"Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ДОО"
В настоящее время процесс адаптации молодого педагога усложняется, в связи с этим назрела необходимость выделить условия успешной профессиональной адаптации молодого специалиста. Актуальность темы связано с низкой социальной активностью педагогов в первые годы трудоустройства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_uspeshnoy_professionalnoy_adaptatsii_molodogo_pedagoga_v_doo_skvortsova_e.v.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ДОО
Е. В. Скворцова, воспитатель детского сада
МБДОУ №48
г. Кемерово
В настоящее время актуальна проблема самореализации и адаптации молодого педагога, адаптация молодого педагога усложняется из-за проблем, касающихся высокого профессионализма и теоретико-практического опыта, которыми обладает не в полном объеме, потому что не все педагогические ВУЗы и колледжи выпускают из своих стен высококвалифицированных специалистов, готовых к успешной профессиональной карьере. От условий успешной профессиональной адаптации зависит: останется ли педагог в данной профессии и найдет себя, либо уйдет в другую сферу деятельности.
Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармоническое его взаимодействие с профессиональной средой. Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. [1]
Вхождение в профессию определяется важностью личностного и профессионального развития молодого педагога, но этот период можно описать эмоциональной напряженностью, дискомфортом и первыми неудачными ошибками. Педагог испытывает состояние, которое психологи описывают как «потрясение, вызванное реальностью». Но после начало работы, первые месяцы, он осознает важность укрепления веры в себя и в свои силы, если это не произошло, то специалист получает источник разочарования и теряется в профессии.
Традиционно различают три компонента социально-профессиональной адаптации педагога:
• психофизиологическая – приспособление молодого педагога к непривычным условиям, режиму труда и отдыха;
• социально-психологическая – вхождение в коллектив через сближение целей и интересов молодого специалиста, формирование нового психологического стереотипа поведения, коррекция личностных качеств в соответствии с требованиями педагогической деятельности, принятие ценностей организационной культуры, норм и правил поведения в образовательном учреждении;
• профессиональная - активное освоение педагогом действий (поведения) в соответствии с должностными обязанностями, требованиями образовательного процесса; адаптация молодого специалиста к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты.[1, с. 77]
Продолжительность адаптационного периода у каждого человека индивидуальна, в зависимости от первоначальных условий и способностей.
Одним из показателей психологической адаптации может выступать социальное самочувствие, включающее в себя:
• внутреннее состояние человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья);
• оценку внешних условий (восприятие ситуации в стране);
• восприятие собственного положения в новых условиях. [2]
Молодой педагог в период адаптации испытывает психологические нагрузки, что приводит к профессиональному стрессу. Чтобы «избежать» профессиональный стресс, нужно выработать устойчивость к следующим факторам: перегрузка, выполнение трудносовместимых функций, поведения педагогического коллектива, родителей и детей, несоответствующие условия труда и несправедливая оценка труда, неспособность адаптироваться к изменениям и требования ДОО.
Стресс вызывает некоторые ошибки мышления, это свойственно практически каждой личности в разной степени. Свести к минимуму стрессовые ситуации помогут личностные качества и способности: наблюдательность, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, ораторские способности. Наблюдательность поможет подмечать важное в разных объектах или явлениях, целеустремленность – сознательно ориентирует не останавливаться на достигнутом, и работать на положительный результат, трудолюбие вызовет положительное отношение к собственной работе, настойчивость поможет преодолевать препятствия, развитие ораторских способностей для умения говорить убедительно.
Важным и эффективным условием профессиональной адаптации является наставничество, способствующее повышению профессиональной компетентности и приспособиться в ДОО. Наставничество помогает педагогу реализоваться в профессии, в развитии личностных качествах, умений, способностей, кроме того помогает преодолеть трудности, сложившиеся в педагогической работе, найти выходы из разных ситуаций.
В результате работы с наставником молодой специалист получает новые знания и умения, получает взаимопомощь и поддержку, советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогической работе, а также благоприятные условия для профессионального роста.
Таким образом, профессиональная адаптация молодого педагога может протекать сложно и длительно, но условия успешной профессиональной адаптации зависят от личностных качеств, умения преодолевать трудности и подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.
Становление молодого педагога происходит шаг за шагом, постепенно, в результате помощи наставника ДОО и качественного управления собственным профессиональным потенциалом.
Литература
- Долгова, В. И. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении [Текст] / В. И. Долгова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 76–80.
- Чистякова, С. Н. Формула проектирования профессионального успеха [Текст] / С. Н. Чистякова // Профессиональное образование и занятость молодежи — XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации: Междунар. науч.-практич. конф., 19-20 марта 2014 г. – Кемерово, 2014.