний (Авторская разработка на основе методик М.П. Даниловой и В.М. Хлыстовой) [5].
2. «Оценка уровня сформированности деятельностного показателя патриотической воспитанности младших школьников» (Авторская разработка на основе методики В.И. Лутовинова) [4].
3. «Место патриотических ценностей в системе нравственных качеств младшего школьника» (Методика Т.М. Масловой) [6].
4. «Сформированность патриотического воспитания младших школьников» (уровни выделены Т.В. Козловой, дополнены нами) [3].
Количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: общее проблемное поле, над которым необходимо работать, - это недостаточная сформированность патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности.
Так, оценка знаний и представлений детей о родине, о патриотизме показала, что многие дети допустили ошибки при объяснении понятий «Родина», «малая родина», «патриот». Результаты проведенных методик показали, что не многие учащиеся (15%) имеют знания о своей родине, знают символику страны, достопримечательности и историю своего города, владеют большинством понятий по теме патриотизм. У 85% обучающихся в не достаточной степени представлен когнитивный компонент.
Оценка проявляющихся качеств в отношении к своей Родине, Отечеству, к родной природе лишь у 35% показала высокий уровень сформированности качеств, связанных с деятельностными показателями патриотизма. У 65% деятельностный компонент выражен в недостаточной степени.
Ранжирование нравственных качеств младших дошкольников показало, что патриотические ценности в системе нравственных качеств младшего школьника занимают лишь шестое место.
По результатам исследования были выделены уровни сформированности патриотического воспитания младших школьников: 30% имеют высокий уровень, 40% - средний уровень 30% имеют низкий уровень.
Целью следующего этапа эксперимента была разработка психолого-педагогических условий, способствующих формированию патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, патриотическое воспитание уже в младшем школьном возрасте влияет на дальнейшую жизнь ребенка, и от личностных качеств педагога, от организации его работы зависит, направят ли учащиеся свою деятельность на служение во благо Родине, станут ли действительно патриотами Отечества.
Список литературы
- Агапова И.А. Мы – патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: ВАКО, 2018. – 366 с.
- Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников [Текст]: методическое пособие / сост.О.А. Ещёркина. – В.: Учитель, 2007
- Козлова Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний // Интеграция образования. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. - №1
- Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. – М.: Academia АПК, 2011. - 280с.
- Лушников И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации [Текст] / И.Д. Лушников. – В.: ВИРО, 2014
- Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» - М, 2016. - № 4. – С.11-12