Индивидуальная образовательная программа по обществознанию для одаренных детей

Теребенина Алёна Владимировна

 Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

       Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа по обществознанию для одаренных детей

Бикташева Джамиля

Пояснительная записка

Актуальность разработки программы

 Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

       Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

      Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал города, края и государства в целом.

     Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

     Под  одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.    

     Одарённые дети:                                                                                                                 1.имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;                                                                                                                                               2. имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;                             3. испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.                                                  

       Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.

   С точки зрения психологов процент одаренных  с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Основная цель курса: 

создание системы деятельности педагога  для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся по обществознанию, развития одаренности.

Задачи курса:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
  • реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с повышенным уровнем интереса к математике;
  • активизировать интеллектуальные качества обучающихся в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • создать оптимальные условия для выявления поддержки и развития одаренных детей по обществознанию;
  • совершенствовать систему подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  • внедрять в учебно-воспитательный процесс все виды и формы творческой самореализации, нестандартности научного мышления учащихся;
  • проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
  • поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, концерты, праздники).

Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальный подход к учащимся на уроках;
  • использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
  • проведение учителем нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися; подготовка их к олимпиадам, интеллектуальным играм, проведение учителем консультаций по возникшим вопросам;
  • участие в олимпиадах по обществознанию школьного, муниципального, районного, республиканского и всероссийского уровня.

Формы занятий.

Существуют такие формы занятий с одарёнными детьми:

  • урок – обсуждение,
  • практическое занятие,
  •  интеллектуальные игры и марафоны,
  • конкурсы, фестивали, олимпиады,
  • творческие конкурсы,
  • предметные недели,
  • исследовательская деятельность,
  • индивидуальные и коллективные проекты и др.

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Ожидаемые конечные результаты:

• Формирование системы работы с одаренными учащимися.

• Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

• Повышение квалификации педагогов.

Формы контроля.

Индивидуальное домашнее задание, консультация, мини – олимпиады.         

Индивидуальная образовательная программа по обществознанию

Участники: одарённые дети по обществознанию Бикташева Джамиля.

Стратегия работы с одаренными детьми

        Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

        Содержательный уровень представлен двумя модулям: «Человек и общество» и «Государство», которые не выделены в отдельные разделы, так как переплетаются между собой основным содержанием олимпиадных заданий. Реализуются через формирование умений комбинировать, анализировать, планировать и рассуждать.

       Способность комбинировать проявляется в возможности создавать разные сочетания предметов или их элементов. Чем лучше развита у ребенка эта способность, тем он больше составит сочетаний из данных, приведенных в условиях задачи, более планомерно и упорядоченно проводит комбинирование данных.

        Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, в умении вычленять в предмете конкретные особенности. Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.      Способность планировать проявляется у ребенка в его возможности намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели. Ребенку можно предложить рассказать, как он будет срисовывать какое-нибудь изображение. По тем действиям, которые ребенок будет предпринимать, в каком порядке их осуществлять во время рисования, можно судить о том, как он планирует свои шаги для достижения требуемого результата. Способность планировать при этом проявляется в последовательности действий: какие будут выполняться раньше, какие позже..

        Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. При решении задачи способность рассуждать проявляется в понимании отношений между данными. Чем лучше у ребенка развита эта способность, тем ему легче выполнить сложное умозаключение, тем реже он допускает логические ошибки и противоречия в рассуждении.

       Специальные задания, которые систематизированы в методических материалах, формируют приемы рационального запоминания, развивают абстрактное мышление, пространственное воображение, тренируют внимание, приучают детей быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом, способствуют воспитанию творческой личности. Эти занятия побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.           Чтобы выполнить задание, ученик учится делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявляет закономерности, учится фантазировать. Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. На занятии, где используется данный материал, у ребенка больше возможности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Структура проведения занятия

      Содержание программы реализуется через систему занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в 8 классе с целью организации системной работы по развитию интеллектуальных способностей, коммуникативных умений и мотивационной сферы учащихся, работа по подготовке учеников к участию в марафонах, олимпиадах городского уровня.

         Планирую в течение 2018-2019 года проводить поддержку и развитие способностей одаренных детей  через:

• целенаправленную подготовку к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям (подбор заданий повышенного уровня сложности, нестандартные задания)

• беседа с родителями одаренных детей о создании условий в семье для успешного развития детей;

• участие в олимпиадах, предметных неделях, конкурсах, проводимых в школе;

• участие в конкурсах по предмету, во всероссийских дистанционных олимпиадах  и других;

• создание мониторинга результативности работы с одаренными детьми.

Содержание программы        

        В предлагаемой  методике работы с одаренными детьми по общетвознанию главной задачей является раскрытие принципов действия, решение задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему. Для осуществления технологического процесса при данном подходе к обучению необходима строгая логика построения учебного содержания. Для его наполнения отбирались задания, которые, во-первых, не могли быть использованы на уроках в рамках учебного курса обществознания:

а) задания, выходящие за рамки изучаемых понятий по годам обучения, но возможность нахождения способов их решения прогнозируется исходя из зоны ближайшего развития продвинутых детей;

б) задания, требующие нестандартного подхода к их решению;

Модуль 1 «Человек и общество»

Тема: Человек, индивид. Личность

          Деятельность в жизни человека

          Отличия человека от животного

          Общество как система

          Общество как динамически развитая система

          Развитие общества

          Типы общества

          Глобализация

          Глобальные проблемы экологии

Модуль 2. «Государство»

Тема: Теории происхождения государства

           Понятие «государство»

           Признаки государства

           Функции государства

           Форма государства

           Форма правления

           Форма государственного устройства

            Политический режим

            Принцип разделения властей

            Органы государственной власти

            Полномочия органов государственной власти

            Судебная система

В помощь при подготовке к олимпиаде по обществознанию

Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий в режиме прямого применения или в измененном виде, или быть основой для создания собственных заданий муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.

1. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2014.

2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2015. - Козленко С.И., Козленко И.В. 3. 3. 3.Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2015 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2015.

4.  Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып.1 – М.: Просвещение, 2014.

5.  Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2015.

* * *

http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ

http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор

образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные

стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология,

менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том

числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам

исторического пути России.

http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В.

Ломоносова

http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте

размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и

культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы

http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями)

http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору по истории,

обществознанию, экономике

http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция «Региональная экономика

и управление»

http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь»

http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по социологии

http://www.isn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества

http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии,

социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература

http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии

http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология, управление»

http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология:

Учебник. М.: Юрист, 2002

http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России»

http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/ - электронная версия книги «Политология». Курс

лекций. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995

http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии: Учебное

пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. Издание включает

учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, структурно-

логические схемы и таблицы, обучающие игры, вопросы для контроля и самоконтроля,

тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов, также политологический словарь-справочник

http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий» представляет

новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы

http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150060 – раздел «Обществознание» «Я

иду на урок истории» создан на основе материалов газеты «Первое сентября»

http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под оед. В.В. Ванчугова «История

мировых цивилизаций»

http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А. Бородиной

«Культурология»

http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В.

Ломоносова

http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте

размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и

культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы

http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке

http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты

и др.

http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги Ненашева М.И.,

Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции по русской философии XIX-XX

вв. – Киров: ВГГУ, 2002

http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии