Статья. Компьютеризация музыкально-теоретического контроля как инновационное направление музыкальной педагогики

В данной работе представлена проблема инновационных педагогических технологий в системе контроля  тестирования музыкального слуха. Разработка технологии слухового тестирования рассматривается как самостоятельная проблема инновационной педагогики.  Вместе с тем она нацелена на использование компьютера, создание электронных пособий для музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио, гармонии, полифонии, отчасти анализе музыкальных произведений) в области проверочных упражнений.

Исследование позволило сделать ряд выводов, касающихся использования инновационных педагогических технологий в музыкальном образовании.

Современная система образования, в том числе музыкального, требует использования в ней современных методов обучения. Инновационные педагогические технологии, включающие компьютерные, позволяют эффективно использовать в обучении такие важные преимущества как:

- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообразования;

- возможность интерактивного взаимодействия со средством обучения, воздействие на содержание обучения, его структуру;

- эффективную организацию познавательной, тренажерной и контролирующей деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;

- ориентацию на интересы развития личности;

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности.


 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное учреждение

дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества

Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской»

195426 С.-Петербург, ул. Ленская, дом 2, корпус 2, Литер А

тел./факс: (812) 246-04-61 е-mail: na-lenskoy@obr.gov.spb.ru

Статья для педагогов дополнительного образования на тему:
«Компьютеризация музыкально-теоретического контроля как инновационное направление музыкальной педагогики».

подготовила:

педагог-организатор

ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского района

 Санкт-Петербурга «На Ленской»

Трошина Ольга Дмитриевна

 Санкт - Петербург

2020

Оглавление: 

Введение.

Глава 1. Инновационная концепция слухового контроля: общая теория и техника.

1.1. Традиционные и инновационные формы контроля в музыкально-теоретическом обучении.

1.2. Тестирование: краткая история, общие принципы, классификация тестов.

1.3. Техника конструирования тестов: типы и разновидности.

1.4. Общая модель системы слухового тестирования.

Глава 2. Компьютеризация музыкально-теоретического контроля как инновационное направление музыкальной педагогики.

2.1. Компьютеризация образования как педагогическая проблема.

2.2. Компьютер в музыкальном образовании.

2.3. Тренировочные музыкальные программы и учебный процесс.

2.4. Компьютерные тестовые программы и возможности электронной адаптации слухового тестирования.

Заключение.

Введение

  1. Инновационные педагогические технологии сегодня во многом связывают с внедрением в обучение компьютера, средств электронной коммуникации. Однако проблема состоит не только в том, чтобы компьютер появился в классе как средство мобильной доставки традиционной образовательной информации, в том числе, из глобальных сетевых ресурсов. Самой важной задачей является разработка нового подхода к электронным методическим материалам, поиск новых концепций и методик обучения, освоение дидактического потенциала информационных, инфокоммуникационных средств.

Практические навыки — чрезвычайно широкое понятие. В привычной для музыкальной образовательной среды трактовке это, прежде всего, сфера освоения инструмента, техники пения, дирижирования. В этом значении слова навыки - есть необходимый исполнительский комплекс, включающий владение такими вспомогательными действиями, как чтение с листа, запоминание, импровизация, а также специфические музыкально-психологические умения (игра в ансамбле, в оркестре, пение в хоре a cappella, пение и игра с оркестром и т. д.).

В данной работе понятие практических навыков употребляется в более узком смысле — по отношению к музыкально-теоретическому обучению.

В дисциплинах теоретического цикла (сольфеджио, гармонии, полифонии, отчасти анализе музыкальных произведений), основная цель которых может быть сформулирована как практическое освоение музыкальной теории, самую важную роль играет слуховое воспитание. Формирование и развитие способности тонко и детализировано оценивать слухом различные стороны музыкального текста - от ладового строения мелодии до особенностей фактуры и формы — определяет весь комплекс практических упражнений в сольфеджио. Но и практические упражнения в гармонии и полифонии, оценка композиционных структур и особенностей музыкального языка в курсе анализа требуют активного развития слуховых представлений и навыков.

Поэтому проблема инновационных педагогических технологий в системе контроля практических навыков представлена в данной работе как проблема тестирования музыкального слуха. Разработка технологии слухового тестирования рассматривается как самостоятельная проблема инновационной педагогики, и вместе с тем она нацелена на использование компьютера, создание электронных пособий для музыкально-теоретических дисциплин в области проверочных упражнений и процедур.

Традиции музыкального образования с их огромным удельным весом индивидуальной работы педагога с обучающимся  за инструментом в определенной мере тормозят распространение идей использования компьютерных технологий. Причинами негативного отношения выдвигаются механистичность, стандартность обучающих, в том числе, тестовых процедур на компьютере. Такие мнения нетрудно объяснить тем, что современный отечественный рынок обучающих продуктов наводнен достаточно простыми, нередко упрощенными до примитивизма тесто-тренажерами. Они, как правило, создаются, не музыкантами или людьми, имеющими скромное музыкальное образование. Задача и состоит в том, чтобы привлечь квалифицированные методические кадры к актуальным дидактическим разработкам.

  1. Возникновение современной практики и техники тестирования дает возможным осуществление важнейших целей контроля: объективности, всеобщего стандарта требований к профессиональной компетентности. Компьютерное тестирование способно обеспечить одновременный охват процедурой контроля большого количества обучающихся, гибкость в организации и проведении аттестаций. Именно компьютерное тестирование позволяет более четко членить учебный процесс на модули, методически результативно направлять самостоятельную работу обучающихся. И, может быть, самое примечательное свойство компьютерных образовательных тестов состоит в их органичной трансформации в тренировочные продукты.

Рассматриваются объективные предпосылки внедрения инновационных технологий в обучение музыкантов и методические принципы слухового контроля в современной практике. Основная задача исследования состоит в том, чтобы убедительно обосновать инновационные формы проверочных упражнений, исходя из конкретных особенностей современной ситуации в учебных заведениях - нарастающим интересом молодежи к компьютеру, с одной стороны, и снижением общей музыкально-слуховой культуры, с другой.

Информационные технологии все интенсивнее применяются в образовательном процессе. За последнее двадцатилетие появилось большое количество работ по использованию компьютерных технологий при изучении как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин: алгебры, геометрии, математики, физики, химии, истории, философии, эстетики, естествознания, графики, русского и иностранных языков.  Появилось и интенсивно развивается направление, связанное с использованием возможностей сети Internet для образовательных целей.

Несмотря на это применение информационных технологий в некоторых сферах образования, связанных с искусством, в частности музыкальным, изучено недостаточно. Проблемы использования компьютерных технологий и необходимость их исследования обусловлены группой внешних и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести общие тенденции развития общества и системы образования в целом; к внутренним - специфические особенности музыкального обучения и современной музыкальной практики.

На сегодняшний день пока данные технологии не нашли систематического и целенаправленного применения в музыкальном образовании ни на одном из этапов обучения. Компьютерные технологии, составляющие одну из ветвей инновационных технологий, требуют теоретического и методического обоснования в применении к различным формам учебной работы. Способы ^предъявления материала, тренажа и контроля профессиональных компетенций с помощью современных технологий ждут своего исследования.

  1. Разработка системы использования таких инновационных форм как бланковое и компьютерное тестирование различных музыкальных знаний, умений и навыков, а также определение педагогических условий их эффективного применения являются насущными и актуальными.

Объект исследования - инновационные педагогические технологии в современном музыкальном образовании, теория и техника тестирования, традиционные и инновационные технологии в музыкальном образовании, учебные музыкальные компьютерные программы.

Предметом исследования являются тестовые методы в процессе музыкально-теоретического обучения, конкретно в сфере контроля музыкально-слуховых навыков.

Развитие и логика исследования предопределялись следующей исходной гипотезой. Использование инновационных педагогических технологий повышает эффективность образовательного процесса, если:

- разработано соответствующее учебно-методическое и компьютерное программное обеспечение учебных курсов;

- определены этапы музыкально-теоретического обучения, в которых целесообразно использование инновационных педагогических технологий.

1.4. Для решения этих двух фундаментальных задач понадобилось изучить современное состояние применения инновационных педагогических, в том числе, информационных технологий в системе современного музыкального образования для выявления основных тенденций и закономерностей ее развития. В связи с этим в работе нашли отражение не только изученная литература, но анализ практического опыта использования инновационных педагогических технологий в учебном процессе, в том числе в форме бесед и обсуждений, опросов и анкетирования преподавателей и студентов.

Методологической основой исследования послужили учения о психологии музыкальных способностей и психологии музыкального восприятия; теория тестирования; психолого-педагогические принципы компьютерного обучения; дидактические принципы формирования предметных знаний, умений и навыков в современном музыкальном образовании; труды ведущих педагогов, музыковедов и методистов в области музыкальной теории.

2.1.    Новизна  исследования заключается в постановке проблемы компьютеризации музыкально-теоретического обучения как проблемы теоретического обоснования инновационных форм музыкально-слухового контроля. Новым и самостоятельным в диссертации является разработка технологии тестирования и применения его в различных дисциплинах музыкально-теоретического цикла, в том числе, в виде рабочего межпредметного контрольного комплекса. Впервые в отечественной литературе по музыкальной педагогике поднимается вопрос о подходе к программированию слуховых тестов, о принципах работы методиста-специалиста над сценарием электронных методических ресурсов в этой технологии.

2.2.   Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и реализована модель использования инновационных педагогических технологий на различных этапах музыкально-теоретического обучения, позволяющая значительно повысить уровень развития музыкального слуха в усвоении учебного материала музыкальной теории в целом. Разработано содержание тестовых и тренажерных компьютерных программ по различным дисциплинам музыкально-теоретического цикла. Результаты исследования могут быть использованы на различных этапах учебного процесса и на различных ступенях музыкального образования.

Использование тестов  способствует совершенствованию учебного процесса, положительно влияет на особенности познавательной деятельности обучаемых, даёт возможность более полной реализации дидактических принципов, изменяет роль преподавателя, который выступает не как транслятор, накопленных веками информации и опыта, а как навигатор в безбрежном информационном океане.

2.3. Модель системы слухового тестирования, разработанная на основе проведенных теоретических исследований, является составной частью системы музыкально-теоретического образования и, в более широком плане, музыкального образования. Предлагаемая инновационная педагогическая модель ориентирована на создание условий максимальной реализации эффекта развивающего и личностно-ориентированного обучения. Тестирование слуха в описанной технологии может служить не только контролю (на что оно, естественно, ориентирована в первую очередь), но также быть ориентиром для перестройки системы воспитания, развития важнейшей практической способности музыканта. Дальнейшая разработка технологии слухового тестирования уже может управляться не только и не столько целью создания и варьирования новых типов и разновидностей контрольных заданий, сколько служить тренировочной технологии. На базе приведенных видов практических манипуляций для проверки слуха можно разрабатывать инновационную педагогическую стратегию слухового воспитания.

Результаты экспериментальной проверки показали достаточную эффективность обучения с применением инновационной педагогической технологии, описанной и обоснованной в данном исследовании. Практика ее применения, внедрения на разных этапах учебного процесса подтвердила, что тестовые формы как контролирующие, так и тренажерные, влияют на повышение результативности обучения. Они существенно активизируют развитие музыкального слуха и мышления, что обусловлено их интенсивными обучающими возможностями, их использование способствует качественным изменениям в области не только знаний студентов, но и их умений и навыков.

2.4.   Разработанная и апробированная модель системы слухового тестирования предназначена для проверки слуха студентов музыкальных вузов, музыкальных и педагогических училищ и колледжей, специализированных музыкальных школ и лицеев. Слуховые тесты могут представить интерес для преподавателей названных учебных заведений как система контрольных заданий для самоаттестаций. Их можно использовать комиссиям для аттестационных опросов в процессе проверок качества подготовки по музыкально-теоретическим предметам. Как система комплексных проверок умений и навыков, складывающихся в процессе обучения различным дисциплинам, она демонстрирует интегративный подход в методике контроля. На основе данного комплекта можно проводить различные конкурсы. Но самое главное, что их можно использовать в учебном процессе отдельными частями для самых различных задач контроля слуховых навыков и всех видов деятельности, связанных с уровнем развития слуха.

Несомненным достоинством слухового тестирования является то, что оно превращает форму проверки знаний в увлекательный процесс, весьма приветствуемый учащимися, студентами. Будучи пока более разработанным в области письменного контроля слуховых навыков, оно указывает на возможные перспективы развития в устной среде проверок, в том числе, с использованием компьютера.

Компьютеризация процесса образования, особенно музыкального, ставит, естественно, вопрос о подготовленности педагогического состава к использованию новых информационных средств, владении методологией, принципами и методикой их использования. И в заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что в процессе образования достижение успеха обеспечивается только совокупностью традиционных и инновационных форм, средств, методов обучения. Недопустима как их гиперболизация и абсолютизация, так и недооценка. Только комплексное применение традиционных и инновационных педагогических технологий позволит успешно решить задачи системы современного образовательного процесса.

 Заключение

Исследование позволило сделать ряд выводов, касающихся использования инновационных педагогических технологий в музыкальном образовании.

Современная система образования, в том числе музыкального, требует использования в ней современных методов обучения. Инновационные педагогические технологии, включающие компьютерные, позволяют эффективно использовать в обучении такие важные преимущества как:

- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообразования;

- возможность интерактивного взаимодействия со средством обучения, воздействие на содержание обучения, его структуру;

- эффективную организацию познавательной, тренажерной и контролирующей деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;

- ориентацию на интересы развития личности;

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности.

Очевидно, что инновационные педагогические технологии являются многофункциональным средством познания, универсальными технологиями, обладающими адаптивными свойствами, способными объединить в себе элементы используемых ранее образовательных технологий, как обобщенный механизм взаимодействия сложившихся традиций и новаций.

Их использование способствует совершенствованию учебного процесса, положительно влияет на особенности познавательной деятельности обучаемых, даёт возможность более полной реализации дидактических принципов, изменяет роль преподавателя, который выступает не как транслятор, накопленных веками информации и опыта, а как навигатор в безбрежном информационном океане.  

Список литературы: 

1. Аванесов В. Композиция тестовых заданий. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Адепт, 1998.-217 с.

2. Аванесов В. Основные понятия педагогической тестологии: Тез. докл. участников Школы-семинара «Научные проблемы тестового контроля знаний», 4-18 марта 1994. М.: Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-С. 105-108.

3. Аванесов В. Понятийный аппарат педагогической тестологии // Педагогическая диагностика. 2002. - № 2. - С. 33-37.

4. Аванесов В. Проблема психологических тестов // Вопросы психологии. 1978.-№5.-С. 97-107.

5. Алексеев Б. Этюды по сольфеджио. М.: Сов. композитор, 1980. - 151 с.ф 10. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Кн. 1. М.: Педагогика, 1982.-320 с.1.. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Кн. 2. М.: Педагогика, 1982.-336 с.

6. Андреев В. РНБ: 5 лет в Интернете // Тез. док. Междун. конф. «Интернет. Общество. Личность 99», 1999. - СПб.: ИОО - С. 96-97.