Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях
Развитие ребенка зависит от окружающей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие. Как же создать развивающую среду в домашних условиях?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_effektivnoy_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx | 899.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание эффективной предметно-развивающей среды
в домашних условиях
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих зон:
- для речевого,
- математического,
- эстетического,
- физического развития
- или же одна, но многофункциональная среда.
В ходе её организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Её пространство надо оформить таким образом, чтобы ребёнок мог свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребёнка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.
Развитие ребенка зависит от окружающей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие. Как же создать развивающую среду в домашних условиях? Одна из составляющих развивающей среды – это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определённом месте, предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры.
Все материалы должны быть доступны ребёнку в любое время. Среда периодически обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями ребёнка.
Ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста – игра. Для её развёртывания ребёнку необходимо в комнате выделить игровой уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство. Наибольшую ценность представляют реалистические игрушки, т. е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы с разнообразной одеждой для девочек). Важными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные макеты, (кукольный дом, крепость, фермы и др.). Игровые макеты могут быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов.
Детям необходим и материал, обслуживающий игру. Это различные детали строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, перевернутые стулья, стол с опущенной скатертью, который становится «пещерой» и др., палочки, веревочки, разные типы конструкторов с образцами построек: напольный строительный набор, металлический конструктор, пластмассовые строители («ЛЕГО»). Необходимо временно сохранять детские постройки. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т. п., и только после этого убирать игрушки на место. Строительный материал хранится в коробках, в шкафу.
Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре. Если Вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребёнок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым Вы активизируете словарь ребёнка и развиваете связную речь.
Развитие мышления и речи тесно связаны между собой. Поэтому в развивающей среде ребенка необходим образно-символический материал. Для его размещения лучше выделить часть детской комнаты – учебный уголок. Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности, наборы «лото», графические модели – глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, разрезные, приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.).
Наборы образно-символического материала размещаются в учебном уголке компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллаже, на уровне роста ребенка. Что-то может находиться на рабочем столе ребенка. Родители должны приучать будущих школьников проявлять инициативу и любознательность для получения новых знаний, уточнять высказывания детей, учить, ясно излагать свои мысли и делать простейшие выводы.
Огромное значение в развитии речи детей имеют книги. У ребенка должна быть своя детская библиотечка (полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки, былины, стихи, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, прибаутки), книги с познавательным содержанием. Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации.
Развивающая среда должна создавать условия для развития продуктивных видов деятельности ребенка (рисования, лепки, аппликации, ручного труда). Они развивают не только творческое воображение детей, но и мелкую моторику пальцев рук, которая так важна для успешного речевого развития ребенка. «Умелые руки – это развитый мозг», – писали Никитины. Для этой деятельности ребенку необходимо подобрать хорошо освещенное место (это может быть его рабочий стол), а также место для хранения материала и оборудования. Материал для творчества ребенка должен быть хорошего качества – различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, фломастеры, набор шариковых ручек, салфетки, ножницы, пластилин, также необходим бросовый материал (пробки, катушки, фантики, ленты, кусочки ткани и др.). Весь материал может находиться в шкафу, специально отведенном ящике стола, на этажерке.
Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена, дверь) со сменой экспозиции. Также у ребёнка должна быть полочка для выставки своих поделок. Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках, к обыгрыванию поделок, что способствует развитию речи детей. Предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной. Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать. Родители должны для детей создать такую обстановку, в которой ребёнок мог бы развиваться правильно и беспрепятственно.
Удачи Вам и Вашим детям!