Схема анализа логопедического занятия

Лемешко Елена Владимировна

Схема анализа логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_analiza_logopedicheskogo_zanyatiya.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. логопеда

Город (район)

Дата проведения занятия

Этап работы

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема

Возраст ребенка (число детей)

Анализирующий

Цель посещения

1. Анализ целей занятия:

  • соответствие целей занятия особенностям учебного материала;
  • место данного занятия в системе занятий по теме;
  • место данной темы в общей системе логопедической работы;
  • уровень подготовленности группы (ребенка);
  • постановка и доведение целей занятия до детей (ребенка).

2. Степень достижения целей занятия:

  • образовательной;
  • коррекционно-развивающей;
  • воспитательной.

3. Анализ структуры и организации занятия:

  • соответствие структуры занятия его целям, продуманность выбора типа занятия, его структуры;
  • логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
  • четкость перехода от одного этапа к другому;
  • продолжительность занятия и целесообразность распределения времени между этапами занятия;
  • рациональность выбора форм обучения;
  • наличие плана занятия и организация его выполнения;
  • соответствие фактического хода занятия запланированному;
  • отступления от конспекта, их причины;
  • оборудование занятия;
  • рациональность организация работы логопеда; реализация дидактических принципов обучения — от простого к сложному.

4. Анализ содержания занятия:

  • соответствие содержания занятия требованиям Государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);
  • полнота, достоверность доступность изложения;
  • степень нравственного влияния логопеда, воспитательная направленность занятия;
  • связь занятия с жизнью;
  • подведение детей к восприятию новых знаний;
  • формирование новых понятий;
  • актуализация опорных знаний;
  • организация самостоятельной работы детей;
  • характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);
  • инструкции и помощь логопеда;
  • степень усвоения нового материала (эффективность);
  • согласованность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим;
  • повторение (организация, формы приемы, объем);
  • подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).

5. Оценка коррекционной направленности занятия:

  • развитие понимания речи;
  • воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
  • контроль за внятностью и выразительностью речи;
  • подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение самостоятельному высказыванию;
  • усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;
  • включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
  • упражнения по развитию высших психических функций;
  • упражнения по развитию общей и мелкой моторики.

6. Анализ методики проведения занятия:

  • определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения
  • соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
  • разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;
  • эмоциональность подачи материала;
  • доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
  • эффективность использования наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, ТСО;
  • оценка методической компетентности и педагогической техники логопеда.

7. Анализ работы и поведения детей на занятии:

  • общая оценка работы группы (ребенка);
  • внимание и прилежание в начале занятия и на его основных этапах;
  • интерес к занятию;
  • активность детей (ребенка);
  • формирование у детей обще учебных и специальных умений и навыков;
  • выполнение единых требований;
  • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
  • качество выполнения заданий, умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях и степень овладения практическими навыками;
  • глубина, осознанность и прочность знаний;
  • умение детей применять знания в различных ситуациях;
  • степень овладения практическими навыками;
  • характер проверки логопедом знаний детей;
  • работа над ошибочными ответами.

8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия:
• температурный режим;

  • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • профилактика утомления и переутомления;
  • смена видов деятельности;
  • своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
  • соблюдение детьми (ребенком) правильной рабочей позы;
  • соответствие мебели росту ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
  • посильность нагрузки речевого и дидактического материала;

• целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.

9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленных проверяющим.

10. Результаты занятия:

  • оптимальность обучающих действий логопеда;
  • достижение целей, задач занятия;
  • качество знаний, умений, навыков, полученных детьми;

     • тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом;

     • творческий подход, заслуживающие изучения и внедрения в практику   работы других логопедов.

11. Недостатки занятия:

  • диагностика причин;
  • предложения по их устранению.

12. Личность логопеда:

  • собранность и внимательность логопеда на занятии;
  • самообладание и самоорганизация;
  • стиль и тон в работе;
  • речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
  • соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
  • доброжелательное отношение к детям;
  • соблюдение норм педагогической этики;
  • мастерство педагогического общения;

13. Общие выводы и предложения.