Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_3.docx | 7.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Гендерные аспекты речевого развития детей
дошкольного возраста»
В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий. Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим гендерным особенностям.
ольшое значение в развитии речи имеет формирование полушарий головного мозга. В наше время быстро развивается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Согласно этому направлению биологические и генетические факторы, закладывающиеся еще до рождения ребенка, заключают в себе индивидуальные особенности функционирования межполушарной асимметрии мозга. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман утверждают мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает иначе.
Мозолистое тело, которое соединяет левое и правое полушарие у мальчиков тоньше. Мальчикам сложнее сопоставить информацию, обрабатываемую левым и правым полушарием в отдельности т.к. левое и правое полушария избирательно включаются в мыслительные процессы. Мозолистое тело у мальчиков развивается до восьми с половиной лет, у девочек до семи. Лобные области мозга, отвечающие за контроль поведения и за планирование деятельности, развиваются у мальчиков также позднее. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.
Следовательно, девочки в семь лет в большей степени готовы к обучению, чем мальчики, у которых мозг «созревает» для полноценной учебы только к восьми годам. Это объясняется различиями в способах усвоения и переработки информации, познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпах развития внимания; типов адаптивных реакций организма; типах эмоциональной активности при формировании позитивной и негативной оценки своих поступков и их качества результатов.
Основные различия организации мозга мальчиков и девочек заключаются в следующем:
1. Отличия проявляются на начальных этапах формирования центральной нервной системы. Уже при рождении девочки более развиты (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики позднее начинают ходить и разговаривать по сравнению с девочками. К подростковому возрасту, эта разница достигает примерно двух лет. Интеллект, как и речь у девочек в детстве развиваются быстрее к двадцати годам уровень интеллекта мужчин и женщин сравнивается.
2. Скорость созревания мозга различна: у девочек правое полушарие созревает медленнее, у мальчиков медленнее созревает левое. Это объясняет лучшее речевое развитие девочек до 10 лет, а также их способность к более успешному решению логических заданий и запоминанию цифр.
3. Число нервных волокон соединяющих два полушария у девочек больше, чем у мальчиков. Выполнение нескольких дел для мальчиков в одно время затруднительно.
4. При обработке словесной информации девочки пользуются обоими полушариями, а мальчики преимущественно левым полушарием.
5. У мальчиков более активен передний мозг, его лобные структуры, это объясняет большую избирательность восприятия. Поэтому мальчики отличаются высокой поисковой активностью, творческим мышлением что, способствует самореализации. При этом требования к качеству, аккуратности и тщательности выполнения работы у них не велики.
6. Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется разной стратегией мышления, но результат почти совпадает.
7. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек детализированное.
8. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике), т.к. у них меньше развита пространственно-зрительная память.
9. Девочки меньше ориентированы на информацию, а мальчики на отношения между людьми.
10. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. В совместных занятиях, когда мальчик достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать.
11. Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делаю левой рукой.
12. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они произвели впечатление.
Все это ни в коем случае не означает, что мальчики далее не догонят девочек. Непременно догонят, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению. Воспитывая детей разных полов, полезно понимать некоторые особенности, связанные с небольшими различиями в процессе развития речи. Например, отличаются преимущественные способы накопления словарного запаса. Девочки (в среднем) склонны словарный запас «расширять», а мальчики – «углублять». Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают речь немного по-разному. Поэтому ругать мальчиков и девочек имеет смысл по-разному. Мальчиков надо ругать конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Внятно и не распыляясь, иначе на третьей минуте он «уйдет в себя», и вы будете наслаждаться монологом в пустом театре. Девочек можно ругать гораздо дольше, но – важно! – тихим и спокойным голосом.
В беседу мальчики и девочки тоже вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить на него конкретный ответ. Девочки, нередко, - просто чтобы установить контакт с собеседником.
Ко всем этим особенностям нужно относиться способом «от обратного»: стараться их сгладить. Помогать ребенку там, где его пол «отстает», и не слишком «давить» на сильные стороны.
В логопедическом пункте логоупражнения можно проводить с учетом гендерного подхода. Допустим, использовать артикуляционную гимнастику для мальчиков (например, комплекс упражнений «Путешествие на машине») и отдельно для девочек (например, комплекс упражнений «Золушка»). Для того чтобы повысить интерес девочек к выполнению сложных и рутинных упражнений, превратить каждодневные тренировки в веселое увлекательное путешествие по сказке. Яркие, интересные картинки, сопровождаются простыми и понятными двустишиями. Мальчики на специальных занятиях становятся активными, у них появляется интерес к усвоению нового материала. Данные упражнения способствуют развитию внимания, сосредоточенности.
Используя разнообразные творческие задания, новые подходы к логопедическим упражнениям, повышается интерес детей к логопедическим занятиям. Для детей упражнения по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у мальчиков с нарушениями речи более неустойчивое внимание, усталость, чем у девочек.
Когда работа по автоматизации звуков достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах, можно значительно разнообразить занятия, используя мотивационные игры с картинным материалом. Например, логопедическая игра для мальчиков на автоматизацию звука «Ш» в словах «Загони грузовые (легковые) машины в гараж», логопедическая игра для девочек на автоматизацию звука «Р» в словах «Подари кукле подарки».
Дидактические игры для мальчиков и девочек помогают быстрее закрепить поставленный звук в речи, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными, с учетом гендерного подхода.
Таким образом, проблема развития речи у мальчиков и девочек достаточно актуальна. В процессе воспитания и обучения особенностям развития речи мальчиков и девочек уделяется недостаточное внимание. Знание гендерных особенностях развития речи позволяется правильно распределять нагрузку и развивать слабые стороны ребенка, опираясь на сильные.