Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Ступеньки логики"

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Для того чтобы ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, нужно уметь легко и быстро её воспринимать, анализировать, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому формирование основных приемов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stupenki_logiki.docx73.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад № 116»

Рассмотрено на Совете Педагогов

Протокол № ___

от «___»_____________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 116»

___________________Т.Г. Родионова

«___»________________20___ г.

Программа дополнительного образования детей

познавательной направленности

«Ступеньки логики»

Возраст воспитанников - 6-7 лет

Срок реализации программы – 1 год

Программа разработана

педагогом-психологом

МБДОУ «Детский сад № 116»

Клименко Н.В.

г. Владимир

2019 г.


Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО задача дошкольного образования заключается в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка, в формировании качеств, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Для того чтобы ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, нужно уметь легко и быстро её воспринимать, анализировать, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому формирование основных приемов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время – одна из важных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается тенденция – неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, можно с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Если на дошкольной ступени ребенок лишь приобретает опыт самостоятельного познания в игровой ситуации и фиксирования в языке явлений окружающего мира, то школьники под руководством учителя самостоятельно формулируют определенные правила и понятия, устанавливают и обосновывают причинно-следственные связи, строят язык науки для объяснения причин явлений.

Изучение мыслительной деятельности будущих первоклассников показывает, что у многих она имеет следующие особенности:

  • поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
  • трудности в синтезировании информации;
  • неумение планировать;
  • неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
  • трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

Эти характерные признаки интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными, так как у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывается в трудах известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Ж. Пиаже. Но чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности ребенка, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме – логическому.

Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления. Поэтому современная дошкольная подготовка должна обеспечивать системное использование детьми полного комплекса мыслительных операций: анализ свойств исследуемых объектов или явлений; синтез на основе выбранной структуры; сравнение свойств предметов; классификация по выбранному свойству; обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе; конкретизация; абстрагирование, сериация, систематизация; аналогия.

Владение логическими операциями не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе. Навык логического мышления, способность «действовать в уме» будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.

Программа дополнительного образования познавательной направленности «Ступеньки логики» учитывает основные положения ФГОС ДО, образовательные потребности и интересы воспитанников ДОУ, социальный запрос их родителей и пожелания педагогов и разработана на основе методических рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр Л.Ф Тихомировой, Е. А. Алябьевой, И.В. Мальцевой, Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Т.А. Ткаченко, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, З.А. Михайловой и др.

Использование программы способствует решению проблемы доступности дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад и не имеющих возможности качественно подготовиться к обучению в школе, выравниванию их стартовых возможностей на пороге школы. 

В соответствии с психологическими особенностями развития дошкольников программа «Ступеньки логики» представляет собой систему дидактических игр, логико-поисковых заданий, интеллектуальных игр и разминок, игровых упражнений занимательного характера, направленных на развитие элементов логического мышления детей, с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием.

Новизна программы состоит в качественном подборе и систематизации разного рода игр, упражнений, пособий, литературы; в комплексном применении занимательного дидактического материала в организации игровой и познавательной деятельности.

Эффективность программы достигается через использование современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения, физкультминутки на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника, развития мелкой моторики);
  • проблемно-игровая технология (детская деятельность объединена единым сюжетом, насыщена проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования; новое знание дается не в готовом виде, а постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков);
  • технологии личностно–ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).

Цель программы: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного дидактического материала.

Задачи программы:

  1. Развитие логических операций (анализ свойств исследуемых объектов или явлений, сравнение свойств предметов, обобщение, распределение предметов в группы по выбранному свойству, синтез на основе выбранной структуры, конкретизация, классификация, аналогия).
  2. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи, развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  3. Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
  4. Формирование любознательности и познавательной мотивации, активности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
  5. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
  6. Формирование предпосылок универсальных учебных действий (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, исправлять ошибки).

Теоретическими основаниями программы являются следующие положения:

1. Концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем, согласно которой основной путь развития ребёнка – это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребёнка с помощью обучения, а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

2. Концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером. Способности понимаются как ориентированные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач.

3. Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В.Давыдовым и др., согласно которой развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребёнка – дошкольника это, прежде всего, игра.

Дидактической основой организации работы с детьми в программе «Ступеньки логики» является следующая система дидактических принципов:

– создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

– новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе (принцип деятельности);

– обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

– при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостности);

– у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

– процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

– обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой (принцип непрерывности).

Возраст детей, которым адресована программа - 6-7 лет.

Набор детей производится в свободном порядке, в том числе детей, не посещающих детский сад.

Срок реализации программы – 1 год (36 занятий). Занятия проводятся с сентября по май.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 30 минут (1 академический час).

Количество детей в группе – до 7 человек.

Психологические особенности детей 6-7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети 6-7 лет начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.

Уровень развития пространственно-зрительного восприятия позволяет детям 6-7 лет различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости, опознание возможно на выделении сложного признака, при тренировке сокращается время опознания; различать и выделять простые геометрические фигуры и сочетания фигур; классифицировать фигуры по форме, цвету и величине; различать и выделять буквы и цифры, написанные разными шрифтами; мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, составлять фигуры из деталей.

В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение (шёпотом, либо про себя). Также ребёнок может использовать более сложный способ - логическое запоминание (смысловое соотнесение, смысловая группировка). Ребёнок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. Быстро нарастает объем внимания, но продолжительность еще невелика. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Ребенок может концентрироваться не более чем на 1-2 объектах одновременно; затруднено быстрое и четкое переключение с одного объекта или вида деятельности на другой; формируется избирательное внимание.

Совершенствование процессов внимания, восприятия, памяти обеспечивает готовность ребенка к обучению чтению.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание и классификацию предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения). Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлечёнными, теоретическими, они сохраняют ещё тесную связь с его непосредственным опытом.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

К 6 годам дети готовы к освоению сложно-координированных и графических движений, это период, когда могут быть освоены все основные элементы графических движений. Развитие зрительно-моторной координации определяет способность копировать простейшие геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6–7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Формируется рефлексия, т.е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6–7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6-7 лет способен к произвольной регуляции поведения, способен проявить настойчивость, преодолеть трудности. Дети могут организовать свою деятельность: воспринять инструкцию и по инструкции выполнить задание, планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, если понятно сформулированы цель и задачи действия и если стоящая перед ребенком задача соответствует его возможностям. Оценка качества еще трудна, но дети способны самостоятельно исправлять ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности, если есть помощь взрослых.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении они стремятся проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

Ожидаемые результаты

В результате освоения содержания программы предполагается достичь следующих результатов:

  • Ребенок владеет основными логическими операциями:

- проводит анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

- сравнивает признаки и свойства предметов, умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов (самостоятельно выделяет 10 сходств и 10 отличий), в том числе существенные признаки;

- свободно оперирует обобщающими понятиями;

- способен распределять предметы и объединять их в группы по существенному признаку, по категориям, по выбранному свойству;

- выполняет сериацию по всем свойствам предметов;

- способен определять правильную последовательность событий (8-10 последовательных картинок), выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

- умеет устанавливать причинно-следственные связи, находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;

- проводит аналогии между разными предметами или явлениями.

  • У ребенка достаточно большой словарный запас, развитая связная речь, широкий спектр бытовых знаний. Ребенок умеет аргументировать свои высказывания, может при помощи суждений делать умозаключения.
  • У ребенка развита зрительно-моторная координация и мелкая моторика.
  • Ребенок способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  • Ребенок любознателен, активен в познавательной деятельности, наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
  • Ребенок умеет подчинять свои интересы определенным правилам. Владеет навыками сотрудничества, проявляет доброжелательное отношение к сверстнику, выслушивает, помогает по необходимости, умеет работать в паре и микрогруппе.
  • Ребенок умеет обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, исправлять ошибки.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень: Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

Система оценивания результатов работы по программе

Формы контроля и оценивания:

- наблюдение за работой детей на занятиях,

- контроль за выполнением заданий детьми, за ведением индивидуальных тетрадей;

- мониторинг владения детьми операциями логического мышления, уровня развития зрительно-моторной координации и речевого развития (вводный – сентябрь, итоговый – май).

Показатель

Способы проверки усвоения содержания

Уровень развития логических операций

Диагностическое обследование

Уровень речевого развития

Диагностическое обследование, беседа, наблюдение

Уровень развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики

Диагностическое обследование, контроль за выполнением заданий, выполняемых в тетрадях

Уровень развития познавательной активности

Наблюдение

Уровень развития коммуникативных способностей

Наблюдение

Уровень сформированности предпосылок УУД

Наблюдение

Для изучения полученных детьми знаний и умений проводится мониторинг уровня развития логического мышления, зрительно-моторной координации и речевого развития, состоящий из следующих методик:

  1. «Закончи предложение» (словесно-логическое мышление, речевое развитие, оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении, делать умозаключения). Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008.
  2. «4-й лишний» (определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа). Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008.
  3. «Последовательные картинки» (выявление уровня логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, уровень речевого развития). Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов  детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008.
  4. «Найди недостающий» (логическое мышление, диагностика умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор). Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов  детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008.
  5. «Домик» (Н.И. Гуткина) (выявление уровня зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук). Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008.

Подведение итогов реализации программы дополнительного образования «Ступеньки логики» проводится в виде открытого итогового занятия и анкетирования родителей.


Учебно-тематический план

№ п/п

Темы программы

Общее количество часов

Общее количество часов

Теория

Практика

Вводный мониторинг

1

-

1

Признаки предметов. Анализ – синтез. Сравнение

5

1,5

3,5

Обобщение. Классификация

5

1,5

3,5

Понятие

2

0,5

1,5

Отношения между понятиями:

14

4

10

- род - вид

3

1

2

- часть - целое

2

0,5

1,5

- причина - следствие

3

1

2

- последовательность

2

0.5

1.5

- функциональные отношения

2

0.5

1.5

- противоположность

2

0,5

1,5

Нелогичные ситуации

2

0,5

1,5

Суждение. Умозаключение

6

1.5

4.5

Итоговый мониторинг

1

-

1

Итого

36

9.5

26.5


Содержание программы

Вводный мониторинг (1 час)

Мониторинг уровня развития логического мышления, речевого развития и зрительно-моторной координации (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду).

Признаки предметов. Анализ – синтез. Сравнение (5 часов)

Признаки предметов. Познакомить детей с понятием «признак предмета». Научить выделять признаки одного предмета на основе сопоставления его с другим предметом. 

Научить давать описание предметов через их признаки, узнавать предметы по заданным признакам, выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Упражнять в отгадывании загадок, опираясь на систему внешних и внутренних признаков предмета.

Анализ – синтез. Упражнять в проведении анализа объектов с целью выделения признаков предмета, выделения объекта из группы объектов по определённому признаку, синтеза — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Сравнение. Учить детей устанавливать признаки сходства и различия между предметами и явлениями. Познакомить детей с правилом сравнения - сравнивать предметы можно только по одним и тем же сопоставимым признакам (форму с формой, величину с величиной и т.д.). Научить проводить сравнение, соблюдая последовательность:

1) определить признаки для сравнения;

2) установить сходство объектов по заданным признакам;

3) определить различие объектов по заданным признакам;

4) сделать вывод о сходстве и различии данных объектов.

Обобщение. Классификация (5 часов)

Учить детей распределять предметы по группам по заданному основанию (по размеру; по цвету; по форме; по другим признакам (по материалу, что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.)).

Учить детей распределять предметы по группам с заданием поиска основания (педагог задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов, ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание).

Учить выделять и фиксировать в речи общий признак двух и более предметов. Познакомить с понятием «общее название» для группы предметов. Учить обозначать образованную группу словом. 

Понятие (2 часа)

Научить давать определение понятиям (установить его ближайший род и видовое отличие), называя его общие и существенные признаки и свойства.

Отношения между понятиями

Род – вид (3 часа)

Научить определять отношения между понятиями типа род – вид:

  • подводить ряд видовых понятий под обобщающее их родовое понятие;
  • подбирать под данное родовое понятие несколько составляющих его видовых понятий;

Часть – целое (2 часа)

Познакомить с понятиями «целое» и «часть». Упражнять в выделении части из целого и определении целого по его части.

Причина – следствие (3 часа)

Формировать у детей умение видеть и устанавливать причинно-следственные связи на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем:

  • установлению связи от причины к следствию («Что будет, если…?»);
  • установлению связи от следствия к причине («Почему так произошло?»).

Учить выражать в речи причинно-следственные связи с помощью слов «поэтому», «потому, что».

Познакомить с многообразием следствий одной причины и многообразием причин одного следствия (например, наступила осень, поэтому улетели птицы, поэтому люди надели куртки, поэтому идет холодный дождь).

Последовательность (2 часа)

Учить воссоздавать порядок событий, действий или явлений. Упражнять в умении строить связный и логически последовательный рассказ.

Функциональные отношения (2 часа)

Познакомить детей с отношениями между понятиями, когда одно из них отражает функцию другого, т.е. отвечает на вопрос «для чего? зачем?». Научить подбирать пары с учетом назначения предметов (например: карандаш — рисовать, лопата — копать). Упражнять в составлении предложений с каждой парой слов.

Противоположность (2 часа)

Познакомить детей с понятием «противоположности». Учить подбирать пары слов, противоположных по смыслу.

Нелогичные ситуации (2 часа)

Познакомить с понятием «небылицы». Научить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, отличать реальность от вымысла. Научить детей самостоятельно придумывать небылицы, включая их в свой рассказ.

Суждение. Умозаключение (6 часов)

Формировать у детей представления о сущности речи-рассуждения, о функции данного типа речи. Дать понятие о структуре рассуждения: тезис, доказательство, вывод.

Учить строить доказательные суждения в развернутой форме. Формировать у детей умение при обследовании предметов вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов. Учить для убедительности рассуждения использовать примеры («не все птицы летают, например, страус»).

Показать разные способы доказательства, в частности от противного: «На картине изображена точно не зима, так как…»

Учить использовать в качестве объединения смысловых частей рассуждения слова-связки: «потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно», «вот почему» и т.п. Учить использовать при доказательстве вводно-модальные слова «во-первых», «во-вторых» «в-третьих» для большей четкости аргументации.

Поощрять использование в рассуждении языковых средств уважительного отношения к мнению собеседника «Мне кажется», «Я думаю» и т.п.

Итоговый мониторинг (1 час)

Мониторинг уровня развития логического мышления, зрительно-моторной координации и речевого развития (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду)


Примерное тематическое календарное планирование

Содержание

СЕНТЯБРЬ

Вводный мониторинг уровня развития логического мышления, зрительно-моторной координации и речевого развития.

«Логика. Что это такое?»

Познакомить детей с правилами кружка, с предметом логики.

Познакомить детей с понятием «признак предмета». Научить выделять признаки одного предмета на основе сопоставления его с другим предметом.

Упражнять в проведении анализа объектов с целью выделения признаков предмета.

«В городе гномов»

Закрепить умение выделять признаки одного предмета на основе сопоставления его с другим предметом.

Научить давать описание предметов через их признаки, узнавать предметы по заданным признакам, выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам.

Упражнять в проведении анализа объектов с целью выделения объекта из группы объектов по определённому признаку.

«Приключения в зоопарке»

Учить детей устанавливать признаки сходства и различия между предметами и явлениями. Познакомить детей с правилами сравнения предметов. 

Закреплять умение давать описание предметов через их признаки, узнавать предметы по заданным признакам, выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам.

Упражнять в составлении целого из частей.

ОКТЯБРЬ

«На старой мельнице» 

Продолжать учить детей устанавливать признаки сходства и различия между предметами и явлениями. Закрепить знания детей о правилах сравнения предметов.

Закреплять умение давать описание предметов через их признаки, узнавать предметы по заданным признакам, выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам.

Упражнять в составлении целого из частей с самостоятельным восполнением недостающих компонентов.

«Странные человечки»

Продолжать учить детей устанавливать признаки сходства и различия между предметами и явлениями. Закрепить знания детей о правилах сравнения предметов.

Закреплять умение давать описание предметов через их признаки, узнавать предметы по заданным признакам, выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам.

Упражнять в отгадывании загадок, опираясь на систему внешних и внутренних признаков предмета.

«Коллекция с пыльного чердака»

Учить детей распределять предметы по группам по заданному основанию (по размеру, цвету, форме). Учить выделять и фиксировать в речи общий признак двух и более предметов. Познакомить с понятием «общее название» для группы предметов. Учить обозначать образованную группу словом. 

«Путешествие с приключениями»

Продолжать учить детей распределять предметы по группам по заданному основанию. Закреплять умение фиксировать в речи общий признак двух и более предметов, обозначать образованную группу словом. 

Упражнять в проведении анализа объектов с целью выделения объекта из группы по определённому признаку.

НОЯБРЬ

«Федорино горе»

Продолжать учить детей распределять предметы по группам по заданному основанию. Закреплять умение фиксировать в речи общий признак двух и более предметов, обозначать образованную группу словом. 

Упражнять в проведении анализа объектов с целью выделения объекта из группы по определённому признаку.

«Волшебная палочка»

Учить детей распределять предметы по группам с заданием поиска основания (педагог задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов, ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание).

Закреплять умение фиксировать в речи общий признак двух и более предметов, обозначать образованную группу словом.

«День рождения»

Закреплять умение распределять предметы по группам с заданием поиска основания (педагог задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов, ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание).

Закреплять умение фиксировать в речи общий признак двух и более предметов, обозначать образованную группу словом.

«Тайна семи попугаев»

Научить детей давать определение понятиям (установить его ближайший род и видовое отличие), называя его общие и существенные признаки и свойства.

Закреплять умение давать описание предметов через их признаки.

ДЕКАБРЬ

«Пиратский остров»

Продолжать учить детей давать определение понятиям (установить его ближайший род и видовое отличие), называя его общие и существенные признаки и свойства.

Закреплять умение давать описание предметов через их признаки.

«Шифрованная записка»

Научить определять отношения между понятиями типа род – вид: подводить ряд видовых понятий под обобщающее их родовое понятие.

Продолжать учить детей давать определение понятиям (установить его ближайший род и видовое отличие), называя его общие и существенные признаки и свойства.

«Снежная королева»

Учить детей подбирать под данное родовое понятие несколько составляющих его видовых понятий.

Продолжать учить детей давать определение понятиям (установить его ближайший род и видовое отличие), называя его общие и существенные признаки и свойства.

«В гостях у Деда Мороза»

Продолжать учить подводить ряд видовых понятий под обобщающее их родовое понятие, подбирать под данное родовое понятие несколько составляющих его видовых понятий.

Продолжать учить детей давать определение понятиям (установить его ближайший род и видовое отличие), называя его общие и существенные признаки и свойства.

ЯНВАРЬ

«Подарки под елкой»

Познакомить с понятиями «целое» и «часть». Упражнять в выделении части из целого.

Закреплять умение детей давать определение понятиям (установить его ближайший род и видовое отличие), называя его общие и существенные признаки и свойства.

«Ночное происшествие»

Закреплять понятия «целое» и «часть». Упражнять в определении целого по его части.

Продолжать учить подводить ряд видовых понятий под обобщающее их родовое понятие, подбирать под данное родовое понятие несколько составляющих его видовых понятий.

«Планета сказок» 

Формировать у детей умение видеть и устанавливать причинно-следственные связи от причины к следствию («Что будет, если…?»). Учить выражать в речи причинно-следственные связи с помощью слов «поэтому», «потому, что».

«Запуск ступы»

Формировать у детей умение видеть и устанавливать причинно-следственные связи от следствия к причине («Почему так произошло?»). Продолжать учить выражать в речи причинно-следственные связи с помощью слов «поэтому», «потому, что».

ФЕВРАЛЬ

«Вкусно и полезно»

Познакомить с многообразием следствий одной причины и многообразием причин одного следствия.

Закреплять умение видеть и устанавливать причинно-следственные связи от причины к следствию, от следствия к причине. Продолжать учить выражать в речи причинно-следственные связи с помощью слов «поэтому», «потому, что».

«Чепуха».

Учить воссоздавать порядок событий, действий и явлений. Упражнять в умении строить связный и логически последовательный рассказ.

Закреплять умение видеть и устанавливать причинно-следственные связи от причины к следствию, от следствия к причине. Продолжать учить выражать в речи причинно-следственные связи с помощью слов «поэтому», «потому, что».

«Времена года»

Продолжать учить воссоздавать порядок событий, действий и явлений. Упражнять в умении строить связный и логически последовательный рассказ.

Закреплять умение видеть и устанавливать причинно-следственные связи от причины к следствию, от следствия к причине. Продолжать учить выражать в речи причинно-следственные связи с помощью слов «поэтому», «потому, что».

«Дом с привидениями»

Познакомить детей с отношениями между понятиями, когда одно из них отражает функцию другого. Научить подбирать пары с учетом назначения предметов.

Продолжать учить воссоздавать порядок событий, действий и явлений. Упражнять в умении строить связный и логически последовательный рассказ.

МАРТ

«Загадочная история о вишневом варенье» 

Закреплять знания детей об отношениях между понятиями, когда одно из них отражает функцию другого. Учить подбирать пары с учетом назначения предметов. Упражнять в составлении предложений с каждой парой слов.

«Страна мастеров»

Познакомить детей с понятием «противоположности». Учить подбирать пары слов, противоположных по смыслу.

Продолжать учить детей давать определение понятиям (установить его ближайший род и видовое отличие), называя его общие и существенные признаки и свойства.

«Поиски клада»

Учить подбирать пары слов, противоположных по смыслу.

Продолжать учить подводить ряд видовых понятий под обобщающее их родовое понятие, подбирать под данное родовое понятие несколько составляющих его видовых понятий.

«Чудеса в решете»

Познакомить с понятием «небылицы». Научить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, отличать реальность от вымысла.

АПРЕЛЬ

«Проказница Клякса»

Продолжать учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, отличать реальность от вымысла. Научить детей самостоятельно придумывать небылицы, включая их в свой рассказ.

«Один дома»

Формировать у детей представления о сущности речи-рассуждения, о функции данного типа речи. Дать понятие о структуре рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Формировать у детей умение при обследовании предметов вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов.

Учить использовать при доказательстве вводно-модальные слова «во-первых», «во-вторых» «в-третьих» для большей четкости аргументации.

«Мастерская игрушек»

Продолжать формировать представления о сущности речи-рассуждения, о ее функции. Закрепить знания о структуре рассуждения. Упражнять в умении при обследовании предметов вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов. Учить строить доказательные суждения в развернутой форме.

Учить использовать в качестве объединения смысловых частей рассуждения слова-связки: «потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно», «вот почему» и т.п.

«Чудеса на даче»

Учить строить доказательные суждения в развернутой форме. Показать разные способы доказательства, в частности от противного: «На картине изображена точно не зима, так как…»

Закреплять умение использовать при доказательстве вводно-модальные слова, слова-связки.

Поощрять использование в рассуждении языковых средств уважительного отношения к мнению собеседника «Мне кажется», «Я думаю» и т.п.

МАЙ

«Тайна рыжего кота»

Продолжать учить строить доказательные суждения в развернутой форме. Упражнять в умении при обследовании предметов вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов. Учить для убедительности рассуждения использовать примеры.

Закреплять умение использовать при доказательстве вводно-модальные слова, слова-связки, языковые средства уважительного отношения к мнению собеседника.

«Школьные приключения»

Формировать у детей представления о сущности речи-рассуждения, о функции данного типа речи. Дать понятие о структуре рассуждения: тезис, доказательство, вывод.

Продолжать учить строить доказательные суждения в развернутой форме. Упражнять в умении при обследовании предметов вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов. Закрепить умение для доказательства использовать примеры, доказательство от противного.

Закреплять умение использовать при доказательстве вводно-модальные слова, слова-связки, языковые средства уважительного отношения к мнению собеседника.

«В царстве логики». Итоговое открытое занятие. Обобщение и закрепление знаний детей. Развитие логического мышления и связной речи.

Итоговый мониторинг уровня развития логического мышления, зрительно-моторной координации и речевого развития

Методическое обеспечение программы

В соответствии с психологическими особенностями развития дошкольников программа «Ступеньки логики» представляет собой систему дидактических игр, словесно-логических упражнений, логико-поисковых заданий, интеллектуальных игр и разминок с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, направленных на развитие элементов логического мышления детей.

Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих  отношений. Она позволяет развивать мышление, вскрывая отношения между целями и средствами их достижения, и тем самым расширять опыт ребенка. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее и активнее; в игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками. Педагог выбирает игру, сложность которой соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и его успешное выполнение придадут уверенность в себе, появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. В процессе выполнения этих игр, упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д. Каждый раз ход игры потребует от ребёнка развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание. При проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Наиболее типичные задачи: выделение общих признаков, сравнение, определение понятий, установление отношений между понятиями, классификация по одному, двум, трем признакам, обобщение, нахождение закономерностей, противоположностей и др. Использование на занятиях небылиц, нелепиц помогают развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира - людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы.

Основная форма работы с детьми – занятие-игра, содержание которого объединено общей сюжетной линией.

Активизация детей на занятиях достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации детской деятельности, чередованием коллективных и индивидуальных, словесных и графических игр и упражнений.

Используются игровые методы, мотивационные ситуации:

- путешествие;

- помоги герою (например, Мальчик-с-пальчик может быть освобожден из темницы только при условии, если решит задачу бабы Яги);

- достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся «под замками»; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить);

- решение бытовых вопросов;

- соревнование.

Развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой дети вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, знания входят в жизнь ребенка не как догма, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Постоянное изменение формы вопросов, заданий, стимулирует поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы.

Значительное место в программе занимают кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия и межполушарных связей, синхронизации работы полушарий головного мозга как основы интеллектуального развития дошкольника, и упражнения, развивающие мелкую моторику рук и координацию в системе «глаз-рука».

В ходе игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах, формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия:

  1. Разминка
  2. Введение в игровую ситуацию
  3. Основное содержание
  4. Физминутка
  5. Закрепление материала
  6. Итог занятия.

1. Разминка. В разминку включаются достаточно лёгкие, вызывающие интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, проявление определённого чувства юмора и быстроту реакции. Разминка в виде загадки, стиха, задачи–шутки, считалки позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, настроить детей на продуктивную деятельность.

2. Введение в игровую ситуацию. На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

3. Основное содержание. Основное содержание представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. На данном этапе в ходе дидактической игры педагог организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей.

4. Физминутка (кинезиологические упражнения). Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию межполушарных связей, крупной и мелкой моторики.

5. Закрепление материала. Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию. На этом этапе детям предлагаются игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Это может быть развивающая игра, работа в учебной тетради по теме, графический диктант, рисование, шнуровка, работа с планшетом «Логико-малыш», в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения. Возможно включение дополнительных заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

6. Итог занятия. В завершение педагог совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?» Педагог отмечает: «Смогли помочь, потому что научились... узнали...»

Продолжительность этапов занятия зависит от темпов освоения детьми программного содержания и от дидактических целей занятия.

Методы организации педагогического процесса

Игровые методы и приемы

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, организует и активизирует деятельность детей.

  • дидактическая игра
  • игровая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).
  • манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
  • инсценировка
  • внезапное появление объектов;
  • выполнение воспитателем игровых действий;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • введение элементов соревнования.

Наглядные методы и приемы

  • метод наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование);
  • иллюстративный метод (использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, фотографий, портретов, схем, моделей, таблиц и пр.);
  • демонстрационный метод (показ образца задания, способа действия, показ мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей, просмотр видео).

Словесные методы и приемы

  • беседа;
  • чтение художественных произведений, энциклопедической литературы;
  • вопросы поискового характера;
  • метод предварительной ошибки;
  • игровая мотивация;
  • диалог с игровыми персонажами;
  • объяснение;
  • описание;
  • рассказ педагога, рассказы детей;
  • сказка;
  • уточнение;
  • сравнение;
  • указание;
  • педагогическая оценка.

Практические методы и приемы

  • сравнение;
  • упражнения (устные и графические);
  • манипуляция;
  • исследование;
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструирование;
  • совместная деятельность взрослого с ребенком;
  • самостоятельная деятельность.

Дидактические материалы:

  • демонстрационный и раздаточный материал по темам программы;
  • иллюстративный материал «Играем и учимся»;
  • наборы карточек с заданиями к планшетам «Логико-малыш»;
  • дид. наборы «Математические яйца»;
  • наборы геометрических фигур;
  • логические блоки Дьенеша;
  • настольно-печатные игры для развития логического мышления;
  • различные лото по темам программы;
  • пазлы и разрезные картинки;
  • наборы карточек «Последовательность событий»;
  • игры со шнуровкой;
  • дид. пособие «Времена года (сказочный круг)»;
  • «Чудесный мешочек»;
  • картотека занимательных вопросов, загадок, считалок, задач в стихотворной форме, стихов-шуток, задач-шуток;
  • картотека словесных игр для развития логического мышления;
  • картотека комплексов кинезиологических упражнений;
  • картотека литературного материала;
  • игрушки;
  • фишки.

Материально–технические средства:

  • кабинет для занятий;
  • ПК;
  • телевизор;
  • мультимедийные презентации;
  • планшеты «Логико-малыш»;
  • магнитная доска;
  • тетради;
  • простые и цветные карандаши.

Кадровое обеспечение:

Программа может быть реализована педагогами дошкольного учреждения, имеющими высшее профессиональное образование, обладающими компетентностью в развитии логического мышления дошкольников, включающую:

  • осведомленность о целях, задачах и содержании развития логического мышления детей;
  • понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, обобщения, классификации и др.;
  • знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в деятельности;
  • умение создавать условия для продуктивного продвижения в деятельности по развитию логического мышления.

Литература для педагога:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи / Е. А. Алябьева. - Москва: Сфера, 2010.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся находить противоположности: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. Возраста / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977.
  5. Бортникова Е.Ф. Учимся сравнивать (для детей 5-6 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2015.
  6. Васильева Н.Н. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
  8. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л. Логика. Проверяем готовность к школе. - М.: РОСМЭН, 2016.
  9. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. Энциклопедия развивающих игр: игры и истории на развитие сообразительности для детей 6-8 лет. – М.: Илекса, 2004.
  10. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.
  11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
  12. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  13. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-Семицветик». – Спб.: Речь , 2005.
  14. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  15. Мальцева И.В. Логика для дошкольников. Аналогии: устанавливаем и применяем правила. – М.: Клевер Медиа Групп, 2015.
  16. Мальцева И.В. Логика для дошкольников. Классификации. Анализируем и сравниваем. – М.: Клевер Медиа Групп, 2015.
  17. Мальцева И.В. Логика для дошкольников. Обобщения: находим общие признаки. – М.: Клевер Медиа Групп, 2015.
  18. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008.
  19. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 4 (1-2) / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Издательство «Ювента», 2014.
  20. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1-2) / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Издательство «Ювента», 2014.
  21. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008.
  22. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  23. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать / Ю.Г. Тамберг. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  24. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  25. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  26. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом для дошкольника. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Книголюб, 2005.
  27. Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. Для детей 4-7 лет: тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2015.
  28. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
  29. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005
  30. Федин С.Н. Учимся думать и придумывать. Занимательные задания для детей 5-8 лет. – М.: Школьная пресса, 2017.
  31. Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. М.: РОСТкнига, 2003.
  32. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.; Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.

Литература, рекомендуемая детям и родителям:

  1. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе М., Вентана-Граф, 2001.
  2. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л. Логика. Проверяем готовность к школе. - М.: РОСМЭН, 2016.
  3. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. Игры и истории на развитие сообразительности для детей 6-8 лет. Серия «Энциклопедия развивающих игр». – М.: Илекса, 2004.
  4. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать / Ю.Г. Тамберг. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  5. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом для дошкольника. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Книголюб, 2005.
  6. Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. Для детей 4-7 лет: тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2015.
  7. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
  8. Федин С.Н. Большая книга для развития логики малыша. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  9. Федин С.Н. Учимся думать и придумывать. Занимательные задания для детей 5-8 лет. – М.: Школьная пресса, 2017.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад № 116»

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

к программе «Ступеньки логики»

Начат 30.05.2017                                                                               Окончен ___________

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи / Е. А. Алябьева. - Москва: Сфера, 2010.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся находить противоположности: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. Возраста / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для родителей и педагогов. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Бортникова Е.Ф. Учимся сравнивать (для детей 5-6 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2015.
  6. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
  7. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л. Логика. Проверяем готовность к школе. - М.: РОСМЭН, 2016.
  8. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. Энциклопедия развивающих игр: игры и истории на развитие сообразительности для детей 6-8 лет. – М.: Илекса, 2004.
  9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Кралина М.В. Логика. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… Екатеринбург, У-Фактория, 2000 г.
  11. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  12. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008.
  13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 4 (1-2) / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Издательство «Ювента», 2014.
  14. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1-2) / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Издательство «Ювента», 2014.
  15. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008.
  16. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  17. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  18. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  19. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом для дошкольника. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Книголюб, 2005.
  20. Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. Для детей 4-7 лет: тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2015.
  21. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
  22. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.; Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.