Становление и развитие системы профессионального образования в России
Данный материал отражает полное описание, этапы становления и развития системы профессионального образования в России, выполнен в форме реферата для Вуза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_i_razvitie_sistemy_professionalnogo_obrazovaniya_v_rossii.docx | 48.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. Развитие профессионального образования в России с древних времен до XVIII в. 4
2. Особенности развития профессионального образования в Российской империи в XIX – начале ХХ вв. 8
3. Особенности развития профессионального образования в Советском Союзе 11
Список использованной литературы 17
Введение
В данной работе проводится изучение и исследование научного материала об истории становления и развития системы профессионального образования в России. Актуальность этой темы обусловлена важностью изучения богатой и непростой истории становления и развития сферы профессионального образования в России. В наши дни профессиональное образование в России может получить каждый, оно доступно и позволяет стать востребованным на рынке специалистом, что ведет к повышению уровня жизни как самого человека, так и жителей всего государства в целом. Однако, такая ситуация сформировалась в результате долгого поступательного развития сферы образования, преодоления всевозможных политических и социальных препятствий. Кроме того, актуальность обусловлена разработанностью этой темы в трудах научных исследователей.
Цель работы – изучение научного материала об истории становления и развития системы профессионального образования в России.
Задачи работы:
- Изучить процесс развития профессионального образования в России с древних времен до XVIII в.
- Изучить особенности развития профессионального образования в Российской империи в XIX – начале ХХ вв.
- Изучить особенности развития профессионального образования в Советском Союзе.
Объект изучения – история становления и развития системы профессионального образования в России.
Предмет изучения – особенности и аспекты истории становления и развития системы профессионального образования в России.
При написании работы была использована современная научная литература. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Развитие профессионального образования в России с древних времен до XVIII в.
Первым периодом развития профессионального образования являются столетия от незапамятных времен существования славянских племен до XVII в. Образование в это время представляло собой, в основном, монастырское обучение письму и языкам. На Руси только складывались основы образования вообще.[1]
Наиболее распространенными было общинное и домашнее обучение, позволявшие в бытовых условиях без отрыва от деятельности передавать знания молодежи. Чаще всего, такие знания передавались в рамках определенной социальной группы, которая могла быть закрытой, в частности, кузнецом обычно становился сын кузнеца.
В рамках общинной системы образования активно развивались городские ремесла, практиковались новые формы организации труда и внедрялись новые технологии, появлялась дробная специализация ремесел, знания и умения дифференцировались по разным областям.
Монастырское обучение, которое можно считать предтечей высшего академического образования, ранней его формой, появилось позже. Обычно, оно подразумевало обучение письму – для последующего переписывания книг, сложного и важного в те времена профессионального занятия. Государственное обучение заключалось в обучении при государственных палатах, в частности, при оружейной палате.
Экономика в стране продолжала развиваться, торговля набирала обороты, и выросла потребность в людях с квалификацией, в том числе и самого высокого уровня. Появилась потребность в учреждении профессиональных учебных заведений.
После окончания царствования Ивана Грозного и последовавшей смуты, в XVII в. значительные массы до того неактивного населения устремились к получению научных знаний. Если в первые годы этого столетия система профессионального образования еще не была востребована, то в середине века ситуация переменилась.[2]
Начали учреждаться различные образовательные организации силами видных государственных деятелей, главным образом, по западному европейскому образцу.
В частности, воспитатель детей царя Алексея Симеон Полоцкий (1629 - 1680), основал Заиконоспасское училище в Москве. Обучение велось на латинском языке. Кроме того, именно он стал идейным основателем Славяно-латинской академии – первого в Москве общеобразовательного высшего учебного заведения. По приказу царя Федора его учитель Симеон Полоцкий занялся составлением учредительной грамоты академии. Царь подписал ее только после смерти С. Полоцкого в 1682 году.
В 1683 году из Константинополя в Москву по просьбе патриарха Иоакима приезжают два доктора из Падуанского университета греки Софроний и Иоанникий Лихуды. В 1685 году в Москве они открывают при Благовещенском, а затем и в Заиконоспасском школы. В них обучение велось на греческом языке. В 1687 г. эти школы были преобразованы в Славяно-греко-латинскую академию, где обучение шло на трех языках – славянском, латинском и греческом.
Таким образом, в России воплощалась идея о создании профессиональных учебных заведений. Академия выпустила многих видных государственных и духовных деятелей того времени, в частности, боярина Федора Михайловича Ртищева, князя В. В. Голицына, боярина Артамона Сергеевича Матвеева и пр.[3]
Будущий император Петр I Великий остро нуждался в кадрах, отлично понимающих в военном, морском и инженерном деле, и поэтому в 1701 г. учредил Школу математических и навигационных наук в Москве. В ней ученики постигали алгебру, геометрию, геодезию, навигацию и пр. Профессиональное образование в XVIII имело уже более прагматический характер, ориентировалось на обслуживание практических требований в русском обществе и государстве.
При Петре I в первой четверти XVIII века в России складывалась такая система профессионального обучения: среднее образование – навигационная, инженерная и прочие школы, высшее образование – Славяно-греко-латинская академия, Академический университет, Морская академия.
К профессиональным учебным заведениям, открывшимся при первом русском императоре, относились также горные училища, медицинская, геодезическая, инженерная и артиллерийская школы..
Окончательно профессиональное образование как система еще не было сформировано, не было ступеней образования, не были и единого органа, который мог бы управлять такой системой.
Бессистемность образовательной сферы проявилась при преемниках Петра, которые не уделяли особого внимания развитию данной сферы. Создавались закрытые учебные заведения, в которых принимали только детей из высших сословий, например, таким был Шляхетский сухопутный корпус, созданный в 1731 г. Ситуация начала меняться в годы правления императрицы Елизаветы.
Важнейшей вехой в становлении высшего образования в Российской империи стало основание в 1755 году Московского университета. Работа университета напрямую связана с личностью виднейшего русского ученого М. В. Ломоносова.
Указ об учреждении университета был издан 12 января 1755 г., и в том же указе были прописаны несколько положений, касавшихся политики в сфере высшего образования. Так, указывалось, что важно заменить преподавателей из-за рубежа на отечественных специалистов, важно читать лекции на русском языке, а также формировать в ходе обучения тесную связь между практикой и теорией. Данные принципы станут стержневыми для всего высшего образования в Российской империи. В том же году был принят и устав Московского университета, который позволил регламентировать внутреннюю университетскую деятельность.
Развитию профессионального образования в стране уделяла внимание и Екатерина II. Императрица была сторонницей идей Просвещения, выступала за развитие образования, рассматривала различные планы и проекты по созданию профессиональных учебных заведений в стране.
Были созданы общества для благородных девиц и девиц из мещанского сословия и пр. Формирование новых учебных заведений связано с деятельностью И. И. Бецкого, близкого к императрице человека, который и выступал автором проектов. В последнее десятилетие правления императрицы в стране открываются народные училища. Профессиональными учебными заведениями они не были, однако их формирование стало важнейшим шагом на пути к появлению массового профессионального образования в будущем.[4]
Таким образом, развитие профессионального образования до XIX в. в стране было бессистемным и основывалось на личных инициативах правителей страны или их приближенных. Среди правителей наибольшее внимание развитию профессионального образования уделяли Петр I и Екатерина II. Тем не менее, за XVIII столетие сама сфера образования в России приобрела более светский характер, развитие профессионального образования способствовало развитию научной сферы в стране, выпускники существовавших академий были высоко образованными людьми.
2. Особенности развития профессионального образования в Российской империи в XIX – начале ХХ вв.
XIX век характеризовался поступательным развитием сферы профессионального образования в России. Однако, как и в различных других сферах, российское образование отставало от его уровня развития в странах Европы.
Особенностью развития профессионального образования в данный период было то, что оно становилось более системным. При Александре I Россия была поделена на 6 учебных округов, в каждом из которых функционировал университет. В связи с этим, были учреждены новые университеты в Харькове, Казани, Вильне. Был сформирован и педагогический институт в Петербурге.
Развитие системы профессионального образования привело к тому, что уже в середине столетия работали десятки учебных заведений, которые в целом делились на три вида – горные училища, окружные училища и заводские школы.
При Александре I также начали открываться профессиональные школы в селах, которые были призваны выпускать специалистов в сферах земледелия, животноводства, агрономии и пр., срок обучения составлял 4-5 лет. Профессиональные школы сельскохозяйственной направленности открывались и при Николае I. В ту эпоху страна была аграрной, и потому требовались специалисты с практическими навыками в сфере развития сельского хозяйства. Однако, специалисты требовались и в развивавшихся промышленных сферах. Требовались также и специалисты в области торговли. Формировались волостные училища, в которых готовили специалистов низкой квалификации, например, землемеров, писарей и пр. По всей стране открывались училища с уклоном в техническую сферу.
Из технических профессиональных учебных заведений были сформированы Институт инженеров путей сообщения в Петербурге, Ремесленное училище в Москве, Технологический институт в Петербурге, Межевой институт в Москве и пр.
Формировались и собственные, внутренние тенденции. Например, в сферы высшего образования все больше вовлекались представители церкви. Если Ломоносов, следуя принципам эпохи Просвещения, указывал, что образование должно быть исключительно светским[5], то в XIX столетии чтение различных предметов в профессиональных учебных заведениях осуществлялось и регулировалось церковными властями.
Женское профессиональное образование долгое время не осуществлялось. Еще в 1863 году Московский и Дерптский университеты официально отказались принимать женщин на обучение. Девушки из состоятельных семей были вынуждены учиться за рубежом, в частности, в швейцарских университетах.
К концу столетия стали появляться российские высшие женские курсы, самыми известными из них стали «Бестужевские высшие женские курсы», созданные в 1878 году в Петербурге. К 1914 году на таких курсах училось порядка 7 тыс. студенток.[6]
Развивалось профессиональное педагогическое образование. Если до того преподавателями были лица, достигшие определенных успехов в связанных с предметом научных сферах, то теперь возникла потребность целенаправленно готовить профессиональных педагогов и учителей.
Так, в 1816 году был создан Главный педагогический институт, который в 1819 году станет частью Санкт-Петербургского университета. Готовились кадры как для преподавания в школах, так и в высших учебных заведениях.
В 60-х годах интенсифицируется процесс совершенствования учебных пособий, но качество читаемых лекций в целом остается на том же уровне Нарастающий процесс обюрокрачивания университетского образования привел к ужесточению «университетского крепостного быта», что нашло свое выражение в Уставе 1884 г.
Введение новых форм организации учебного процесса, постоянное повышение значимости практических занятий, семинаров, собеседований, самостоятельной работы студентов и, наконец, равное и взаимно уважительное общение с преподавателями всех рангов – все это в итоге привело к определенной индивидуализации обучения, что, в свою очередь, не могло не сказаться положительно на личностном развитии студентов.
Анализ видов и содержания профессионального образования России в период с XVII века до 1917 года дает основание считать, что:
- на протяжении долгого времени создавались предпосылки учреждения и организации системы непрерывной профессиональной подготовки кадров в виде основания различных профессиональных учебных заведений,
- профессиональные учебные заведения в этот период характеризовались недостаточностью потока выпускаемых кадров, самих учебных заведений было меньше, чем того требовал общественный прогресс,
- законодательных актов, в которых устанавливались бы нормы открытия и функционирования определенного вида учебного заведения не было,
- российская экономика, носившая характер развивающейся активно требовала ускоренного развития системы профессионального образования, а также роста числа обучаемых кадров.
3. Особенности развития профессионального образования в Советском Союзе
Система профессионального образования в Российской империи развивалась поступательно, но недостаточно быстро, зачастую ее развитие тормозило нежелание властей вовремя реформировать систему образования. Новая советская власть была вынуждена решать эти проблемы, в частности, для того, чтобы догнать западные развитые страны по количеству нужных стране выпускников учебных заведений.
В годы, пока шла Первая мировая война и Гражданская война в России, сфера профессионального образования не развивалась, и даже наоборот, беднела. Сказывалось, например, выдворение из страны огромного количества представителей интеллигенции на «философских пароходах» и в рамках других подобных мероприятий.
Проблемы развития профессионального образования новое советской правительство начало решать уже в первые месяцы после революции в октябре 1917 г. Выходили постановления, которые затрагивали профессиональное образование. Важнейшим аспектом стало провозглашение массового, бесплатного и обязательного профессионального образования для лиц до 17 лет вне зависимости от пола и происхождения. Кроме того, указывалось снабжать малоимущих одеждой и пищей в ходе получения образования.
Для новой советской власти было важно организовать выпуск профессиональных кадров, практические навыки которых можно было бы эффективно использовать в развивающихся сферах, поэтому, особое внимание было уделено профессионально-техническому образованию.
Такое образование можно было получить двумя способами. Или после школы второй ступени сразу пойти в институт или техникум, или после школы первой ступени пойти в техническую школу, срок обучения в которой составлял 4 года. Такая система с некоторыми изменениями просуществовала весь советский этап развития профессионального образования. Самыми востребованными типами профессиональных учебных заведений в довоенный период были техникумы, профессионально-технические школы и курсы, а также фабричные школы.
В 1920-х гг. качественно пострадала сфера образования, однако, упор был сделан не на качестве подготовки кадров, а на их количестве. В императорской России было 96 вузов, в которых обучалось 121 тыс. студентов. В 1927 г. в Советском Союзе было уже 129 вузов и обучалось 150 тыс. студентов. Количество выпускаемых кадров постоянно росло.[7]
С одной стороны, качество профессионального образования не было чрезвычайно высоким, с другой стороны, были полностью ликвидированы сословные ограничения на получение профессионального образования.
Более того, получение рабочими и крестьянами высшего образования, как и профессионального образования вообще, стало приоритетным. Создавались «рабочие факультеты», после которых можно было поступить в профессионального учебное заведение без экзаменов. Вплоть до Второй мировой войны подавляющее большинство абитуриентов технических вузов были выпускниками таких рабочих факультетов.
Относительная автономная свобода вузов, распространенная в годы империи, была полностью ликвидирована. Система высшего образования стала жестко контролироваться. Необходимое количество учебных мест рассчитывалось по плану и устанавливалось «сверху».
Важной вехой стало формирование Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию в 1932 году. Данный комитет окончательно централизовал руководство всей сферой высшего образования. Контролировалось качество учебной и воспитательной работы, качество подготовки специалистов, главным образом, технического направления, утверждались учебные планы, методы ведения обучения и различные программы.
В годы Великой Отечественной произошло сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техническим образованием обусловили в это время острый недостаток инженерных кадров.
В военное время система профессионального образования вынужденно перестроилась. Появились ремесленные училища, в которых брали детей около 12 лет, у которых было хотя бы четыре класса образования. В короткий срок такие дети получали как общее образование, так и разряд по своей специальности.
В годы войны и в послевоенное время набирали актуальность и популярность новые специальности, по которым можно было получить профессиональное образование. К ним относилась радиотехника, авиация, энергетические специальности, военное строительство и пр.
В 1957 году открылись 12-летние профессионально-технические училища, которые давали общее и техническое среднее образование.
В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов:
- четырехгодичные, в которые принимали окончивших семь классов общеобразовательной школы;
- техникумы со сроком обучения два-два с половиной года, в них принимали получивших среднее общее образование.
Сформировался новый подход к определению принципов, содержания и форм развития системы профессионального образования в нашей стране: общедоступность, бесплатность, научный подход, планомерная массовость.
Стремительные темпы развития сферы высшего образования прекратились на время Великой Отечественной войны. Число вузов уже в 1942 году рухнуло практически в два раза. Тем важнее то, какими темпами шло восстановление сферы высшего образования в послевоенные годы. Уже осенью 1945 года удалось достигнуть количества работающих вузов в предвоенное время.
Во многом это было реализовано за счет гигантских финансовых вложений в эту сферу. К 1950 году Советский Союз направлял только в сферу высшего образования 10% от всего национального дохода. США в том же году направлял лишь 4%. Уже к 1980-м годам ситуация перевернется, затраты СССР составят 7%, а США – 12%.
В 1953 г. в СССР было 890 вузов, в которых обучалось 1,527 млн чел. С 1953 г. число вузов в стране практически не изменялось, а число студентов стабильно росло до середины 80-х годов, достигнув в 1984 г. 5,280 млн чел., а затем стало постепенно снижаться.[8]
Пик расцвета профессионального образования в СССР пришелся на 50 - 60-е годы, когда страна занимала одно из ведущих мест в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей и по качеству подготовки специалистов в области математики, естественных наук и техники.
Выдающиеся и во многом неожиданные для Запада достижения СССР в сферах ракетостроения, ядерной энергетики, ряде областей физики и химии вызвали в мире широкий интерес к системе высшего образования в нашей стране.
Выпускники вузов чаще всего были не готовы к самостоятельному решению профессиональных практических задач и творческой деятельности на своих рабочих местах; не владели необходимыми навыками для непрерывного самообразования в условиях информационного взрыва и быстро меняющихся технологий; не имели социально-психологических знаний, необходимых для работы в коллективе или руководства им; не обладали сформированным экологическим мышлением, умениями пользоваться современной вычислительной техникой и новыми информационными технологиями.[9]
Анализ становления и развития профессионального образования в рассматриваемый период позволяет сделать следующие выводы:
- в стране происходили масштабные перемены, сначала индустриализация, затем восстановление после войны потребовали от системы высшего образования перехода на ускоренную массовую подготовку кадров,
- специалисты различных направлений требовались в большом количестве и как можно скорее, из-за чего общеобразовательный компонент отходил на второй план, а на первом находилась профессиональная подготовка,
- аспекты профессионального образования регулярно менялись, подстраиваясь под нужды конкретных лет, например, под военные нужды.
В 80-90-е годы XX века были разработаны новые принципы учебных программ профессионального обучения. Данные принципы дают возможность отразить в программах новые достижения науки, а также требования современного общества к образованию, такие как раскрытие творческого потенциала учеников и выработка у них навыков самообразования.
Заключение
В данной работе проводилось изучение и исследование научного материала об истории становления и развития системы профессионального образования в России.
На первоначальном этапе в России на протяжении долгого времени создавались предпосылки учреждения и организации системы непрерывной профессиональной подготовки кадров в виде основания различных профессиональных учебных заведений.
Высшие учебные заведения вплоть до образования Советского Союза характеризовались недостаточностью потока выпускаемых кадров, самих учебных заведений было меньше, чем того требовал общественный прогресс.
Законодательных актов, в которых устанавливались бы нормы открытия и функционирования определенного вида учебного заведения не было. Российская экономика, носившая характер развивающейся активно требовала ускоренного развития системы высшего образования, а также роста числа обучаемых кадров.
В годы советской власти в стране происходили масштабные перемены, сначала индустриализация, затем восстановление после войны потребовали от системы профессионального образования перехода на ускоренную массовую подготовку кадров.
Специалисты, особенно с области инженерно-технических наук требовались в большом количестве и как можно скорее, из-за чего срок обучения сокращался, общеобразовательный компонент отходил на второй план, а на первом находилась профессиональная подготовка.
В целом складывались малоблагоприятные условия для развития гуманитарного образования, что вело к чрезмерной деформации структуры подготовки кадров. Аспекты профессионального образования регулярно менялись, подстраиваясь под нужды конкретных лет, например, под военные нужды.
Список использованной литературы
- Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. История педагогики. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2017. — 373 с.
- Горохов П. А. Михаил Васильевич Ломоносов как мыслитель // Вестник ОГУ. — 2011. — №11 (130). — 146-151 с.
- Идиатуллин А. В. Традиционные социокультурные детерминанты в истории развития высшего образования России // Вестник КазГУКИ. — 2012. — №2. — 122-124 с.
- Литвиненко Н.В. История образования и педагогической мысли. — Оренбург: ОГПУ, 2013. — 143 с.
- Поздняков А.Н. История педагогики и образования: от античности до современности. — Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2016. — 142 с.
- Попов Л. В., Розов Н. Х. Предтеча высшего образования в России // Высшее образование в России. — 2013. — №1. — 135-141 с.
- Семенкова Т. Г. Высшее образование для женщин в России ХIX века (страницы истории) // Финансы: Теория и Практика. — 1998. — №1. — 101-111 с.
- Стародубцев М. П. Педагогические размышления и проекты организации образования во времена правления Екатерины II // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2013. — №1 (57). — 182-189 с.
- Чопорова Е. И., Мажарова А. Г. Концепция непрерывного образования в педагогике высшей школы: история вопроса и современные тенденции // Вестник ВИ МВД России. — 2012. — №4. — 175-179 с.
[1] Попов Л. В., Розов Н. Х. Предтеча высшего образования в России // Высшее образование в России. — 2013. — №1. — С. 136
[2] Литвиненко Н.В. История образования и педагогической мысли. — Оренбург: ОГПУ, 2013. — С. 31
[3] Поздняков А.Н. История педагогики и образования: от античности до современности. — Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2016. — С. 108
[4] Стародубцев М. П. Педагогические размышления и проекты организации образования во времена правления Екатерины II // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2013. — №1 (57). — С. 183
[5] Горохов П. А. Михаил Васильевич Ломоносов как мыслитель // Вестник ОГУ. — 2011. — №11 (130). — С. 147
[6] Семенкова Т. Г. Высшее образование для женщин в России ХIX века (страницы истории) // Финансы: Теория и Практика. — 1998. — №1. — С. 109
[7] Чопорова Е. И., Мажарова А. Г. Концепция непрерывного образования в педагогике высшей школы: история вопроса и современные тенденции // Вестник ВИ МВД России. — 2012. — №4. — С. 175.
[8] Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. История педагогики. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2017. — С. 351
[9] Идиатуллин А. В. Традиционные социокультурные детерминанты в истории развития высшего образования России // Вестник КазГУКИ. — 2012. — №2. — С. 124