Методическая работа по физической культуре.

Работу можно использовать для повышения квалификации учителям физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplom_fiz-ra_prygunova.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

Программа профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дополнительного образования для детей и взрослых»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Организация внеурочной работы по физической культуре с применением инновационных технологий.

Выполнила:

Прыгунова Валентина Борисовна,

учитель физической культуры,

высшая квалификационная категория,

МОУ «Беседская » ООШ

П. Беседа 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Глава 1.  ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИКЕ        5

1.1        Понятие инновационной деятельности в педагогике        5

1.2        Влияние инновационной деятельности на работу педагога        9

Глава 2.  ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ        13

2.1 Сущность интерактивного обучения        13

2.2 Организация внеурочной деятельности по физической культуре как фактор совершенствования физического воспитания.        18

Заключение        28

Список литературы        30


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время с введением новых стандартов обучения в школе, у учителя появилось масса новых возможностей для проведения на более качественном уровне внеурочной работы по  физической культуре. Идея использовать во внеурочной работе по  физической культуре мультимедийное оборудование не нова, но вот цель совместить теорию и практику, накладывает на учителя определенную ответственность. Качественная разработка таких занятий позволяет привлечь к творческой разработке не только  учеников, но и их родителей.

Особенно это актуально для маленькой малокомплектной сельской школы, так как небольшое количество учеников на уроке позволяет успеть совместить теорию и практику. В связи с эпидемиологической обстановкой из-за пандемии коронавируса, школы перешли на дистанционное обучение. Внеурочная работа по физической культуре вынужденно претерпела ряд изменений, стала носить индивидуализированный тесный подход между педагогом и обучающимся.

 В современных реалиях компетентность учителя, зависит от его умения использовать,  информационные технологии (ИКТ) на своих уроках и во внеурочной деятельности. Направления использования ИКТ должны быть не только средством представления учебного материала, но и инструментом распахнуть окно в мир воображения, более глубокое освоение знаний. ИКТ  должно стать средством изменения всего учебного процесса.

На стандартных уроках по физической культуре  и во внеурочной деятельности прописано уделять время на теоретические знания, но на практике без использования ИКТ это носит формальный характер. При конкретизации задач, которые решаются при использовании ИКТ, в стандартах нового поколения определен перечень умений.  

Цель  данной работы:  Показать новый этап в образовательном процессе, где  современный уровень развития компьютерной техники и коммуникаций, информатизация общества,  направят преподавателей на  активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, методов, которые позволяют развивать самостоятельность учащихся, организовывать процесс обучения так, чтобы учитывались индивидуальные интересы и способности учащихся. Позволит повысить качество знаний обучающихся, развить их творческие способности в формировании ключевых компетентностей.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть существующие виды методов активного обучения, применяемые во внеурочной работе по физической культуре.

3.Подобрать активные методы обучения и выявить инновационные подходы  (технологии) в организации внеурочной работы по физической культуре.

Для решения  поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования:

  • анализ литературы, систематизация  и обобщение;
  • анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • анализ учебно-программной и нормативной документации по средней школе.

Гипотеза исследования: Подбор эффективных методов обучения будет способствовать повышению интереса обучающихся к внеурочной деятельности по физической культуре.

Объектом дипломной работы является процесс внеурочной деятельности по физической культуре в  Беседской основной общеобразовательной школе с применением инновационных подходов (технологий)

Предметом исследования являются формы и методы обучения во внеурочной деятельности по физической культуре  их характеристика, а так же инновационные подходы (технологии) в условиях дистанционного обучения.

ГЛАВА 1.  ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИКЕ

  1. Понятие инновационной деятельности в педагогике

Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход. Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:

  • процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
  • акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;
  • новая идея, метод или устройство;
  • успешное использование новых идей;
  • изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
  • творческая идея, которая была осуществлена;

Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике.

Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связана со внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.

Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность). Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни. Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  сказано «Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности».

Поэтому, стратегической целью государственной политики в области образования, является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Анализируя возможности существующего сейчас общешкольного образования во внеурочной деятельности по физической культуре, были выявлены противоречия между:

  • потребностью системы образования в учителях по профилю физическая культура, их недостаточным количеством и реальной подготовкой учительских кадров, особенно для сельской местности;
  • наличием новых концепций, документов международного и государственного уровня, декларирующих идеи подготовки личности безопасного типа и отсутствием инновационных технологий проектной деятельности, разработанных и апробированных в практике образования педагогических моделей, транслирующих эти идеи в реальный учебный процесс;
  • индивидуальной потребностью учителя физической культуры осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях применения инновационных технологий в  образовательном пространстве и сохранившемся традиционном укладе образовательного учреждения;

Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:

  • создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;
  • формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;
  • создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагога, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;
  • создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения,;
  • обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;

Методологическое становление моего опыта базируется на таких аспектах, как:

  • коммуникативные компетенции:

а) умение работать в команде;

б) умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения;

  • получение знаний учащимися во внеурочной  деятельности .
  • информационно-коммуникативные компетенции – проектирование деятельности педагога, направленное на получение учащимися качественных знаний по предмету;
  • последовательное, преемственное физическое развитие из класса в класс (с 1 по 9 классы)

Положительный педагогический опыт во внеурочной деятельности по физической культуре  поможет:

1.Формированию осознанной мотивации обучающихся для получения знаний на уроках, как о знаниях, необходимых человеку, для поддержания и сохранения своего здоровья.

2.Обучению обучающихся способам двигательной активности и с использованием новых технологий

3.Мотивация своей деятельности, а также деятельности обучающихся в получении ими практических навыков по физической культуре посредством интерактивного общения.

В ходе реализации деятельности обучающихся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при дистанционном обучении.

обучающиеся приобретут практические навыки и опыт в:

  • определении целей, задач и самостоятельной организации своей деятельности;
  • ориентировании в сети интернет с использованием различных способов и инновационных технологий;
  1. Влияние инновационной деятельности на работу педагога

Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:

  • создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;
  • формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;
  • создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагога, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;
  • создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения,;
  • обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;
  • обеспечение более качественного проведения уроков физкультуры и внеурочной деятельности.

Одно из необходимых условий реализации принципа развития инновационной деятельности - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

  • материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта; моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;
  • профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно- деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации.

Одним из важных направлений работы по управлению

инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем необходимо выделить главные и наметить пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т. д.)

Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.

ГЛАВА 2.  ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Сущность интерактивного обучения

Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - "взаимный", "act" - действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

- пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

- совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

- согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

- совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

В одной китайская притче говорится: "Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму". В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении.

Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.

Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.

Интерактивные методы не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

  • пробуждают у обучающихся интерес;
  • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
  • обращаются к чувствам каждого обучающегося;
  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;
  • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
  • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
  • формируют у обучающихся мнения и отношения;
  • формируют жизненные навыки;
  • способствуют изменению поведения.

Основные правила организации интерактивного обучения. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Только при этом условии возможна продуктивная работа.

Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы . Для обучаемых на дистанционном обучении должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

  • доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
  • демократический стиль;
  • сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
  • опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

2.2 Организация внеурочной деятельности по физической культуре как фактор совершенствования физического воспитания.

Внеклассное и общешкольное направление физического воспитания в нашей школе входит в систему внеурочных занятий школьников физическими упражнениями и направлены на решение педагогических задач. Имеет место своеобразие в организации внеурочных занятий. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время.

В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Поэтому для физического совершенствования обучающихся и их спортивной подготовки широко используются внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются следующие:

1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.

3. Побудить обучающихся к активным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика.

5. Развить необходимые физические качества.

6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.

7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

 При этом должно быть осуществлено повышение здоровья школьников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого уровня двигательной и физической подготовленности, нравственной воспитанности учеников, усвоение учениками гигиенических навыков занятий физическими упражнениями, правилами врачебно – педагогического контроля спортсмена.

Важным в решении задач физического воспитания школьников является обучение школьников умениям самостоятельно и систематически заниматься физическими упражнениями, формировать личный двигательный режим, особенно в режиме самоизоляции.

Для этой цели создана публичная страничка в сети интернет, на которой выкладываются занятия по физической культуре и происходит непосредственное общение.

Организация внеурочных форм занятий физическими упражнениями регулируется информационными материалами Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения. К таким документам относятся школьная программа по физическому воспитанию, программы по внеклассной спортивной работе, Положение о коллективе физической культуры, а также методические письма по организации процесса физического воспитания учащихся. При этом определяется, что систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы, спортивно-массовая работа по месту жительства, внешкольная спортивная работа.

Действенность системы физического воспитания в школе обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры как ведущей формы занятий физическими упражнениями обучающихся.

В организации двигательного режима ученика, класса, школы большое значение имеют рациональный объем физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, широкое привлечение учащихся во внеурочные занятия физической культурой и спортом, туризмом. Внедрение физических упражнений в повседневную жизнь школьников, регулярное осуществление врачебно-педагогического контроля за здоровьем, физическим развитием и двигательной подготовленностью учащихся способствуют полноценному решению задач физического воспитания. Комплексное воздействие на школьников различных форм занятий физическими упражнениями должно обеспечить воспитание всесторонне развитых людей.

Основным организационно-педагогическим принципом физического воспитания школьников является индивидуальное и дифференцированное применение средств физической культуры и спорта в занятиях с учащимися разного пола и возраста.

За организацию физического воспитания в школе несет ответственность директор. Он обеспечивает необходимые условия для физического воспитания школьников и осуществляет контроль за работой в этом направлении. На директора школы возлагается обязанность по организации регулярных медицинских осмотров обучающихся.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, учитель физической культуры, классные руководители и учителя, воспитатели групп (классов) продленного дня, выполняя свои служебные обязанности, информируют директора о выполненной работе, советуются о планах на будущее.

Для непосредственной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе создан коллектив физической культуры, который действует согласно Положению о коллективе и в рамках спортивного клуба «Непоседы».

Коллектив физической культуры школы организует свою работу на основе школьного клуба с  широкой творческой инициативы, самодеятельности учащихся в тесном контакте с врачом и общественными организациями.

Общую ответственность за организацию и работу коллектива физической культуры несет директор школы. Методическую помощь в деятельности коллектива обеспечивает учитель физической культуры, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Школьный коллектив физической культуры совместно с учителями:

  • использует для пропаганды спортивные праздники;
  • создан уголок (стенд) физической культуры, размещены иллюстрированные и другие материалы;
  • организует беседы о значении физической культуры и спорта, правилах гигиены, режиме дня, двигательной активности, привлекая для этого педагогов, родителей учащихся, медицинский персонал школы;
  • обеспечивает судейство спортивных соревнований силами школьников и учителей; помогает учителю физической культуры в определении результатов соревнований;
  • содействует благоустройству спортивных сооружений, обеспечивает сохранность спортивного оборудования и инвентаря;
  • разработана спортивная эмблему школы, образцы спортивной формы, спортивный флаг.
  • участвует в проведении гимнастики до уроков, подвижной перемены, Дней здоровья

Члены коллектива физической культуры школы успешно сочетают учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и спортом.

Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные школьниками на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения на основе требований спортивной классификации.

Формы внеклассных занятий физической культурой и спортом: реализуются в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры, в группах общей физической подготовки, в спортивных секциях, туристическая работа и др.

1. Занятия в кружке подвижных игр и в кружке общей физической подготовки (ОФП). Подвижные игры являются прекрасным средством массовой внеклассной работы со школьниками. Ценность их заключается в том, что они не требуют специальной подготовки детей, доступны всем ученикам и знакомы по урокам физической культуры. Занятия в кружке подвижных игр проводятся на добровольных началах. Они организованы в зале, на площадке, в рекреации, в коридоре, классной комнате (во внеурочное время) 2раза в неделю. Продолжительность игр — до 30—45 минут для обучающихся 1—2 классов и до 60 минут — для учеников 3— 4 классов. Количество занимающихся в группе 15 человек. В помощь руководителю кружка для подготовки места занятий, мелкого инвентаря и его раздачи, судейства игр выделяются (по очереди) 1—2 дежурных.

Подготовка к проведению занятий заключается в планировании игр на определенный отрезок времени (с целью решения задач физического воспитания), правильном выборе игр на очередное занятие, определении оборудования, инвентаря. Важно, чтобы была тщательно проведена подготовка мест для занятий.  В школе имеется необходимое количество для игр мячей, булав, скакалок, гимнастических скамеек, палок, затем подготовить различные мелкие предметы: мел, свисток, веревочку, резинку для прыжков и др.

Содержание подвижных игр заимствуется из соответствующих пособий. Выбираются те игры, которые более всего знакомы и интересны детям.

При выборе игр учитываются их образовательное, воспитательное и оздоровительное влияние, возможное количество играющих, размеры помещения (площадки), а также время года, погода, температура окружающего воздуха.

На каждую игру составляется игровая карточка, выполненная на плотной бумаге (картоне).

В одно занятие включается от 2 до 4 игр. Вначале дается простая игра малой подвижности, ставящая целью организацию группы, вовлечение занимающихся в игровую деятельность. Затем проводятся игры средней и большой подвижности, более продолжительные по времени. Они наиболее нагрузочны для учащихся, эмоциональны и достаточно сложны (в зависимости от возраста) по характеру игровых действий. В заключение дается игра на приведение организма занимающихся в более спокойное состояние, обеспечивающая снижение возбуждения и физиологической нагрузки.

Во избежание резкого утомления детей делаются перерывы для отдыха, используемые для уточнения правил, объяснения новых вариантов игры, указаний, определения результатов, подведения итогов.

С учащимися 1—2 классов в начале занятий проводятся простые игры, с несложными правилами. Широкое распространение имеют сюжетные игры, игры с речитативами, игры-хороводы, региональные игры.

Эти игры воспитывают у детей честность в выполнении правил игры, чувство товарищества, коллективизм, организованность, способствовать развитию основных, жизненно необходимых движений человека: бега, прыжков, метаний, лазания, перелезания и др.

Содержание игр для обучающихся 3—4 классов является более сложным, с точки зрения выполнения правил и разнообразных двигательных действий. В этом возрасте используются командные игры, подготовительные к спортивным, с выраженными элементами соперничества, соревнований. Судейство игр четкое и объективное. Допущенные учеником ошибки следует терпеливо разъясняютсяь, показывая пути правильных действий.

Задачами игр являются дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков обучающихся в усложненных игровых условиях, развитие творчества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами, командой. Подвижные игры, разученные в кружке, широко использованы на подвижных переменах, при проведении часа и дня здоровья, в массовой части спартакиады школы, на празднике начала учебного года, на прогулке.

Занятия в кружке физической культуры проводятся со 2-го класса и строятся на материале уроков физической культуры с широким включением подвижных игр. Они направлены на повышение двигательной активности учеников.

Занятия в группах общей физической подготовки (ОФП). Они направлены на разностороннее физическое развитие учеников, повышение уровня физической подготовленности и здоровья, выполнение нормативных требований программы, на ликвидацию пробелов в знаниях учебного материала программы. Занятия строятся по типу уроков физической культуры и проводятся во второй половине дня. Учитывая, что наполняемость группы 15 человек, при однородном составе школьников физиологическая нагрузка на каждого ученика высокая.

3. Занятия в спортивных секциях. Занятия в спортивных секциях организуются после уроков и проводятся учителем физической культуры со  старшими учениками и желающими учителями (по спортивным играм),. Работа строится на добровольном участии всех участников в занятиях под общим руководством школьного коллектива физической культуры. Различные вопросы функционирования секции решаются и обеспечиваются самими школьниками посредством направляющих советов педагога.

В помощь учителю физической культуры на общем собрании спортивной секции избирают совет секции в количестве 3 человек. Члены совета выбирают председателя. В обязанности совета входят: организация систематических занятий, вовлечение новых членов в секцию, организация команд и выборы в них капитанов, подготовка команд к участию в соревнованиях, учет посещаемости занятий, определение команд-победителей и лучших спортсменов года, совершенствование спортивной базы, уход за оборудованием и инвентарем, организация медосмотров членов секции, контакты с классными руководителями и родителями учеников.

 В нашей школе  имеет место и организация занятий в смешанных возрастных группах школьников. В этом случае младшие ученики учатся у старших школьников.

Старшие помогают младшим ученикам овладеть спортивными действиями, делятся опытом участия в спортивных соревнованиях.

В зависимости от вида спорта устанавливается начальный возраст для занятий в спортивных секциях. Тренировки проводятся на основе учебного плана работы секции 2—4 раза в неделю по расписанию. Это обеспечивает регулярную посещаемость занятий, постоянство состава группы, команды.

В настоящее время в школе составляется единое расписание учебной и внеурочной работы с тем, чтобы полнее занять свободное время школьников интересной познавательной деятельностью, двигательными действиями в целях всестороннего развития.

Занятия в спортивной секции проводятся по специальным программам, одобренным Министерством образования и Спорткомитетом, или на основе классификационной программы. Материал программы расчитан на школьный учебный год, разделен на два периода: подготовительный и основной (соревновательный). В этом специфика спортивной тренировки обучающихся общеобразовательной школы, так как в летнее время они уезжают в лагеря отдыха, на отдых с родителями, в сельскую местность к старшим членам семьи. Календарные сроки каждого периода тренировки определяются, исходя из продолжительности учебы детей в школе, а также участия школьников в общешкольных, районных, городских, областных соревнованиях.

В подготовительном периоде решаются задачи разностороннего физического развития занимающихся, их общей физической подготовки, тренировки, развития физических качеств с учетом особенностей вида спорта.

В связи с этим определяется количество занятий беговую подготовку, прыжки, метание и др. В подготовительном периоде планируют знакомство с общими основами техники спортивных движений с некоторым акцентом спортивной специализации. Этим задачам подчинены содержание и методика тренировочных уроков. Физиологическая нагрузка строится по нарастающей кривой со стабилизирующими периодами кратковременного «отдыха».

В основном (соревновательном) периоде осуществляется изучение и совершенствование техники спортивных движений. Главными задачами основного периода тренировки являются достижение занимающимися спортивной формы и достаточно высоких для своего возраста спортивных результатов, участие в соревнованиях, выполнение требований спортивной классификации, получение (или повышение) спортивного разряда.

Тренировочные уроки в спортивной секции строятся с учетом общих педагогических требований с соблюдением доступности, последовательности, постепенности, систематичности, индивидуализации и других принципов дидактики.

Предупреждение спортивного травматизма на тренировочных уроках и спортивных соревнованиях должно постоянная забота учителя физической культуры. Тренировочные занятия в спортивной секции должны давать обучающимся высокую физиологическую нагрузку и соответствовать функциональным возможностям учеников. Педагогически недопустимо включать учеников в соревнования при недостаточной их подготовленности, тем более нацеливать на высокий спортивный результат.

Участие в соревнованиях разрешается после соответствующей технической, тактической и психологической подготовки учеников, при появлении желания помериться силами со сверстниками. Недопустима и узкая специализация школьников, начинающих заниматься спортом в каких-либо одних видах упражнений. Тренировки построены на «многоборном» содержании учебного материала и носить разносторонний характер.

Тренировки юных спортсменов строятся на умении педагога сочетать возрастные особенности занимающихся с требованиями прогрессирующей спортивной подготовки от урока к уроку, от одного периода тренировки к другому, от одного года занятий к последующим годам подготовки. При этом строго учитываются особенности занимающихся. К занятиям в секции допускаются все желающие заниматься спортом школьники. Отстранение от занятий из-за спортивной непригодности ученика недопустимо.

Представителем команды на спортивном соревновании вне школы является учитель.

Нравственное воспитание юных спортсменов осуществляется на основе демократических, общечеловеческих ценностей. Большое значение в подготовке школьника-спортсмена имеет авторитет учителя-тренера. Общий облик учителя, его внешний вид, культура, форма общения с учениками, манера держаться перед группой (командой), требовательность и доброжелательность должны сочетаться с заботой о здоровье учеников, воспитанием эстетической культуры занятий спортом.

Воспитание сознательного отношения к учению в школе, развитие познавательной и общественной активности учеников, гражданской ответственности и культуры поведения занимают большое место в тренировочном процессе. Необходимо помнить, что ученик-спортсмен должен воспитываться в коллективе детей, имеющих общие учебные и спортивные интересы. Решение воспитательных задач, формирование у школьников умения правильно вести себя на тренировочных занятиях и соревнованиях, в школе, на улице, дома, в общении со сверстниками, воспитание умений выполнять общие правила культуры поведения — одна из главных сторон тренировочного процесса. Использованию учителем методов убеждения, личного примера в поведении на тренировке придается большое значение. Приводим тематику бесед тренера с юными спортсменами: «Спорт и труд», «Спорт и учеба», «О честности и справедливости», «О коллективной дисциплине и самодисциплине», «О спортивной чести», «Спорт помогает дружить», «Спорт помогает закалять свою волю», «Что значит быть вежливым», «О режиме спортсмена», «О культуре поведения» и др.

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

-проблема изучения педагогического опыта;

-проблема доведение до практики.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования

Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений. Я уверена, что опыт приобретенный учителями физической культуры в условиях пандемии и дистанционного обучения бесценен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.
  2. Безносиков Е.Я., Здоровье: Популярная энциклопедия [текст]/ Е.Я. Безносиков - М.: ФиС, 1990г.- 405 с.
  3. Захаров Е. Н., Энциклопедия физической подготовки [текст] / Е.Н.Захаров, А.В.Карасев, А.А.Сафонов под ред. А.В.Карасева - М.: Лептос, 1994г. – 312 с.
  4. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65
  5. Короткая Л.И., Гибкость [электронный ресурс] / Л.И. Короткая, открытый режим доступа [http://www.bestreferat.ru/referat-59904 html].
  6. Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта [текст]/ В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов; М.: Академия. 2000.-87 с
  7. Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.
  8. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. - М.: Пробел-2000, 2006. - 436 с.: ил.
  9. Лебедев С.Ю., Физические качества человека. Средства и методы их воспитания [электронный ресурс] / С.Ю. Лебедев, открытый режим доступа [http://www.bestreferat.ru/referat-7436.html].
  10. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994
  11. Машарова Т.В. Педагогическое моделирование индивидуально-личностного развития школьника в информационно-образовательной среде: моногр. / Т.В. Машарова, Е.А. Ходырева, А.А. Харунжев; ВятГГУ. - Киров, 2004. - 106 с.: ил. - Библиогр.: с. 97-106.
  12. Мильнер Е.Г., Выбираю бег [текст] / Е.Г. Мильнер - М.: ФиС, 1990. с 15.
  13. Сергеев Ю.А., Сила, быстрота и ловкость как физические качества [электронный ресурс] / Ю.А. Сергеев, открытый режим доступа [http://referats.qip.ru/referats/preview/81736].
  14. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.
  15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. - С. 272.
  16. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5
  17. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. - 2005.
  18. Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.
  19. https://vk.com/club177684616
  20. https://app.onlinetestpad.com/profile/settings