«Тьюторское сопровождение молодого специалиста при освоении индивидуального маршрута профессионального становления и развития»
Развитие кадрового потенциала, «человеческого ресурса» является ключевым фактором развития образовательной организации, залогом его успешного будущего.
Ежегодно в МБОУ «Гимназия №12» приходят работать молодые специалисты. В 2016-2019 учебных годах в МБОУ «Гимназия №12» работают 13 молодых специалистов (25% педагогического состава): учитель географии, учитель истории и обществознания, учитель физики, учитель английского языка, учителя русского языка и литературы, два учителя биологии и пять учителей начальных классов. (Приложение 1).
Так как молодые специалисты имеют разный педагогический стаж, квалификацию, опыт применения на практике определенных технологий, профессиональные затруднения, то основной формой их профессионального становления и развития является тьюторское сопровождение, которое обеспечивает условия для учета индивидуальных особенностей молодых специалистов.
Тьютор – это наставник, партнер обучающихся взрослых, обеспечивающий сопровождение индивидуальной траектории образования и развитие педагога в системе повышения квалификации [7].
В нашей гимназии тьютором является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, так как занимаемая должность позволяет эффективно осуществлять взаимодействие с администрацией и педагогическим коллективом гимназии, руководителями методических объединений и методистами МБОУ ДПО «Научно-методический центр». Кроме того, тьютор из числа педагогов гимназии подбирает педагога-наставника, который сопровождает молодого специалиста для решения определенного затруднения. (Приложение 2).
Направлений тьюторского сопровождения молодых специалистов несколько:
- сопровождение участия в инновационной деятельности. Гимназия - региональная инновационная площадка по теме «Формирование метапредметных компетенций обучающихся во внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования», муниципальный ресурсный центр непрерывного образования педагогов «Центр духовно-нравственного развития воспитания», муниципальная инновационная площадка «Марафон предприимчивости как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации учащихся». Молодым педагогам оказывается поддержка при руководстве индивидуальными проектами старшеклассников в условиях реализации ФГОС среднего общего образования. Проводится обучение приемам и техникам формирования предприимчивого мышления, духовно-нравственного развития и воспитания. Молодые специалисты активно включаются в инновационную работу, у них повышается персональная ответственность за результаты своего педагогического труда на основе регулярного самоанализа мероприятий;
- сопровождение подготовки к конкурсам профессионального мастерства. Регулярное участие в конкурсах профессионального мастерства формирует у молодых специалистов такой фактор мотивации, как профессиональная конкуренция, которая носит созидательный характер;
- сопровождение по продуктивному применению информационно-коммуникативных технологий;
- сопровождение работы по индивидуальной теме самообразования.
Цель работы: тьюторское сопровождение молодых специалистов при освоении ими индивидуального маршрута профессионального становления и развития.
Задачи:
1. Обеспечивать успешную адаптацию и повышение мотивации к педагогической деятельности молодых специалистов.
2. Способствовать выработке и развитию профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными интересами и затруднениями.
3. Вовлекать молодых специалистов в инновационную деятельность.
4. Развивать профессиональное мастерство молодых специалистов путем участия в конкурсах.
Принципы тьюторского сопровождения:
- Принцип индивидуализации. Стремление обеспечить каждому молодому специалисту возможности формирования собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории [2].
- Принцип элективности обучения. Предоставление молодому специалисту свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
- Принцип непрерывности. Предполагает тесную взаимосвязь рабочей деятельности и самообразования молодого специалиста.
- Принцип актуализации результатов обучения. Практическая востребованность результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.
- Принцип деятельности. Молодой специалист получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм.
- Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении молодого специалиста к профессиональному развитию [5].
Развитие кадрового потенциала, «человеческого ресурса» является ключевым фактором развития образовательной организации, залогом его успешного будущего.
Ежегодно в МБОУ «Гимназия №12» приходят работать молодые специалисты. В 2016-2019 учебных годах в МБОУ «Гимназия №12» работают 13 молодых специалистов (25% педагогического состава): учитель географии, учитель истории и обществознания, учитель физики, учитель английского языка, учителя русского языка и литературы, два учителя биологии и пять учителей начальных классов. (Приложение 1).
Так как молодые специалисты имеют разный педагогический стаж, квалификацию, опыт применения на практике определенных технологий, профессиональные затруднения, то основной формой их профессионального становления и развития является тьюторское сопровождение, которое обеспечивает условия для учета индивидуальных особенностей молодых специалистов.
Тьютор – это наставник, партнер обучающихся взрослых, обеспечивающий сопровождение индивидуальной траектории образования и развитие педагога в системе повышения квалификации [7].
В нашей гимназии тьютором является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, так как занимаемая должность позволяет эффективно осуществлять взаимодействие с администрацией и педагогическим коллективом гимназии, руководителями методических объединений и методистами МБОУ ДПО «Научно-методический центр». Кроме того, тьютор из числа педагогов гимназии подбирает педагога-наставника, который сопровождает молодого специалиста для решения определенного затруднения. (Приложение 2).
Направлений тьюторского сопровождения молодых специалистов несколько:
- сопровождение участия в инновационной деятельности. Гимназия - региональная инновационная площадка по теме «Формирование метапредметных компетенций обучающихся во внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования», муниципальный ресурсный центр непрерывного образования педагогов «Центр духовно-нравственного развития воспитания», муниципальная инновационная площадка «Марафон предприимчивости как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации учащихся». Молодым педагогам оказывается поддержка при руководстве индивидуальными проектами старшеклассников в условиях реализации ФГОС среднего общего образования. Проводится обучение приемам и техникам формирования предприимчивого мышления, духовно-нравственного развития и воспитания. Молодые специалисты активно включаются в инновационную работу, у них повышается персональная ответственность за результаты своего педагогического труда на основе регулярного самоанализа мероприятий;
- сопровождение подготовки к конкурсам профессионального мастерства. Регулярное участие в конкурсах профессионального мастерства формирует у молодых специалистов такой фактор мотивации, как профессиональная конкуренция, которая носит созидательный характер;
- сопровождение по продуктивному применению информационно-коммуникативных технологий;
- сопровождение работы по индивидуальной теме самообразования.
Цель работы: тьюторское сопровождение молодых специалистов при освоении ими индивидуального маршрута профессионального становления и развития.
Задачи:
1. Обеспечивать успешную адаптацию и повышение мотивации к педагогической деятельности молодых специалистов.
2. Способствовать выработке и развитию профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными интересами и затруднениями.
3. Вовлекать молодых специалистов в инновационную деятельность.
4. Развивать профессиональное мастерство молодых специалистов путем участия в конкурсах.
Принципы тьюторского сопровождения:
- Принцип индивидуализации. Стремление обеспечить каждому молодому специалисту возможности формирования собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории [2].
- Принцип элективности обучения. Предоставление молодому специалисту свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
- Принцип непрерывности. Предполагает тесную взаимосвязь рабочей деятельности и самообразования молодого специалиста.
- Принцип актуализации результатов обучения. Практическая востребованность результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.
- Принцип деятельности. Молодой специалист получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм.
- Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении молодого специалиста к профессиональному развитию [5].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevedrova_ev_opisanie_opyta.pdf | 259.87 КБ |