сообщение
публикация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.59 КБ |
sanatorno-kurortnoe_otdelenie_nii_ndhit.docx | 51.7 КБ |
kompleksnaya_otsenka.docx | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Карева Е.А
Санаторно-курортное отделение НИИ НДХиТ
Сообщение на педсовете online июнь 2020 года
Пятый критерий здоровья
Уровень функционального состояния
Уровень функционального состояния оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований, на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка.
Поведение ребенка является важным индикатором ранних отклонений в здоровье, развитии, еще не получивших манифестное выражение.
Показатели поведения(З.Л. Фрухт)
Оценка поведения может быть сделана только в результате наблюдения за ребенком не менее одного месяца. Если оценка производится на момент исследования, то следует указать: «в настоящее время».
Эмоциональное состояние(для детей 1-го года жизни):
положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
Настроение (для детей 2-6 лет):
а) бодрое, жизнерадостное-положительно относится к окружающим; охотно контактирует с окружающими, с интересом активно играет; дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется; нет страхов;
б) спокойное- положительно относится к окружающим, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе, чем при бодром состоянии; спокоен, активен; реакции меньше окрашены эмоционально;
в) раздражительное.возбужденное –плаксивость, раздражительность; неадекватно относится к окружающим; может быть бездеятелен или деятельность неустойчива; может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;
г) подавленное- вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может плакать;
д) неустойчивое- может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты, быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому.
Засыпание-спокойное, быстрое, длительное, беспокойное, с воздействием на ребенка, сочетанием всех (многих) форм нарушения засыпания.
Сон (дневной, ночной)-глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный, прерывистый, длительный(соответствующий возрасту),укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями, сочетание всех(многих) форм нарушения сна.
Аппетит и пищевое поведение-хороший, неустойчивый, плохой, избирательный, повышенный отказ от пищи, много нелюбимых блюд, мало ест, ест очень медленно, набирает в рот и жует, не умеет жевать, сосет пищу, безразличен к еде, ест через силу, ест с жадностью, оставляет(недоедает всегда), сочетание нескольких форм нарушения аппетита.
Характер бодрствования-активный, малоактивный, пассивный.
Взаимоотношения со взрослыми- положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм.
Взаимоотношения c детьми- положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм.
Отрицательные привычки-(автоматизмы, стереотипы)-нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду; раскачивается, выдергивает, крутит волосы, шмыгает носом, морщит лоб или нос, часто моргает и др., агрессивен-кусается, царапается, дерется и др., сочетание нескольких форм.
Другие индивидуальные особенности-контактен, доброжелателен, груб, жесток, ласков, навязчив, любознателен, очень интересуется окружающими, не интересуется окружающими, инициативен, деятелен, легко обучаем, необучаем, нелюбознателен, безынициативен, двигательно расторможен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, вынослив, легко утомляем, долго убирает игрушки, долго одевается, боится темноты, животных, неизвестность и пр., сочетание нескольких форм.
Педагогическая характеристика
1.Адаптационный период
1.Эмоциональное состояние, настроение: адаптационный период проходит спокойно; ровное, спокойное, веселое, бодрое; часто имеет повышенное настроение, возбужденный, подвижный, неугомонный, гиперактивный; флегматичный; не ярко выражены эмоции; грустное, часто имеет пониженное настроение, плаксив; часто бывают вспышки гнева, быстро возникают перепады настроения;
2. Отношения с детьми: общительный, легко вступает в контакт, доброжелательный; дружелюбен со всеми; застенчив, замкнут, избегает прямых контактов с детьми, предпочитает играть в одиночестве, контактирует избирательно, не проявляет инициативы в общении с детьми, ребенка постоянно обижают, он беззащитен, избегает ситуаций совместной деятельности, раним в отношениях, стремится к показному лидерству любым путем, конфликтует с детьми, часто дерется, кричит, не умеет поддерживать игру, не умеет согласовывать свои действия с действиями других детей, часто провоцирует конфликты между другими, испытывая от этого удовольствие;
3.Отношения со взрослыми: легко вступает в контакт; стремится к стандартным привычным взаимоотношениям; излишне привязан к людям, жалеющим его; излишне привязан ко взрослым; с трудом привыкает к новому воспитателю, коллективу; испытывает постоянную потребность в положительной оценке, во внимании, проявляет особую чувствительность к взгляду, голосу, тактильному контакту, дистанции в общении; склонен привлекать внимание к себе любыми средствами, постоянно обращается за помощью ко взрослым ,постоянно требует помощи у взрослых, несамостоятелен; проявляет особую ранимость во взаимоотношениях ,малоактивен со взрослыми ;имеет склонность к защитным компенсаторным реакциям в случае отрицательной оценки его деятельности, наказаний (раскачивается сосет палец теребит предметы…) конфликтен, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству;
4.Еда (аппетит, поведение за столом, прием пищи): всеяден, не разборчив в еде, не имеет устойчивых привычек в еде, любит обильную вкусную пищу, просит добавку, ест все ,иногда просит добавку, имеет устойчивые привычки в еде ,требователен к качеству пищи, отказывается принимать новые или незнакомые блюда, ест плохо.
5.Сон (засыпание, пробуждение): сон спокойный,засыпает легко,днем спит(не спит), беспокойно спит днем, трудно засыпает, не может заснуть в непривычной обстановке.
6. Навыки самообслуживания: частично сформированы; навыки самообслуживания не сформированы по возрасту: не умеет завязывать шнурки, правильно держать ложку, неряшлив, неаакуратно ест,…(смотри программу воспитания дошкольников)
2.Основной период пребывания
Положительные признаки (дружба): легко входит в игру, умеет организовывать игру, не конфликтен, способен к сотрудничеству, дружелюбный, добродушный, уступчивый, аккуратен, не очень опрятный, часто обижается, беспричинно раним(а);
Отношение к труду (уборка игрушек): трудится с желанием, убирается добросовестно, проявляет инициативу в уборке игрушек, выполняет все поручения, убирает игрушки только после просьбы воспитателя.
Бережливость к игрушкам и имуществу: бережное отношение к игрушкам и имуществу, специально не ломает, равнодушное отношение к игрушкам, помогает воспитателю в уборке игрушек.
Активность на занятиях: активен, терпелив, организован, умеет самостоятельно выполнять задания, активен на занятиях, легко справляется с заданием, адекватно оценивает свои возможности, любознателен, желает узнать как можно больше о том, что его окружает; усидчив, внимателен, темп работы медленный, но работает аккуратно, доводит работу до конца ; темп работы быстрый, но работает хаотично и невнимательно; с трудом овладевает необходимым объемом знаний ; темп работы на занятиях неравномерен, работает медленно и невнимательно, замедленная реакция, рассеянный; часто отвлекается, не способен сосредоточиться; малоактивен, не доводит начатое дело до конца; не сразу воспринимает требования воспитателя( как бы «отсутствует»); неусидчив; не уверен в собственных действиях , требуется значительная стимуляция для того, чтобы ребенок продолжил начатое дело, имеет низкую самооценку, быстро устает, капризничает, отказывается от работы или проявляет агрессию при переключении на новый вид деятельности, мешает педагогу и/или детям на занятиях; не реагирует на замечания;
3.Педагогические выводы (индивидуальный подход)
Познавательные процессы развиты в пределах возрастной нормы; развит по возрасту; больше внимания уделять воспитанию активности и уверенности в себе; воспитывать уверенность в себе, умение общаться; приучать игре в коллективе посредством распределения ролей; развивать мелкую моторику рук: чаще давать ножницы, мелкие конструкторы, пазлы, разрезанные картинки, больше внимания уделять изодеятельности; расширять словарь и развивать внимание, память; расширять словарь, совершенствовать связную речь (сложные предложения с предлогами, наречиями, прилагательными) заучивать стихи, пересказывать сказки, составлять рассказы по картинкам; учить различать цвета и их оттенки; развивать внимание и память (стихи, поговорки, считалки, скороговорки); заниматься более спокойными играми, на занятиях прослеживать, чтобы не торопился; тренировать усидчивость с помощью настольных игр, приучать к труду, необходимы коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом; совершенствовать навыки в самообслуживании; развивать внимание и усидчивость, развивать навыки самообслуживания т.к. одевается и раздевается очень медленно; развивать навыки самообслуживания путем тренировки; воспитывать ответственность через выполнение поручений; дальнейшее развитие навыков игры в коллективе, навыков самообслуживания, внимания и инициативности; учить правильно держать карандаш.
Предварительный просмотр:
Санаторно-курортное отделение НИИ НДХиТ
Воспитатель Карева Е.А
Самообразование
Я взяла тему по самообразованию «Проектирование цели и задач урока» потому что, работаю в санаторно-курортном отделении НИИ НДХиТ не только с дошкольниками, но и со школьниками. И мне интересно понять какие цели и задачи могут быть поставлены в современной школе.
Каждый урок имеет цели и задачи. И нельзя пропускать занятия, потому что потом сложно наверстать упущенное. Но если ребенок получил травму и находится на лечении, то он вынужден пропускать занятия в школе.
Считаю, что дистанционное обучение необходимо для детей, которые находятся на реабилитации после травм. Это поможет детям при выполнении домашних заданий в период реабилитации.
Проектирование цели и задач урока
Этапы проектирования урока
1. Анализ внешних связей урока – каковы место и роль данного урока в изучаемой теме; каков характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
2. Проектирование триединой цели урока с опорой на характеристику класса - чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать; как сделать так, чтобы цель учителя стала совместной целью педагога и учащихся.
3. Проектирование структуры урока – как лучше начать урок, чтобы организовать детей и смотивировать их на учебную деятельность, какие структурные компоненты будут соответствовать типу урока, как закончить урок, какой материал потребует закрепления в процессе организации домашней работы.
4. Проектирование содержания урока - что собой представляет содержание учебного материала; формирование каких видов знаний и умений будет происходить на уроке, какую часть материала учащиеся могут усвоить самостоятельно; какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; какие моменты урока раскроют его развивающий и воспитывающий потенциал.
5. Проектирование методов и форм обучения - каким образом учащиеся будут усваивать содержание урока; какие методы и формы обучения наиболее эффективны для решения поставленных задач, какие приемы в структуре метода помогут активизировать учащихся, довести их до уровня понимания, сэкономить время, какая форма лучше всего подходит для реализации содержания урока.
6. Проектирование результатов урока – что по окончанию урока должны понять, запомнить учащиеся, что они должны научиться делать, какие психические процессы и способности развить в себе, о чем они могут задуматься, оценить свою работу и работу учителя.
Цель - идеальное предвидение результатов деятельности;
Педагогическая цель – предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных представлений. Педагогическая задача – часть цели, результат осознания педагогом цели обучения или воспитания. Возникает тогда, когда нужно подготовить переход человека от “незнания” к состоянию “знания”, от “непонимания” к “ пониманию”, от “неумения” к “умению”, от беспомощности к самостоятельности.
Виды целей
Требования к учебной цели
· Достижимость
· Конкретность
· Измеримость
Вид | Характеристика |
По содержанию | |
Личностные | Направлены на осмысление ребенком целей образования |
Предметные | Направлены на освоение конкретного учебного предмета и формирование отношения к нему |
Креативные | Направлены на реализацию творческих способностей учащихся |
Когнитивные | Направлены на приобретение эффективных способов познания |
Организационные | Направлены на овладение навыками самоорганизации деятельности (планировать работу, ставить перед собой цель, работать в группе и т.п.). |
По характеру предъявления | |
Скрытые | Открыто объявляются учащимся |
Открытые | Не произносятся вслух |
По перспективе получения результата | |
Стратегические | Направлены на получение результата в дальней перспективе. «Сверхцели», задаются «извне» |
Тактические | Направлены на получение результата в ближней перспективе. Определяются самим учителем. |
Оперативные | Связаны к конкретными действиями педагога |
| По статусу |
Личные | Связаны с личными представлениями педагога. Н: довести учащегося до уровня понимания |
Парадигмальные | Постановка зависит от парадигмы образования: «Зуновская парадигма» - передать информацию. Гуманистическая парадигма – цели определяются потребностями ребенка. Рациональная парадигма – подготовить ребенка к жизни в реальном мире. |
По степени осознанности | |
Осознаваемые | Заранее поставленные и сформулированные |
Не осознаваемые | Интуитивные |
1. Осознание:Зачем нужен это урок вообще? Зачем он нужен ученикам? Что бы не состоялось без этого урока в знаниях детей, их развитии, формировании их личности? Чего я хочу от детей? Чего я хочу получить в результате проведенного урока?
2. Формулирование:Требования к формулировке задачи:
· четкость, лаконичность;
· формулировка должна производиться в форме, допускающей проверку уровня ее достижения;
· в начале формулировки должен стоять глагол (или отглагольное существительное), определяющий вид деятельности учителя и учащихся: продолжить изучение, систематизировать, содействовать формировать, развивать, освоить, организовать, повторить, оценить, продиагностировать, изучить, обосновать, отрепетировать, научить, интегрировать, закрепить, показать, сообщить, охарактеризовать, усилить, нацелить, отработать, вызвать (интерес)
3. Перевод цели учителя в цель учащихся:
· выбор учениками целей из предложенного учителем набора;
· классификация составленных детьми целей с последующей детализацией;
· обсуждение ученических целей на их достижимость;
· конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов;
· формулирование целей на основе результатов рефлексии;
· определение мотива учебной деятельности:
- вопросы: Какой опыт даст вам изучение данного вопроса? Зачем нужно изучать данную проблему?
- «Интрига» - Например: пропущенное слово в теме урока «Культура, быт …. традиции Древней Руси»;
- Провокация – найти ошибки, решить задачу, которая не имеет решения, некорректные вопросы. Например: Найдите 10 отличий (а их на самом деле двадцать);
- «Слабо» - написать ответ быстрее учителя, составить задачу, которую учитель не решит.
4. Анализ результатов достижения цели:
· деятельностные итоги урока: Что мы с вами успели сделать, что не успели, что нужно доделать? Что вы поняли, что не поняли?
· развивающие итоги урока: Чему вы научились, о чем задумались, Как вы оцениваете свою работу, свой вклад в решении общей проблемы? Оцените степень своего участия в сегодняшнем разговоре. Оцените, насколько активно вы участвовали в проведении урока.
· содержательные итоги урока: Какие цели смогли выполнить? Какие из них было легко было выполнить, а какие нет?
· эмоциональные итоги урока: Кому из учащихся необходимо сказать спасибо за совместную работу? С каким настроением уйдете сегодня с урока? Понравился ли вам урок? Взволновала ли вас проблема, которую мы рассматривали на сегодняшнем занятии?
Технология постановки обучающих задач
Виды знаний | Глаголы, помогающие сформулировать задачу урока |
факты, теории, концепции, закономерности, тенденции, законы, модели, правила, понятия, термины, определения, классификации, критерии, принципы. | воспроизводить, узнавать, определять, обосновывать, характеризовать, формулировать, наблюдать, изображать, раскрывать, показывать, зарисовывать, комбинировать, классифицировать, синтезировать, обобщать, аргументировать, опровергать, сравнивать, доказывать, отождествлять, интегрировать, применять, решать, строить, понимать, соотносить, делать выводы, выдвигать гипотезы, обосновывать суждения, употреблять термины, аппелировать, выделять, выявлять осознанно пользоваться, осознавать, распознавать, создавать, изображать, устанавливать, рассуждать, формулировать, интерпретировать |
Общеучебные умения (по Г. Селевко)
· умения планирования учебной деятельности - осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапа деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц;
· умения организации своей учебной деятельности - организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение; создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий;
· умения восприятия информации - работа с различными источниками информации; чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками и словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие;
· умения мыслительной деятельности - осмысливание учебного материала; выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция- дедукция; классификация; обобщение; систематизация документов; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; решение задач, проблем;
· умения оценки и осмысливания результатов своих действий -самоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической и др.; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.
Интеллектуальные умения и навыки
· Умение осознанно пользоваться понятийным аппаратом.
· Умение осознавать, распознавать и создавать собственные алгоритмы продуктивной учебной деятельности.
· Умение выделять главное, существенное в текстах учебников, в конспектах.
· Навык чтения графической информации (перевода с «языка образов» на язык слов и формул).
· Умение представлять информацию о явлении на языке знаков и символов (слов, формул, образов).
· Умение установить имеющееся существенное сходство.
· Умение рассуждать по аналогии.
· Умение формулировать вопросы по существу обсуждаемой проблемы.
· Умение интерпретировать полученные результаты своей интеллектуальной деятельности, делать выводы.
· Умение сознательно применять логические приемы мышления (аналогия, сравнение, анализ, синтез).
· Умение выбирать признак как основание для классификации.
· Умение производить классификацию явлений, схем, ситуаций, понятий, законов, самостоятельно формулируя основание для классификации.
· Умение установить на основу частных способов общие способы решения задач (выполнения заданий).
· Умение создавать собственный письменный текст в соответствии с определенными (заданными) требованиями.
Рефлексивные и творческие умения
· Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.
· Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
· Умение оценить, подходит ли то, что известно в общем виде, к имеющимся конкретным условиям.
· Умение выделить задачу из фона.
· Умение анализировать проблемные ситуации (выявление и разрешение противоречий).
· Умение видеть и находить нестандартные способы решения задач.
· Умение решать нестандартные задачи, алгоритмы решения которых не изучались.
· Умение разбить новую задачу на подзадачи, решение которых известно.
· Умение ставить задачу, решение которой предполагает использование нестандартных способов и приемов.
· Умение не придерживаться однажды избранной позиции на проблему.
· Умение решать задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения.
· Умение критического анализа.
· Умение менять точку зрения на предмет (явление) на полярную и в отношении обеих позиций находить аргументы за и против.
Поисковые (исследовательские) умения
· Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
Коммуникативные умения
· Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
· Умение вести дискуссию.
· Умение отстаивать свою точку зрения.
· Умение находить компромисс.
· Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Презентационные умения и навыки
· Навыки монологической речи.
· Умение уверенно держать себя во время выступления.
· Артистические умения.
· Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
· Умение отвечать на незапланированные вопросы.
· Умение представлять результаты работы в удобной для восприятия форме
Технология постановки развивающих задач
Развитие психических познавательных процессов:
1. Восприятие:
- развитие произвольного чувственного восприятия;
- развитие визуального восприятия;
- развитие свойств восприятия: предметности, целостности, константности, категориальности.
2. Мышление:
- развитие речевого мышления;
- развитие теоретического (абстрактного) мышления (способность устанавливать максимальное количество связей в окружающем мире;
- развитие мыслительных процессов: суждение, умозаключение;
- развитие логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование;
- развитие практического мышления (это такие качества ума как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи);
- развитие внутреннего плана действий;
- развитие интеллекта (совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач;
- развитие творческого мышления;
- развитие критического мышления (направленного на выявление недостатков в суждениях других людей).
3. Внимание:
- развитие произвольного внимания;
- развитие волевого внимания;
- развитие зрительного, слухового, тактильного внимания.
4. Память:
- развитие кратковременной и долговременной памяти;
- развитие произвольной памяти (связанной с широким, волевым контролем;
- развитие опосредованной логической памяти (связанной с употреблением логики и использованием разных средств запоминания).
5. Воображение:
- развитие активного, продуктивного воображения (когда человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; когда действительность сознательного конструируется человеком, а не просто механически копируется);
- развитие творческого воображения (свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами).
Развитие эмоционально-волевой сферы личности:
- развитие эмоциональной отзывчивости (непосредственная отзывчивость, переживания сложившихся отношений, а не их рефлексия);
- развитие волевой регуляции эмоционального поведения;
- развитее навыков саморегуляции эмоциональных проявлений.
Развитие потребностно-мотивационной сферы личности:
- развитие гибкости, широты, иерархии, мотивов;
- развитие интеллектуально-побуждающих мотивов;
- развитие перспективно-побуждающих мотивов;
- развитие познавательных потребностей, интересов.
Развитие способностей:
- развитие общих способностей (умственных, памяти, речи, тонкости и точности ручных движений и т.д.);
- развитие специальных способностей (музыкальных, математических, лингвистических и т.д.);
- развитие теоретических способностей (склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям);
- развитие учебных способностей (определяющих успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности);
- развитие творческих способностей;
- развитие способности к общению;
- развитие способности к эмпатии, рефлексии.
Развитие самосознания:
- развитие адекватной самоидентификации (идентификация с телом, именем собственным; самооценка, половая идентификация, оценка себя в рамках социального пространства личности);
- развитие самооценки;
- развитие навыков самоанализа, самодиагностики.
Развитие деятельности и общения:
- развитие компонентов отдельных умений (действий и операций) до уровня навыка (полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля);
- совершенствование умений в отдельных видах деятельности;
- развитие деловых, интимно-личностных и профессиональных мотивов общения (в младшем, среднем и старшем школьном возрасте соответственно);
- развитие коммуникативных умений (слушать, решать конфликтные ситуации, пользоваться невербальными средствами общения, вести диалог, формировать позитивные установки на человека и т.д.).
Развитие речи:
- развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль;
- развитие связной речи;
- развитие навыков чтения и письма;
- развитие разных видов речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение;
- развитие читательских и творческих умений;
- развитие способностей анализировать собственную речевую деятельность;
- развитие фонематического слуха;
- развитие ладового чувства (различение эмоциональной выразительности звуковысотного движения);
- обогащение и усложнение словарного запаса;
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
- овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
Развитие сенсорной сферы, включающей:
- развитие глазомера,
- ориентировку в пространстве и во времени,
- точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие задачи двигательной сферы:
- развитие силы мышц;
- развитие гибкости;
- развитие ловкости;
- развитие меткости;
- развитие глазомера;
- развитие вестибулярного аппарата (чувства равновесия);
- развитие опорно-двигательного аппарата;
- развитие мелкой мускулатуры;
- развитие двигательной сноровки, соразмерности движения и т.п.;
- овладение моторикой мелких мышц;
- умением управлять своими двигательными действиями.
Проектирование воспитательных задач
Технология постановки воспитательных задач
"Учить и воспитывать- как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке" (Е. Ильин).
Стратегические задачи | Тактические задачи | Оперативные задачи |
1.Формирование экологической культуры школьников | 1.Формирование экологического мышления | 1.Продолжить работу, направленную на развитие способности прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. 2.Отработать умение анализировать причины возникновения экологических проблем |
2.Формирование экологически оправданного поведения | 1.Обратить внимание учащихся на необходимость экологически оправданных и целесообразных действий на отдыхе. 2.Сформировать представление школьников об экологически грамотной деятельности в природной среде. |
Компоненты экологической культуры
Экологические знания - знания о природе, способах её защиты и устойчивого развития. Включают в себя:
· термины и понятия, широко используемые в современной экологии (экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.);
· представление о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии (Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.);
· представление о деятельности организаций, движений и обществ, которые занимаются природоохранной деятельностью (Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие);
· информацию о местных, охраняемых природных объектах.
Нравственные и эстетические чувства по отношению к природе- переживание своего отношения к природе, любовь к миру природы, проявление при познании природы и общении с ней чувств восхищения, радости, удивления, умиления, гнева, возмущения, сострадания и др.
Экологическое мышление – способность личности правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Проявляется в умении эффективно использовать экологические знания в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.
Экологическое сознание –совокупность знаний, мышления, чувств и воли.
Экологически оправданное поведение – экологически грамотная деятельность в природной среде, экологически оправданные и целесообразные действия личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе.
Экологическая ответственность –осторожность в отношении к природе, умение заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, земли, атмосферы, леса, понимание недопустимости хищнической эксплуатации природы.
Готовность к активной природоохранительной деятельности –нацеленность личности охранять природу, активно бороться с нарушителями законодательства об охране окружающей среды,включаться в природоохранительную деятельность.
Экологическое прогнозирование -умение предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
- первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
- указание на то, что учащиеся должны запомнить;
- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
- первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
- контроль результатов первичного запоминания;
- регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
- частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
- сообщение учащимся цели предстоящей работы;
- воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
- выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка выполнения работ;
- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков:
- постановка цели урока;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение проверочных упражнений;
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог урока;
- задание на дом.
Структура урока повторения:
- организация начала урока;
- постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
- подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
- задание на дом.
Структура урока проверки знаний:
- организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
- постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
- изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
- подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
- определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
- организация начала урока (психологический настрой учащихся);
- сообщение темы урока и его задач;
- изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
- формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
- упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
- творческое применение знаний и умений;
- упражнение по отработке навыков;
- домашнее задание;
- итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока:
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование выводов по изученному материалу;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
- задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
- организация начала урока;
- проверка домашнего задания, постановка цели урока;
- подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
- изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
- закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
- обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
- подведение итогов и результатов урока;
- задание на дом;
- подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Проектирование содержания урока
Знания | Опыт осуществления учебной деятельности (умений) | Опыт творческой деятельности | Эмоционально-ценностный опыт |
· Понятия · Термины · Определения · Законы · Закономерности · Теории · Правила · Знания о способах познания (методологические знания) · Факты науки и повседневной действительности |
умения: · Анализ · Синтез- · Обобщение · Абстрагирование · Аргументация- · Выделение главного- · Сравнение-
· Конструктивные- · Трудовые-
| 1.Перенос знаний и умений в новую ситуацию 2.Видение новой проблемы в знакомой ситуации 3.Комбинирование нового из элементов известного 4.Нахождение принципиально нового способа решения 5.Видение новой функции объекта 6.Видение структуры объекта | Эмоции Чувства Ценностные отношения |
|
Репродуктивный метод.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Проектирование методов обучения
Различные подходы к классификации методов обучения
I Классификация по источникам приобретения знания:
1. Словесные – беседа, лекция, рассказ, дискуссия.
2. Практические - опыты, упражнения, учебно-производительный труд.
3. Наглядные - иллюстрация, демонстрация,
II Классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
Приемы:
- интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
- повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
- подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
- сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
- демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
- предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
- предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
- инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
- намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
Приемы:
- задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
- задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
- задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
- задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
- задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
- задание учащимся на раскодирование алгоритма;
- организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
- задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
- задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
- наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Приемы:
- включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
- задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
- задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
- наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
- задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
- организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
- задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
- показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
- задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
- демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
- выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
Форма Плюсы Минусы
Фронтальная форма · за небольшое количество времени можно изучить, систематизировать и обобщить достаточно большой учебный материал; · можно одновременно обучать большое количество детей, активно управлять их эмоциональным состоянием, видеть уровень восприятия материала, прививать умение слушать чужое мнение, сравнивать, дополнять, находить ошибки, оценивать. · организует учащихся, задает единый темп работы. · ориентируется на среднего ученика, на один и тот же темп работы; · трудно проверить участие в работе каждого ученика, установить степень самостоятельности каждого ученика, проконтролировать его; · не учитывается уровень подготовленности ученика, интересы, особенности; · низкий уровень познавательной активности.
Групповая форма · повышение познавательной активности, степени самостоятельности; · овладение навыками сотрудничества; · высокий уровень воспитательной значимости · возможность воспользоваться результатами других; · возможность давления, авторитаризм со стороны сверстников
Индивидуальная форма обучения · предполагает высокий уровень активности и самостоятельности учащихся; · приспособление обучения к инд. особенностям ученика; · учитывается темп, стиль работы учащегося, берутся во внимание мотивы детей · неэкономичная с точки зрения государственной политики, · не формируется умение работать в коллективе
Формы урока
Формы нетрадиционного урока
1. Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча.
2. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества, урок-сочинение, урок изобретательства, урок - творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок-выставка, урок - "удивительное рядом", урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, урок-бенефис, урок-портрет, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча; урок-сочинение, урок - выпуск "живой газеты".
3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов.
4. Уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: "Придумай проект", урок-"домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа: "Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок: "Что? Где? Когда?", урок эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование, урок-журнал, урок-викторина, урок-футбольный матч, урок-тест, урок - дидактическая игра, урок-кроссворд,
5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок - общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.
6. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок - общественный смотр знаний, урок-диспут,
Классификация эвристических уроков
Эвристические уроки отличаются от традиционных тем, что включают в себя создание учениками собственных образовательных продуктов оргдеятельностного, когнитивного и креативного типов.
Оргдеятельностные уроки: уроки целеполагания, нормотворчества, разработки и защиты индивидуальных образовательных программ; уроки рецензирования, самооценки, рефлексии.
Уроки когнитивного типа:урок исследования объекта, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез, теорий, картины мира), урок работы с культурно-историческими аналогами, метапредметный урок, урок-концепт.
Уроки креативного типа: урок-фантазия, поисковый урок, урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического, образного и т.п.) творчества, урок символотворчества, урок составления задач, урок "изменения" истории, урок - эвристическая ситуация, прогностический урок, урок защиты творческих работ.
Формы учебных занятий для уроков истории (Н.В. Короткова)
· игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);
· игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);
· игры-соревнования
Список литературы
1. https://studopedia.ru/2_10190_harakteristika-osnovnih-foo.html
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
- к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети . с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-lδR) или избыточной массой тела (масса более M+2δR), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
- к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей. Дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определённой мере, ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии. Дети-инвалиды, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объёме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточнённый диагноз и даётся комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно - врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определённой степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей - отнесение к определённым группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.