Схема анализа логопедического занятия
Схема анализа логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_analiza_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. логопеда
Город (район)
Дата проведения занятия
Этап работы
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема
Возраст ребенка (число детей)
Анализирующий
Цель посещения
1. Анализ целей занятия:
- соответствие целей занятия особенностям учебного материала;
- место данного занятия в системе занятий по теме;
- место данной темы в общей системе логопедической работы;
- уровень подготовленности группы (ребенка);
- постановка и доведение целей занятия до детей (ребенка).
2. Степень достижения целей занятия:
- образовательной;
- коррекционно-развивающей;
- воспитательной.
3. Анализ структуры и организации занятия:
- соответствие структуры занятия его целям, продуманность выбора типа занятия, его структуры;
- логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
- четкость перехода от одного этапа к другому;
- продолжительность занятия и целесообразность распределения времени между этапами занятия;
- рациональность выбора форм обучения;
- наличие плана занятия и организация его выполнения;
- соответствие фактического хода занятия запланированному;
- отступления от конспекта, их причины;
- оборудование занятия;
- рациональность организация работы логопеда; реализация дидактических принципов обучения — от простого к сложному.
4. Анализ содержания занятия:
- соответствие содержания занятия требованиям Государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);
- полнота, достоверность доступность изложения;
- степень нравственного влияния логопеда, воспитательная направленность занятия;
- связь занятия с жизнью;
- подведение детей к восприятию новых знаний;
- формирование новых понятий;
- актуализация опорных знаний;
- организация самостоятельной работы детей;
- характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);
- инструкции и помощь логопеда;
- степень усвоения нового материала (эффективность);
- согласованность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим;
- повторение (организация, формы приемы, объем);
- подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
5. Оценка коррекционной направленности занятия:
- развитие понимания речи;
- воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
- формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
- формирование правильного произношения звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
- контроль за внятностью и выразительностью речи;
- подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
- обучение самостоятельному высказыванию;
- усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;
- включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
- упражнения по развитию высших психических функций;
- упражнения по развитию общей и мелкой моторики.
6. Анализ методики проведения занятия:
- определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения
- соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
- разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;
- эмоциональность подачи материала;
- доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
- эффективность использования наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, ТСО;
- оценка методической компетентности и педагогической техники логопеда.
7. Анализ работы и поведения детей на занятии:
- общая оценка работы группы (ребенка);
- внимание и прилежание в начале занятия и на его основных этапах;
- интерес к занятию;
- активность детей (ребенка);
- формирование у детей обще учебных и специальных умений и навыков;
- выполнение единых требований;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
- качество выполнения заданий, умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях и степень овладения практическими навыками;
- глубина, осознанность и прочность знаний;
- умение детей применять знания в различных ситуациях;
- степень овладения практическими навыками;
- характер проверки логопедом знаний детей;
- работа над ошибочными ответами.
8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия:
• температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- профилактика утомления и переутомления;
- смена видов деятельности;
- своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
- соблюдение детьми (ребенком) правильной рабочей позы;
- соответствие мебели росту ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
- посильность нагрузки речевого и дидактического материала;
• целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.
9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленных проверяющим.
10. Результаты занятия:
- оптимальность обучающих действий логопеда;
- достижение целей, задач занятия;
- качество знаний, умений, навыков, полученных детьми;
• тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом;
• творческий подход, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов.
11. Недостатки занятия:
- диагностика причин;
- предложения по их устранению.
12. Личность логопеда:
- собранность и внимательность логопеда на занятии;
- самообладание и самоорганизация;
- стиль и тон в работе;
- речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
- соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
- доброжелательное отношение к детям;
- соблюдение норм педагогической этики;
- мастерство педагогического общения;
13. Общие выводы и предложения.