Статья Вертей Ю.Н. к конференции «Детство- территория безопасности» ( октябрь 2019)«Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ) "Проблемы борьбы с кибербуллингом на законодательном уровне" стр 46-50

Вертей Юлия Николаевна
Издевательства и травля подростков в образовательных учреждениях и их последствия-случаи массовой расправы над обидчиками, впервые появились в новостных лентах разных стран в конце 20 века. В 21 веке мировое сообщество столкнулось с социальной болезнью, поразившей молодое поколение разных стран - буллингом. Буллинг - травля, запугивание подростка со стороны сверстников. Согласно ст. 30 Конституции РФ несовершеннолетние граждане пользуются правом на объединения. Статья 7.9 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82 «Об общественных объединениях» не определяет правовую принадлежность детско-юношеских объединений. Детские общественные организации могут возникать по интересам и по желанию. Согласно ст. 19 данного закона членами таких объединений и организаций могут быть граждане, достигшие возраста 8 лет, членами и участниками молодёжных объединений достигшие возраста 14 лет. Принадлежность или непринадлежность несовершеннолетних к организациям и объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод. Ни в одном законодательном акте нет легального определений «травли, буллинга, кибербуллинга». Возрастная психология и физиология уже давно обосновала необходимость объединения подростков в группы на этапе становления личности. Ещё несколько десятилетий назад этот непростой этап становления проходил на глазах психологов, педагогов, в стенах образовательных и культурных учреждений. Молодые люди асоциального поведения контролировались органами профилактики общественного порядка. Технологический прогресс перенёс общение подростков в социальные сети, в виртуальное пространство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вертей Юлия Николаевна студентка 2 курса магистратуры по направлению «Образовательное право» Московского городского педагогического университета (ГАОУ ВО МГПУ)

Научный руководитель: Токмовцева Маргарита Владимировна, кандидат юридических наук, доцент

Проблемы борьбы с кибербуллингом на законодательном уровне

Издевательства и травля подростков  в  образовательных учреждениях и их последствия-случаи массовой расправы  над обидчиками, впервые появились в новостных лентах разных стран в  конце 20 века. В  21 веке мировое сообщество столкнулось с социальной болезнью, поразившей молодое поколение разных стран - буллингом. Буллинг - травля, запугивание подростка со стороны сверстников.[1] Согласно ст. 30 Конституции РФ несовершеннолетние граждане пользуются правом на объединения. Статья  7.9 ФЗ № 82 от 19.05.1995 года « Об общественных объединениях» не определяет правовую принадлежность  детско-юношеских объединений. Детские общественные организации могут возникать  по интересам и по желанию. Согласно ст. 19 данного закона членами таких объединений  и организаций могут быть  граждане, достигшие возраста  8 лет, членами и участниками молодёжных объединений достигшие возраста 14 лет. Принадлежность или непринадлежность несовершеннолетних  к организациям и объединениям не может  являться основанием для ограничения их прав или свобод. Ни в одном законодательном акте  нет легального определений «травли, буллинга, кибербуллинга». Возрастная психология  и физиология  уже давно обосновала необходимость  объединения подростков в группы на этапе становления личности.  Ещё несколько десятилетий назад  этот  непростой этап  становления проходил  на глазах психологов, педагогов, в стенах образовательных и культурных учреждений. Молодые люди асоциального поведения контролировались  органами профилактики общественного порядка.   Технологический прогресс  перенёс общение  подростков в социальные сети, в виртуальное пространство. Подростки  так же создают группы по интересам, общаются друг с другом, обмениваются информацией, но теперь в Интернете, и уже практически бесконтрольно, как со стороны контролирующих органов, так и со стороны семьи. При создании  своей страницы в социальных сетях ребёнок может написать любой возраст, в обход рекомендованных администраторами сети, войти в любую группу. Доступ на его личную страницу ограничен  даже для  родителей. Общество столкнулось с новой опасностью.  Буллинг  интерпретировался в новые формы - кибербуллинг. И правовой защиты детей от этой опасности, пока нет.

КИБЕРБУЛЛИНГ - агрессивные, умышленные, повторяющиеся и продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта в отношении жертвы, которой трудно защитить себя.[2] Видеоролики со сценами истязаний, унижений, побоев, насильственных действий, распространение лживой, порочащей  подростка информации в социальных сетях заполонили странички в социальных сетях. Подростки стали пропагандировать насилие. Модным в подростковой среде стало самоутверждаться за счёт унижения другого человека. Насилие над личностью  ребёнка часто имеет невербальные формы. Оно проявляется в угрозах, унизительных оскорблениях, распространении заранее ложной информации, фото и видео материалов. И все эти негативные действия проводятся только с одной целью - набрать как можно больше просмотров. Самой серьёзной проблемой стало  прямое транслирование расправ над школьниками в образовательных учреждениях. Несформировавшаяся психика подростка  от безысходности   выплескивает на окружающий социум накопившуюся злость  в агрессивных формах,  в заранее запланированных преступных деяниях, с большим числом  жертв. Подростки описывают трагические случаи расправ в школах, как героически поступки, юные преступники возводятся в сан « героев» и «жертв». Не может не волновать мировую общественность и ещё один страшный  результат травли - суицид. Во многих странах общество столкнулось с  массовым характером вышеописанных проявлений, которые  определённо требуют законодательного регулирования.  

Опыт зарубежных стран – потенциал для российского законодательства, столкнувшегося  с данной социальной проблемой в первые десятилетия 21 века. Данные статистики неутешительны и показывают высокий уровень  данной проблемы.  Вот только некоторые  результаты исследований 2017 года по Москве и Московской области[3].

   Чаще всего становятся свидетелями агрессивного онлайн- поведения подростки (46%), 44 %  из них получали агрессивные сообщения, жертвами стали 48 %, 23% получали угрозы физической расправы.

Среди различных типов коммуникационных рисков младшие подростки чаще всего становятся свидетелями или жертвами агрессивной коммуникации. В целом, среди  разных возрастных групп, с агрессивной коммуникацией  чаще всего сталкивается  молодежь.

Что же мешает  бороться с кибербуллингом в правовом поле?

В первую очередь особенности данного вида травли: анонимность и дистантность агрессора. Агрессор чувствует себя  неуязвимым. Не  всегда сразу видна эмоциональная реакция жертвы. Нет временных границ травли,  её можно продолжать постоянно, независимо от времени и места. Один источник (фото, пост и т.д.) может использоваться в травле множество раз. Постоянное увеличение аудитории наблюдателей.  Травля не оставляет физических следов, незаметна для родителей, учителей. Под угрозами жертва скрывает факт травли.
 Данные проведенного опроса показали, что поводом для кибербуллинга является развлечение и власть, выплеск негатива. Подростки предпочитают вести себя агрессивно чаще онлайн, чем офлайн, поскольку в онлайн-пространстве их привлекает безнаказанность (46 %), анонимность (33 %), простота и скорость (39 %). 33% подростков отметили, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве менее болезненно.

Почему же общество не готово  к защите несовершеннолетних от такого вида агрессии? В России, как и во многих других странах мира, профилактикой негативных проявлений в детской среде занимаются  специалисты в области педагогики, психологии и психиатрии. Приоритетом российского права является защита прав детей. Основным инструментом защиты - профилактика. Так Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[4] — нормативный акт, предусматривающий отнесение информационной продукции к одной из пяти категорий, и запрещающий её распространение среди детей в зависимости от их возраста.  В настоящее время  все формы законодательных профилактических мер ограничивают лишь вербальные нарушения несовершеннолетних, связанные с буллингом. Кибербуллинг  остаётся вне правового поля.

  Такие страны как США, Великобритания, Казахстан имеют наиболее интересный опыт правоприменительной практики в предотвращении  любых видов издевательств в детской и подростковой среде.  В вышеперечисленных странах  есть попытки выведения борьбы  с травлей в образовательных учреждениях на законодательный уровень.  С 1996 года во многих  штатах  Америки  были приняты законодательные акты  о борьбе с буллингом. Их появление было результатом огромного количества  судебных исков к учебным заведениям. Прессинг и унижения одних детей другими привели не только к волне детских самоубийств, но и к  массовым убийствам в школах. Социально отвергнутый подросток  становится не только жертвой, но и потенциальной опасностью. Законодательные акты  некоторых штатов США запрещали распространять  размещать и распространять информацию оскорбительного характера. В дальнейшем многие местные законы такого порядка были признаны судебными вышестоящими инстанциями недействительными. На государственном уровне в США, как и в России, действует лишь закон по информационной защите несовершеннолетних. Подобные законы есть во всех странах ЕС, но они не имеют никакого влияния на проявления разных форм буллинга в информационном пространстве. Какого-либо специального нормативного акта « О запрете травли» на государственном уровне нет ни в одной стране. В Великобритании, в  2013 году для провайдеров была введена система фильтрации. При обращении пользователя к администраторам доступность материалов и возможностей ограничивается. По статистике 40 % британских семей  пользуются такими фильтрами в наиболее популярных социальных сетях. Подобная система действует и в Турции с 2011 года, но она распространяется на любую информацию. Вся вышеописанная практика  не может оградить ребёнка от проявлений травли в  социальных сетях. Он может зайти в группу с гаджета друга или находить иные источники, на которых нет фильтров. Правовой вакуум в  российском информационном пространстве  и вовсе затрудняет проведение профилактических мер против насилия в детско-юношеской среде в информационном пространстве. В начале 2017 года, в Ленинградской области,  была  предпринята первая попытка нормативного регулирования  правовой защиты детей в социальных сетях. В областную Думу был представлен  проект Закона о социальных сетях для детей.  Он не получил развития и был отклонён. В Законе были предприняты  попытки описать: требования к регистрации в социальных сетях,  были определены наказания за нарушения, вводилась система штрафов и административная ответственность. Закон  должен был обязать владельцев социальных  сетей регистрировать пользователей через паспортные данные, не допускать  самостоятельной регистрации  подростков от 14 до 18 лет в некоторые группы.  К сожалению, механизмов реализации данных мер закон не имел и носил  лишь запретительный характер. Подобный Закон в 2017 году был предоставлен и  на рассмотрение  в Государственную Думу, но получил отрицательный отзыв уже в первом чтении. Проект  Закона не содержал механизм проверки достоверности предоставляемых владельцу сети персональных данных, он не учитывал конституционное право граждан на тайну переписки, телефонных  и иных сообщений, допустимых только на основании судебного решения.  Кроме этого в российском законодательстве вообще нет понятия « социальная сеть». Социальной сетью можно назвать любой сайт, где есть регистрация и возможность общения.

        Появление в России антибуллинговых правовых актов будет иметь  превентивное значение, т.к. пока не существует порядка легального определения  буллинга в различных формах его проявления. В отличии от прямого физического насилия, косвенное насилие ,позволяющее применить к жертве моральные  страдания невербально, доказать очень нелегко. При разработке Закона для  верной правовой интрепритации государственных органов профилактики необходимо: дать определения «социальная сеть», «буллинг» (и его подвиды), разработать  регламент  пользования социальными сетями гражданами  других стран, описать процессы уведомления законных представителей детей, описать процесс оперативного расследования актом антисоциального проявления, процедуры закрытия акаунтов и групп в социальных сетях.   В законе необходимо рассмотреть вопросы ограничения  лиц, допустивших нарушения, возможность открытия новых акаунтов для таких лиц, правила вступления в группы, правила добавления комментариев. Правовыми актами необходимо на государственном уровне закрепить  неприемлемость любой формы травли несовершеннолетних и ограждения их от унижений. Механизмы реализации правовых актов должны содержать  открытый список  действий, которые считаются издевательством. Понятия « издевательство, травля»  должны быть чётко сформулированы и определены.

   Новые вызовы времени заставляют правоведов по новому формировать законодательную базу  защиты несовершеннолетних от угроз и унижений.  И это дело совсем недалёкого будущего. 

Литература:

1.Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий Психология журнал высшей Школы Экономики Т.11№3 стр.170-191·2014 г.

2. Парфентьев, У. (2009). Кибер-агрессоры. Дети в информационном обществе, 2, 66–67. Режим доступа: http://detionline.com/assets/files/journal/2/threat2_2.pdf

3. Голованова Н.А., ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение  Журнал российского права N 8 — 2018, с113-123

4. Буллинг в казахстанских школах: как с ним бороться?// Современное образование. 2016.N 2. URL: http://iac.kz/ru/publishing/bulling-v-kazahstanskih-shkolah-kak-s-nim-borotsya.

5. Кутузова Д. Проблема травли детей в школе. Обзор зарубежных исследований. URL: https://pro-psixology.ru/prakticheskaya-psixologiya-nauchno-metodicheskij/1094-problema-travi-detej-v-shkole-obzor-zarubezhnyx.html

 


[1] https://raec.ru/activity/analytics/9880/

[2] https://raec.ru/activity/analytics/9880/

[3] https://raec.ru/activity/analytics/9880/

[4] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»