Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи

Берлянчик Оксана Сергеевна

Цель: сформировать умение подбирать задания для развития высших психических функций при нарушениях речи; составлять конспекты психокоррекционных занятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи

Цель: сформировать умение подбирать задания для развития высших психических функций при нарушениях речи; составлять конспекты психокоррекционных занятий.

Развитие восприятия

1.«Угадай, кто зовёт»

 (Развитие слухового восприятия,5-7 лет)

Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт.

2. « Узнай предмет»

 (Развитие тактильного восприятия, 5-7 лет)

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушку, кубик, шарик,... . Задание ребёнку: «Определи на ощупь, что это за вещи. Скажи, на что это похоже». Если в игре участвует несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго ( или всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

3. «Разрезанные изображения»

(Развитие восприятия,6-8 лет)

Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

Варианты: предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

Развитие воображения

1.«Для чего это нужно» - «Похвали предмет».

(7-10 лет)

Передавая по кругу предмет, все делятся своими мыслями о важности данного предмета. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

2.«Перевёртыши» 

(6 – 7 лет)

Цель: Развивать умение подчинять своё воображение задаче, находить разнее варианты решения.

Оборудование. Одинаковые листочки бумаги, на каждом из которых нарисована фигурка. Для одного раза это могут быть по 4 листочка, где одна и та же фигурка нарисована в разных положениях (перевернута).

Ход игры. В игре участвуют двое детей. Каждая фигурка должна быть расположена так, чтобы вокруг неё осталось место для дорисовывания. Каждый ребёнок должен дорисовать свои фигурки. Необходимо обратить внимание детей на то, что все рисунки должны быть разными и как можно полнее и интереснее. За один раз можно дорисовать 1-2 набора.

3.«Игра закончи предложение»

(6-10 лет)

Бросая мяч, ведущий начинает предложение, а участники, сидящие в кругу – заканчивают его.

Развитие памяти

1."Опиши игрушку!"

(Развить непроизвольную образную память, 5-7 лет) 

Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

2. «Развиваем ассоциативную память».

(8-10 лет)

Напишите к словам определения, не забывая, что русский язык - самый богатый язык в мире. Он дает возможность точно и красиво описать любое явление.

Например, утро может быть ранним, туманным, свежим, солнечным, ненастным, долгожданным... Помните, что ни одно определение у вас не должно повторяться.

КУКЛА - МАМА - РЕКА - ДЕРЕВО - ДРУГ - КОНВЕРТ - ИГРУШКА - СУП - СТОЛ - ДОМ - ПИСЬМО - НЕБО - А теперь давайте проверим, сможете ли вы, не подсматривая, написать исходное слово около определения.

3. «Гуляем по саду»

 (Развивать зрительную память и наблюдательность 5-7 лет)

 Гуляя с ребёнком по саду, обратить его внимание на то что можно увидеть в саду, какие деревья, кустарники, овощи.

Задание 1. Попросите ребёнка перечислить эти растения.

Задание 2. Покажите ребёнку карточки с различными растениями и попросите его выбрать картинки тех растений, которые он знает.

Задание 3. Уберите карточки и попросите ребёнка перечислить растения в том порядке, в котором он их называл.

Развитие мышления

1.«Третий лишний»

( классифицировать предметы по признакам,4-6 лет).

Называем три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

2.«Разложи карточки»

(Развитие логического мышления, 4-7лет)

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

3.«Чем похожи и чем отличаются?»

(Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи, 4-7 лет)

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Развитие речи

1.«Картина — корзина»

(Находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию,6-7 лет)

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)
— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).
— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

2. «Составь описание»

(Описывать предмет, называя его признаки, качества, действия,6-7 лет)

Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

3.«Родственные слова» 

(Развивать у детей понятие родственных слов. 6-7 лет)

Упражнять в словообразовании.

Материал. Мяч.

Ход игры. Педагог, поочерёдно бросает мяч детям, просит их назвать родственные слова к произнесённому слову.

Например:

- Берёза. – Берёзонька, берёзка, берёзовый, подберёзовик.

- Осина. – Осинка, осиновый, подосиновик.

- Дуб. – Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

- Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Развитие внимания

1.«Запрещенные движения»

(Формировать собранность внимания,6-7 лет)

Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

2.«Не пропусти профессию»

(Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора, 6-7 лет)

Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,

АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,

СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,

ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,

УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,

ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,

ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,

БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,

ВОСПИТАТЕЛЬ, ШУТКА, СОЛНЦЕ

3. «Зеваки»

(Развитие произвольного внимания, 6-7 лет)

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.

План - конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

для детей 9 лет 2 класс (1 вариант) школа 8 вида с диагнозом ОНР.

Тема «Дружба крепнет с каждым днем!»

(интеграция с уроком чтения)

Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в классе, сплочение детского коллектива.

Задачи:

1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба».

2. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе.

3. Учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл, чувствовать интонацию, ритм; формировать навык грамотного, выразительного чтения; побуждать учащихся в свободное время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

4. Познакомить детей с правилами дружеских отношений.

5. Развивать коммуникативные навыки и умения.

6. Развитие речевого дыхания у детей 

7. Развивать все компоненты речи с учетом программного материала.

8.  Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

9. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в команде.

Материалы: Картинки с изображением грустного и веселого лица, картинки мишки, зайки, ежа, качелей, карандаши, рукавички вырезанные из бумаги (по количеству детей), слайды, аудиозапись.

Ход занятия

1.  Вводная часть:

Дети сидят за партами.

 Добрый день, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга, повернитесь к соседу, прикоснитесь кончиками пальцев обеих рук к пальцам сидящего рядом, улыбнитесь (цель: снятие напряжения, создать положительный эмоциональный климат). «Всем, всем добрый день!».

 «Дыхательная гимнастика».

Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

2.  Основная часть:

-Посмотрите на доску (слайды и тихо звучит музыка «с голубого ручейка…»). Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Тема …(слайд)

  • Как вы думаете, что такое дружба? Объясни, что такое дружба?
  • Есть ли у вас друзья? Расскажи о друге, используя слова…

 (цель: развивать словарь детей по данной теме, активизировать в речи прилагательные - настоящий, верный, лучший, близкий, надежный…).  Начни так: «Моего друга зовут…Он добрый…Мы любим с ним…»

  • Зачем нам нужны друзья?
  • Каким должен быть настоящий друг?

Кто еще, кроме ваших сверстников (ребят) может быть другом?  (мама, папа, собака, кошка…)

Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Давайте придумаем слова из букв, которые есть в слове «Дружба» (цель: закрепление навыков звуко - буквенного анализа слова, развитие умения составлять из букв слова, внимания, памяти, логического мышления). Д-доброта, р-радость, у- уважение …

Подберите слова-родственники к слову «дружба» (цель: продолжить знакомство со словами – родственниками).

Педагог показывает детям 2 картинки (на одной грустное лицо, на другой веселое, задаёт детям вопросы (цель: закрепить умение различать эмоций):

  • Ребята, посмотрите, одинаковые ли эти человечки? Чем они отличаются?
  • Какое у вас сегодня настроение?
  • Почему вам радостно, весело?
  • Как вы думаете, у какого из этих человечков много друзей?
  • Почему вы так думаете?

Правильно, у человечка хорошее настроение, потому что у него много друзей. Поэтому он улыбается.  

Педагог ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать на каждую фразу нужное движение (артикуляционная гимнастика)

— Улыбка (вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность)

— Хоботок (вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность)

— Улыбка-хоботок (укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ, развивать произвольное внимание).

         Молодцы! Какие счастливые лица у вас были при выполнении задания!

Изучая тему: «Так нельзя, так можно» вы познакомились с произведением «Праздничный стол» … (цель: развивать чувство коллективизма) (вопросы по тексту на стр. 113)

Динамическая пауза «Если есть хороший друг» (слайд)

Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки)

Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком)

Если есть хороший друг (хлопают в ладоши)

С делом справимся вдвоем (берутся за руки)

С облегчением вздохнем (вздыхают)

Настроение поднимаем (поднимают руки вверх)

И от пыли отряхнем (отряхиваются от пыли, улыбаются друг другу).

Мы с вами продолжаем играть, а в играх всегда есть правила. Мы будет открывать для себя Правила Дружбы.

Откроем учебник на стр.115 «Мы ссорились, мирились…»

1.С каким настроением будем читать?

2. С чего начинается дружба?

3. Как удалось подружиться?

  • Ребята, а как вы думаете, ссориться с другом – это хорошо или плохо?
  • Почему плохо ссориться?

Какое  первое правило дружбы? (слайд) Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

         - В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. 

-Предлагаю вам посмотреть слайды с пословицами (цель игры: тренировка ребенка в исправлении деформированной фразы, развитие связной речи, внимания, памяти, мышления). (Человек без друзей, что дерево без корней. Нет друга ищи, а нашел – береги. Помощь хороша делами, а не словами. Сам погибай, а товарища выручай). Они все перепутались, давайте их правильно составим. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

-Я расскажу историю с весёлым, добрым концом (слайд).

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

Мы ведь с тобою Ёжик друзья».

- Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Дети: Уступать, делиться.

- Какое второе правило дружбы?: Уметь договариваться. Умей уступать. Ребята, а когда вы уступаете своим друзьям?

Дети: (ответы детей)

-Послушайте другую историю (слайд).

Нес однажды Зайка ловкий

Корзину полную морковки.

Была корзина не мала,

Очень – очень тяжела.

Ему навстречу Мишка шёл.

Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».

«Сам неси свою корзину,

Я пошел искать малину».

- Как – бы в этой ситуации поступил друг?

Дети: Помог бы.

-Какое третье правило дружбы?Помогай другу (слайд)

Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете?

-Вот такие простые правила и, если мы их запомним, то у нас будет много добрых и верных друзей.

-Давайте еще раз вспомним как звучат правила дружбы (слайд)

Дети: 1. Не ссориться с друзьями, играть дружно.

2. Уметь договариваться, уступать, делиться.

3. Помогать другу.

К этим правилам можно добавить еще несколько и это мы сделаем в следующий раз.

Упражнение «Рукавичка» (цель: формирование доверительного отношения к окружающим)

-Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры). После того как каждая пара рукавичек встретиться, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись песни про дружбу).

3. Заключение (Рефлексия)

Вот и подошло к концу наше занятие. Какое задание вам понравилось? Какое запомнилось больше всего? Что нужно сделать, чтобы дружба была крепче? (слайд)

 Ребята дружба начинается с улыбки. Попрощаемся мы сегодня с вами улыбкой. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь. Желаю вам верных друзей, настоящей долгой дружбы. Всем спасибо!