Развиваем мелкую моторику - развиваем речь

Сензитивным периодом для развития речи у детей является возраст от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека. Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Все замечали, что человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Исследования и наблюдения физиологов показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только общение и сотрудничество со взрослым, тренировка его артикуляционного аппарата, но и развитие движений пальцев рук. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Е. А. Янушко РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ Подготовила педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 116» Клименко Н.В .

Слайд 2

В этом возрасте малыш осваивает устную речь, с огромной скоростью увеличивает свой словарный запас. Это период, когда ребенок наиболее чувствителен к языковым нормам, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Раннее детство от 1, 5 до 3 лет – сензитивный период для развития речи.

Слайд 3

Кора головного мозга — центральный, регулирующий другие, орган речи. Третья часть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук. «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» (М.М. Кольцова)

Слайд 4

Существует закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот. фото

Слайд 5

Развитие движений рук ребенка раннего возраста включает: развитие хватания; развитие соотносящих действий; подражание движениям рук; развитие движений кистей и пальцев рук.

Слайд 6

Массаж и самомассаж рук Вышли пальчики гулять Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять. Этот пальчик – по дорожке, Этот пальчик – по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик – за малинкой, Этот пальчик заблудился, Очень поздно возвратился . Цель - развитие мелкой моторики рук, их тактильной чувствительности, нормализация мышечного тонуса.

Слайд 7

Пальчиковые игры Цель – улучшение координации движений рук, развитие мелкой моторики, развитие умения подражать движениям рук взрослого, активизация речи детей. Правила проведения пальчиковых игр 1. Перед проведением пальчиковых игр, убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые. 2. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. 3. Сопровождайте игры стихами и потешками . 4. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). 5. Подбирайте игры, в которых чередуются расслабление, сжатие и растяжение кисти! 6. Играйте часто, но понемногу.

Слайд 8

Игры с сыпучими материалами Нахождение спрятанных предметов Цель - дифференцирование движений пальцев, развитие соотносящих движений, развитие пинцетного и щипкового захвата, активизация речи детей.

Слайд 9

Игры с сыпучими материалами Сортировка мелких предметов

Слайд 10

Проталкивание мелких предметов в сосуд с узким горлышком Игры с сыпучими материалами

Слайд 11

Рисование пальцами, выкладывание дорожек и узоров Игры с сыпучими материалами

Слайд 12

Игры с сыпучими материалами Тематические сенсорные коробки Театрализованные игры

Слайд 13

Игры с мелкими предметами следует проводить только под контролем взрослого. Ни в коем случае не оставляйте ребенка наедине с этими предметами, это может быть опасно для его здоровья и жизни.

Слайд 14

Игры с прищепками Цель - развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев.

Слайд 15

Игры с прищепками

Слайд 16

Игры с резиночками Цель - развитие соотносящих движений, силы рук.

Слайд 17

Игры со шнурками и лентами Цель - развитие соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев, координация движений обеих рук



Предварительный просмотр:

Слайд 2

Сензитивный период — период максимальных возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. В эти периоды ребенок учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Эти периоды длятся определенное, довольно короткое время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет очень трудно или практически невозможно.

Сензитивным периодом для развития речи у детей является возраст от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека. Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка.

Слайд 3

Наша речь осуществляется сложным анатомо-физиологическим аппаратом, состоящим из центрального и периферических органов речи. Центральный орган состоит из головного мозга, преимущественно коры его больших полушарий. К периферическим относятся органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Все органы речи представляют собой сложную систему, в которой каждый из них играет свою определенную роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.

Кора головного мозга — центральный орган речи. Он осуществляет физиологическую основу речи и регулирует другие органы речи. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений и многое другое.

В некоторых случаях при здоровом мозге можно научиться говорить без слуха и голоса, писать без рук: мозг может приспособить для речи и другие органы.

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Все замечали, что человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

С анатомической точки зрения, двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.

Слайд 4

Исследования и наблюдения физиологов показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены, либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только общение и сотрудничество со взрослым, тренировка его артикуляционного аппарата, но и развитие движений пальцев рук. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Слайд 5

Развитие движений рук ребенка раннего возраста включает:

развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно — правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами, «пинцетный захват») или указательным и большим пальцами («щипковый захват»).

развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики:

- продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование)

- игры с мозаиками, вкладышами, матрешками, пирамидками, собирание разрезных картинок

- бытовая деятельность (одевание, кормление и др.)

Но умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. Сегодня я расскажу о некоторых методах и приемах, которые считаю наиболее эффективными.

Слайд 6

МАССАЖ и самомассаж  РУК

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук, их тактильной чувствительности, а также нормализации мышечного тонуса является массаж.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам и передающиеся из поколения в поколение «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как массаж рук

Массаж рук по методике О. Приходько:

  • Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» — 6-8 раз, отдельно на каждой руке.
  • Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.
  • Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца — 2-4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).
  • Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза («мы вот так шагаем — топ-топ-топ»).
  • Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед- назад, в бок — в сторону, по кругу.
  • Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» — 5-6 раз.

Массаж можно делать с использование различных предметов. Это могут быть ворсовые щетки, кисточки, шариковые массажёры, шарики, бигуди-липучки, шишки, грецкие орехи.

Конечно же, массаж нужно проводить в форме игры. Обычно это игры с речевым сопровождением. Очень хорошо подходят тексты, в которых идёт перечисление каждого пальчика.

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик – по дорожке,

Этот пальчик – по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик – за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Для детей раннего возраста доступны элементы самомассажа, выполняемого в различными предметами: мячиками (они могут быть разными по величине, цвету, фактуре), грецкими орехами, ребристыми карандашами. С ними можно выполнять большое количество разных интересных действий:

- перекладывать их из одной руки в другую;

- сильно сжать шарик в кулачке, затем отпустить его, переложить в другую руку, чередуя состояние напряжения и расслабления;

- покатать шарик правой (левой) ладошкой по столу вперёд-назад, вправо-влево, по кругу;

- покатать шарик между ладошками тоже в разных направлениях;

- покатать его каждым пальчиком по столу.

Упражнения сопровождаются словами:

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Для самомассажа используем специальные массажные игрушки (с резиновыми иголками).

Предлагаем детям погладить такую игрушку сначала одной, затем другой рукой. Желательна игровая мотивация: «Посмотри, какой сердитый еж. Погладь его, чтобы он стал ласковым, весёлым…» Движения можно сопровождать коротенькими стихотворениями, например:

«Я колючек не боюсь,

Если даже уколюсь».

Следим за тем, чтобы во время выполнения упражнения все пальчики и сама ладошка прикасались к игрушке.

В качестве самомассажа очень полезно сжимать резиновые игрушки. В таких упражнениях развивается сила пальчиков. Ещё лучше, если игрушки звучат.

Ты, зайчонок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Важно заметить, что играть таким образом можно и не только со специальными массажными игрушками, но и с самыми обычными – резиновыми, пластмассовыми, меховыми, деревянными, надувными. Ведь в таких играх-упражнениях развивается тактильное восприятие.

Слайд 7

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Особое место в развитии мелкой моторики занимают пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики.

Правила

Существует несколько правил обучения детей пальчиковым играм, которым необходимо следовать:

1. Перед проведением пальчиковых игр, убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них или погреть тёплой водой под краном).

2. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте ребёнку ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

3. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте ребёнка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

4. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

6. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности.

Видео – комплекс

Слайд 8

Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы и материалы.

Игры с сыпучими материалами.

Используем фасоль, песок, крупы, макароны, нарезанные губки, камушки, ракушки и др. Сухой пальчиковый бассейн. Что можно делать с этими материалами?

Пересыпать сыпучие материалы. Эта свободная деятельность очень любима малышами! Они пересыпают крупу из ладошки в ладошку, набирают ложечкой и высыпают в маленькие стаканчики, в баночки. Пересыпать можно с использованием различных инструментов: ложки, совка, воронки, ситечки. или просто руками. Получается успокаивающий самомассаж, самотерапия. Этот прием очень хорошо использовать в процессе адаптации к ДОУ.

Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне». Можно в емкость с фасолью закопать несколько мелких предметов и предложить ребенку найти их на ощупь. Можно наклеить на дно емкости небольшие картинки, наклейки. Ребенок пользуясь ладошкой (если используется крупный сыпучий материал) или кисточкой (когда используется манка или песок) ищет того, кто прячется в коробке.

Слайд 9

Сортировать мелкие предметы. Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке, например, белую и красную фасоль. Малыш раскладывает их по другим коробочкам по цвету. Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной фасолинке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами. Таким же образом ребенок может сортировать по цвету, размеру, форме различные наполнители «сухого бассейна». Поначалу не следует предлагать большое количество мелких предметов. В дальнейшем задание можно усложнять, увеличивая объем предлагаемого материала, а также усложняя принцип сортировки — можно сортировать предметы уже не на две, а на три, четыре, пять различных групп. Для сортировки можно использовать пинцеты или прищепки.

Слайд 10

Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком (проталкивание). В таких играх мы развиваем пинцетный и щипковый захват. Подберите сосуд с узким горлышком и мелкие предметы — это могут быть камешки, фасоль, шарики или макароны. Превращаем бутылку в Хрюшу и кормим.

Слайд 11

Рисовать пальцами, выкладывать дорожки,

Рисуем на песке, манке или просто на листе бумаги ровные, ломаные или изогнутые линии, ребенок выкладывает на линии ряды небольших камешков. Чтобы сделать занятие более интересным, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что нужно построить для игрушек мост из камешков, иначе им никак не встретиться.

Такое занятие прекрасно развивает мелкую моторику и координацию движений.

Слайд 12

Тематические сенсорные коробки

Тематические сенсорные коробки – это не только отличный тренажер для пальчиков, это еще и замечательная площадка для сюжетно-ролевых игр и проведения тематических занятий. В сенсорной коробке можно создать небольшой мирок со своими жителями и характерной окружающей средой, разыграть простые жизненные ситуации и тем самым закрепить знания малыша по изучаемой теме и, конечно, активизировать речь.

Такие коробочки будут интересны деткам примерно с 2 лет. Сенсорные коробки могут быть на любые темы, доступные детям раннего возраста. Домашние животные, пляж, зима.

Сенсорная коробка с домашними животными отлично подойдет в качестве первой тематической коробочки. Дети раннего возраста просто обожают кого-то кормить, а в этой коробке можно сколько угодно насыпать корм в корыта и чашки. Укладывали животных спать, расставляя их на ночь в сарае, отправляли животных попастись, попить на водоем, и даже искупаться.

Во время игры можно ненавязчиво повторять названия домашних животных, вспоминать, кто чем питается, кто как помогает человеку.

Старайтесь не добавлять слишком много деталей, т.к. маленькому ребенку нужно больше свободного места, чтобы развернуться, а постоянно падающие заборчики и деревья могут его расстраивать.

Инсценировки, «театр на песке».

Слайд 13

Не забывайте, что игры с мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого. Ни в коем случае не оставляйте ребенка наедине с этими предметами, это может быть опасно для его здоровья и жизни.

Игры из ничего.

Слайд 14

Игры с прищепками.

Цель таких игр - развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: прикрепить крылья бабочке, хвост цыпленку или лучики солнышку. С помощью прищепок можно закреплять цвета.

Слайд 15

Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду. А можно проявить фантазию и сделать из прищепок длинную змею.

Слайд 16

Игры с резинками

Цель - развитие соотносящих движений. Резиночки можно надевать на кисти рук и пальцы, на различные предметы и снимать их. Для детей постарше добавляем схемы.

Слайд 17

Игры со шнурками и лентами

Нанизывать

Шнуровать

Развязывать узелки, бантики, косички

«Игры-моталочки»

Игры-моталочки призваны научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук. Для повышения интереса ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу.

Эти материалы очень функциональны, имея определенный набор материалов, вы можете организовать массу игр, количество которых ограничивается только вашей фантазией и желанием.

Необходимо помнить, что используемые на занятиях специальные игрушки не следует оставлять ребенку для игр, тогда ребенок не скоро потеряет интерес к действию с ними.

Все приемы, которые были описаны выше, развивают не только пальчики малышей. Они охватывают куда бОльший спектр развития ребенка: это психоэмоциональное благополучие, умение мыслить, фантазировать и воображать, изучение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, количество), умение общаться со сверстниками и многое другое.