ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

Мурашкин Дмитрий Анатольевич

Оценка результатов внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 студента 42 группы Мурашкин ДА

 

 

 

 

 

2020 год 

В практике реализации Федерального государственного образовательного стандарта мы сталкиваемся с различными вопросами, требующими особого внимания и специальной подготовки учителя начальных классов. Один из таких важных аспектов при введении ФГОС является оценка результатов внеурочной деятельности.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности должна происходить на трех уровнях:

• представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);

• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:

  • комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметных, личностных  и предметных результатов);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  оценки достижений обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций организации системы внеурочной деятельности;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации программы при интерпретации результатов педагогических измерений.  

Однако, учитель в своей работе сталкивается с отсутствием чёткого инструментария для такой оценки, с отсутствием потребности  различных школьных «институтов» в результатах такой оценки, с отсутствием «границ» в самой оценке достижений результатов внеурочной деятельности.

Формы представления таких результатов обычно определяются локальными актами учебного заведения. Есть такой раздел и в ООП НОО МОУ лицей.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Нам представляется, что в практике работы МОУ лицей, есть необходимость и возможность проведения мониторинга эффективности внеурочной деятельности. Опыт нашей работы по этому вопросу был обобщён на школьном методическом объединении учителей начальных классов МОУ лицей и одобрен педагогами.

Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности.

Задачи мониторинга:

  • получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в лицее;
  • отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов,  изучение и представление опыта работы их руководителей;
  • организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;
  •  подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;
  • подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

Основные принципы организации и проведения мониторинга:

  • использование информационных данных и системы мониторинговых показателей, наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;
  • осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации;
  • взаимосвязь мониторинговых исследований на всех уровнях.

Критериии мониторинговых исследований:

  • личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);
  • сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения (благоприятный психологический         микроклимат, сплоченность коллектива, высокий   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений,   развитость   самоуправления,   наличие традиций и т.п.);
  • качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы:

  • рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
  • удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;
  • востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;
  • расширение познавательных интересов, образовательных запросов  обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;
  • положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях системы дополнительного образования школьного/ городского/всероссийского уровней;
  • положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного /городского/всероссийского уровней;
  •  успешность участия школьников в  проектах различного уровня  (победители в  %  к общему количеству школьников);
  • расширение спектра образовательных программ  внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционнный характер их содержания;
  • повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых  внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;  
  • расширение социально-педагогического партнерства;
  • общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения,  благодарности и т.п.);
  • расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения  внеурочной деятельности лицея;
  • сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.

Для  оценки эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности мы  предлагаем использовать карту достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Конечно, в этой карте мы использовали опыт наших коллег. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценки  результатов внеурочной деятельности

 

Система оценки результатов

Индивидуальная  оценка

Коллективный результат

Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности

Основные функции оценки

Диагностирующая

Диагностирующая и корректирующая

Диагностирующая и контролирующая

Форма предоставления результатов

результатов

Портфолио

 

Творческий отчет / презентация и пр.

Карта достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления).  Оценка проекта.

Содержание

  • Оценка освоения программы внеурочной деятельности (педагог).
  • Участие в мероприятиях различного уровня.
  • Дипломы, сертификаты, награды и пр.
  • Самоанализ
  • Другое.
  • Продукт совместной деятельности / проекта.
  • Внешняя экспертиза коллективного творчества
  • Награды, сертификаты, поощрения.
  • Материалы рефлексии
  • Индивидуальные результаты в рамках одного направления (заместители директора по УВР и ВР)

 

Этапы диагностики

Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики)

В конце года или отчетного периода.

В конце года.

По окончании мультипроекта.

 

Формы оценивания

Персонифицированная и не персонифицированная

Не персонифицированная

Не персонифицированная

Инструменты оценивания

Критерии оценки портфолио

(Положение о портфолио)

Критерии оценки продуктов деятельности (Положение о предоставлении отчета коллективной деятельности группы обучающихся в рамках одного направления)

Технологическая карта оценки эффективности (Положение).

Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности)

 

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит и на любом внеурочном занятии. Приведём пример одного из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы». Тема занятия «Игра «Созвездие умников»

 3 класс

 

Технологическая карта урока

Тема

Игра «Созвездие умников».

Цель

Развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих заданий.

Задачи

1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

Формируемые УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

  •  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

 

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организационный момент. Настрой на деятельность

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ум, разум, сноровку и дружбу.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на созвездие умников. Что мы с вами можем взять в дорогу вы узнаете услышав следующее стихотворение.

Здравствуй, Разум!

Здравствуй, Ум!

Как здоровье?

Справно, кум!

Что слыхать, какие вести?

Ум да Разум нынче в чести

С нами дружбу поведешь-

Так нигде не пропадешь

Ум тебя согреет в стужу,

Разум даст обед и ужин.

Со сноровкой и охотой

Справимся с любой работой.

- Так что нам нужно в дорогу?

 

 

II.  «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

Цель. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.

Показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

Итак, ребята, вы разделились на 2 команды, и я вам желаю победы. Чтобы победить, выполним «Мозговую гимнастику».

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

 

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

 

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

 

4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

 

5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

 

III.  Разминка (3-5 минут)

Цель. Создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.

 

Организует самостоятельную работу.

Отвечают на вопросы.

- Настроились вы хорошо и 1 тур нашей игры называется   Разминка.

1. Чудо-птица, алый хвост,  

Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)

2. В дверь, в окно стучать не будет, а войдёт и всех разбудит. (Солнце)

3. В  космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…
(Комета)

4. Рассыпалось ночью зерно,

 А утром – нет ничего. (звёзды)

5. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

(Большая Медведица или Малая Медведица).

6. Ни начала, ни конца,

ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад и стар,

что она – большущий шар. (Земля)

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  • Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

 Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение.

 

IV. Тренировка зрительной памяти (10 минут)

Цель. Развитие зрительной памяти, углубление знаний детей.

 

Смотрят на слайд 15 секунд, после чего экран гаснет. Задает вопросы.

Смотрят на слайд, запоминают предложенную картинку отвечают на вопросы. По одному вопросу каждой команде.

- Наше путешествие продолжается и

2 тур называется «Запоминайка».  Слайд 1.

- сколько предметов на экране?(3)

- сколько лепестков у ромашки?(5)

- сколько окон в доме?(3)

- под какой картинкой цифра 3?(бабочка)

 

Регулятивные УУД: 

  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор   информации.
  • Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

V.  Коррегирующая гимнастика для глаз

Цель.

Профилактика нарушений зрения.

 

Развитие двигательной активности ребенка.

 

 

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным.

 

1.   Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

2. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.

3. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.

4. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем положение рук.

5. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу, а правой рукой делайте круговые движения по животу.

 

VI.Логически-поисковые задания (10 минут)

Цель.

Развитие гибкости мышления.

 

Диктует направления человечка. Работа с палочками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подобрать пару слов.

Без помощи рук, лишь следя глазами отслеживают путь человечка. Работа с палочками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят пары слов. Ходят собирают слова.

-Итак 3 тур- «Заниматика».

1. Графический диктант. Посмотрите на квадрат, в одной из клеточек находится улыбка. Я буду вам рассказывать, как она двигается. А вы без помощи рук, лишь следя глазами попытайтесь отследить её путь. Каждый раз она будет начинать свое движение из исходной клетки.

Путь 1. Одна клетка- вверх, одна-влево, одна-вверх, три-вправо, две –вниз, одна –влево, одна- вниз, одна-влево. Ставим цифру 1.

Путь 2. Одна- вниз, одна –вправо, две-вверх, две-вправо, одна-влево, две-вниз, одна –влево. Ставим цифру 2.

Путь 3. Одна- вправо, одна-вниз, одна-вправо, три-вверх, одна-влево, одна-вниз, одна-влево, одна-вверх, одна-вправо, одна-вниз. Ставим цифру 3.

Игра с палочками.

Составьте с помощью 5 палочек два одинаковых треугольника.

-Составьте с помощью 7 палочек два одинаковых квадрата. Слайд 2-3

 4 тур- Отвечайка.

Обратите внимание по классу развешаны слова. Найдите пары слов. Соберите их.

 Познавательные УУД:

 

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя рабочую тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной  работы группы.

 

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

 

- Сколько звездочек у каждой команды? Ребята а какое созвездие состоит из такого количества звезд? (большая медведица). Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями.

 

  Личностные УУД:

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

 

 

 

Материально-техническое оборудование

1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2010.

2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Рабочая тетрадь, 3 класс. – М.: Росткнига, 2010.

3. Интерактивная доска.

4. АРМ учителя.