Специфика педагогического общения в современной школе

Форманюк Елена Иванона

Специфика педагогического общения в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_pedkursovaya_peredelannaya.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика педагогического общения в современной школе

Актуальность темы выступления обусловлена тем, что педагогическое общение учителя в современной школе воздействует как на учебные и воспитательные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя их развитие.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление индивидуальности, как учащихся, так и педагогов. Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

   Известно, что в последнее время педагогическое общение и его особенности стали приоритетной проблемой. Это вызвано тем, что именно в условиях школы происходит и передача социального опыта, и обучение навыкам взаимодействия с другими людьми, и освоение общечеловеческих ценностей, образцов и норм поведения в обществе.

В профессиональном отношении оно предполагает: знание основ педагогики общения, владение умениями организовать общение и управлять им, сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

    Первоначально понятие педагогического общения было определено А.Н.Леонтьевым:  «Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции (традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности)

 и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на содержание благоприятного психологического климата». Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение

В.А. Кан-Калик определяет профессионально-педагогическое общение как «систему (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств».

В.А.Сластёнин рассматривает педагогическое общение как «многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности».

Общение учителя с учениками определяет восприятие ими личности учителя, возникновение симпатии и антипатии к нему, возникновение желания учиться и формирование отношения к предмету, который он преподает. Существует одна неопровержимая истина - отношение к учебе складывается через отношение к учителю. Это много раз доказано на примере выдающихся учителей: Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили и других.

Я считаю, мудры и актуальны педагогические учения А. С. Макаренко: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.

Всегда правильными будут советы относительно педагогического общения  В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал, что воспитание словом – самое слабое и наиболее уязвимое место школы, Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «каждое слово сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока. Это позволяет лучше понять и усвоить тему урока. В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания, и предупреждал: «Слово педагога должно, прежде всего успокаивать». Сухомлинский видел мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником.

   Только зная особенности педагогического общения и учитывая их специфику в своей практике, педагог сможет создать наиболее благоприятные условия для деятельности детей, в результате которой будет развиваться личность каждого воспитанника и смогут решаться поставленные педагогические задачи.

Вспоминая свои школьные годы, мне бы хотелось отметить, что педагогический такт, умение расположить к себе учащихся, даже стиль одежды учителя, являются важными компонентами педагогического взаимодействия двух сторон.  В общении педагога с воспитанниками незримо присутствуют еще образ педагога: каким он себя представляет; образ педагога, каким его представляют дети; образ воспитанника в его собственных глазах; образ воспитанника в глазах педагога.

Современная педагогика считает необходимым для педагога:

  • Актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей);
  • Хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);
  • Чувство юмора;
  • Умение одеваться (не ярко и богато, а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль).

Наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает:

  1. Способность правильно понимать ребенка, видеть происходящее его глазами.
  2. Способность видеть в нем равноправную личность.
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны ребят.
  4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить правду.
  5. Умение оказывать влияние на детей
  6. Умение владеть словом.

Общение в педагогической работе очень важно. Порой именно сложности общения определяют наше отношение к педагогической работе и отношение учащихся к учителям. Школа – это тот этап в жизни каждого человека, пройдя который он обязательно решает, кем будет. Педагогическое общение организуется учителем непосредственно ради воспитанника и направлено на развитие личности воспитуемого.

Итак, подведем итог, педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуализироваться, для педагога выступают как социально заданные. Однако поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение.