Индивидуальная образовательная программа по обществознанию для одаренных детей
Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная программа по обществознанию для одаренных детей
Бикташева Джамиля
Пояснительная записка
Актуальность разработки программы
Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, края и государства в целом.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Под одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети: 1.имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления; 2. имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность; 3. испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.
С точки зрения психологов процент одаренных с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Основная цель курса:
создание системы деятельности педагога для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся по обществознанию, развития одаренности.
Задачи курса:
- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
- реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с повышенным уровнем интереса к математике;
- активизировать интеллектуальные качества обучающихся в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создать оптимальные условия для выявления поддержки и развития одаренных детей по обществознанию;
- совершенствовать систему подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- внедрять в учебно-воспитательный процесс все виды и формы творческой самореализации, нестандартности научного мышления учащихся;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
- поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, концерты, праздники).
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуальный подход к учащимся на уроках;
- использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
- проведение учителем нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися; подготовка их к олимпиадам, интеллектуальным играм, проведение учителем консультаций по возникшим вопросам;
- участие в олимпиадах по обществознанию школьного, муниципального, районного, республиканского и всероссийского уровня.
Формы занятий.
Существуют такие формы занятий с одарёнными детьми:
- урок – обсуждение,
- практическое занятие,
- интеллектуальные игры и марафоны,
- конкурсы, фестивали, олимпиады,
- творческие конкурсы,
- предметные недели,
- исследовательская деятельность,
- индивидуальные и коллективные проекты и др.
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Ожидаемые конечные результаты:
• Формирование системы работы с одаренными учащимися.
• Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
• Повышение квалификации педагогов.
Формы контроля.
Индивидуальное домашнее задание, консультация, мини – олимпиады.
Индивидуальная образовательная программа по обществознанию
Участники: одарённые дети по обществознанию Бикташева Джамиля.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
Содержательный уровень представлен двумя модулям: «Человек и общество» и «Государство», которые не выделены в отдельные разделы, так как переплетаются между собой основным содержанием олимпиадных заданий. Реализуются через формирование умений комбинировать, анализировать, планировать и рассуждать.
Способность комбинировать проявляется в возможности создавать разные сочетания предметов или их элементов. Чем лучше развита у ребенка эта способность, тем он больше составит сочетаний из данных, приведенных в условиях задачи, более планомерно и упорядоченно проводит комбинирование данных.
Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, в умении вычленять в предмете конкретные особенности. Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность планировать проявляется у ребенка в его возможности намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели. Ребенку можно предложить рассказать, как он будет срисовывать какое-нибудь изображение. По тем действиям, которые ребенок будет предпринимать, в каком порядке их осуществлять во время рисования, можно судить о том, как он планирует свои шаги для достижения требуемого результата. Способность планировать при этом проявляется в последовательности действий: какие будут выполняться раньше, какие позже..
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. При решении задачи способность рассуждать проявляется в понимании отношений между данными. Чем лучше у ребенка развита эта способность, тем ему легче выполнить сложное умозаключение, тем реже он допускает логические ошибки и противоречия в рассуждении.
Специальные задания, которые систематизированы в методических материалах, формируют приемы рационального запоминания, развивают абстрактное мышление, пространственное воображение, тренируют внимание, приучают детей быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом, способствуют воспитанию творческой личности. Эти занятия побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Чтобы выполнить задание, ученик учится делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявляет закономерности, учится фантазировать. Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. На занятии, где используется данный материал, у ребенка больше возможности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Структура проведения занятия
Содержание программы реализуется через систему занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в 8 классе с целью организации системной работы по развитию интеллектуальных способностей, коммуникативных умений и мотивационной сферы учащихся, работа по подготовке учеников к участию в марафонах, олимпиадах городского уровня.
Планирую в течение 2018-2019 года проводить поддержку и развитие способностей одаренных детей через:
• целенаправленную подготовку к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям (подбор заданий повышенного уровня сложности, нестандартные задания)
• беседа с родителями одаренных детей о создании условий в семье для успешного развития детей;
• участие в олимпиадах, предметных неделях, конкурсах, проводимых в школе;
• участие в конкурсах по предмету, во всероссийских дистанционных олимпиадах и других;
• создание мониторинга результативности работы с одаренными детьми.
Содержание программы
В предлагаемой методике работы с одаренными детьми по общетвознанию главной задачей является раскрытие принципов действия, решение задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему. Для осуществления технологического процесса при данном подходе к обучению необходима строгая логика построения учебного содержания. Для его наполнения отбирались задания, которые, во-первых, не могли быть использованы на уроках в рамках учебного курса обществознания:
а) задания, выходящие за рамки изучаемых понятий по годам обучения, но возможность нахождения способов их решения прогнозируется исходя из зоны ближайшего развития продвинутых детей;
б) задания, требующие нестандартного подхода к их решению;
Модуль 1 «Человек и общество»
Тема: Человек, индивид. Личность
Деятельность в жизни человека
Отличия человека от животного
Общество как система
Общество как динамически развитая система
Развитие общества
Типы общества
Глобализация
Глобальные проблемы экологии
Модуль 2. «Государство»
Тема: Теории происхождения государства
Понятие «государство»
Признаки государства
Функции государства
Форма государства
Форма правления
Форма государственного устройства
Политический режим
Принцип разделения властей
Органы государственной власти
Полномочия органов государственной власти
Судебная система
В помощь при подготовке к олимпиаде по обществознанию
Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий в режиме прямого применения или в измененном виде, или быть основой для создания собственных заданий муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.
1. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2014.
2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2015. - Козленко С.И., Козленко И.В. 3. 3. 3.Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2015 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2015.
4. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып.1 – М.: Просвещение, 2014.
5. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2015.
* * *
http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ
http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ
http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные
стандарты и многое другое.
http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.
http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология,
менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том
числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам
исторического пути России.
http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова
http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте
размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и
культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы
http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями)
http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору по истории,
обществознанию, экономике
http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция «Региональная экономика
и управление»
http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь»
http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по социологии
http://www.isn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества
http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии,
социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература
http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии
http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология, управление»
http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология:
Учебник. М.: Юрист, 2002
http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России»
http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/ - электронная версия книги «Политология». Курс
лекций. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995
http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии: Учебное
пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. Издание включает
учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, структурно-
логические схемы и таблицы, обучающие игры, вопросы для контроля и самоконтроля,
тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов, также политологический словарь-справочник
http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий» представляет
новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы
http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150060 – раздел «Обществознание» «Я
иду на урок истории» создан на основе материалов газеты «Первое сентября»
http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под оед. В.В. Ванчугова «История
мировых цивилизаций»
http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А. Бородиной
«Культурология»
http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова
http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте
размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и
культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы
http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке
http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты
и др.
http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги Ненашева М.И.,
Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции по русской философии XIX-XX
вв. – Киров: ВГГУ, 2002
http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии