Реферат "Стимуляция речевого развития в довербальном периоде"
Онтогинез речевой деятельности "Стимуляция речегово развития в довербальном периоде"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontoginez_rechevoy_deyatelnosti.docx | 46.82 КБ |
Предварительный просмотр:
План
2. 1-й этап довербального развития 5
Список использованной литературы 17
1. Довербальный период
Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой или довербальный период. Он характеризуется стремительным развитием ребёнка: от практически полной беспомощности при рождении до первых шагов, слов и понимания простых фраз всего лишь через год. В этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития. Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи); 2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи. Первый путь связан с развитием речевого слуха, второй – с отработкой речевых артикуляций
Довербальный период является хоть и подготовительным, но очень важным в развитии детской речи. Его можно разделить на четыре этапа:
I этап – от рождения до 3 месяцев – характеризуется развитием эмоционально крика ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более разнообразным и отражает оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. К двум месяцам в крике и плаче ребёнка можно услышать различные интонации голоса. Основой для такого развития является слух. С раннего возраста нормально развивающийся ребенок должен проявлять внимание к резким звукам. После месяца он начинает прислушиваться к более тихим шумам. Слуховое внимание к речи у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. На втором месяце жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. Многие родители отмечают, что своей выразительной мимикой, интонированным криком и разнообразными звуками, ребёнок как бы выражает своё состояние. В три месяца малыш ищет взглядом источник звука, реагирует на него (улыбкой или плачем), если ребёнок пребывает в хорошем расположении духа, сыт, доволен, то возникает «комплекс оживления» - все мы помним, как ребёнок начинает сучить ножками, улыбаться и гулить, когда с ним разговаривают. При этом голос матери для него – самый важный источник звука в этом возрасте, он с удовольствием слушает её и начинает реагировать на интонацию.
II этап (3-6 месяцев) - время появления гуления.
В 3 месяца появляется специфическая для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия лепета). Обычно гуление - это произнесение гласных звуков «а», «ы», «у», возможно в сочетании с согласной. Например, «у-у-у-у» или «гу-у-у-у». Звуки гуления, издаваемые малышом, не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. В этом возрасте дети хорошо усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто слышат от родителей. Гуление становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности.
В первые 4-5 месяцев жизни, под контролем слуха, ребенок часто повторяет звуки, которые слышит: щелчки, хлопки, стук; придумывает «свои» звуки, напоминающие покашливание, шуршание, урчание. Нередко такие «неречевые» звуки сочетаются со звуками речи. Ребёнок учится управлять движениями губ и языка, «добавлять» громкость или тихость.
III этап (6-10 месяцев) - начало развития понимания речи и активного лепета. Поток «речи» малыша распадается на отрезки, состоящие из нескольких, обычно одинаковых, слогов – это и называется лепетом. Малыш как бы играет процессом произнесения, путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. После семи месяцев ребёнок активно накапливает новые звуки лепета, он учится более тонким движениям артикуляции. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса. Многие родители отмечают, что если ругать малыша ласковым певучим голосом, то он будет смеяться и радоваться, как будто его хвалят. Это связано с тем, что при понимании речи, ребёнок наибольшее значение уделяет интонации и ритму.
IV этап (10-12 месяцев) - время появления первых слов, связанных с ближайшим окружением ребёнка. Родители, эмоционально общаясь с малышом, обращают внимание на различные предметы и называют их. Ребенок усваивает эти названия и, используя уже доступные ему лепетные слоги, говорит первые лепетные слова, по звучанию все более напоминающие слова родного языка. Наряду с этим, малыш продолжает экспериментировать с произнесением цепочек различных слогов, слоги в таких цепочках могут отличаться по длительности, громкости и высоте.
2. 1-й этап довербального развития
На первом этапе (для нормально развивающегося ребенка от 1 месяца до 3) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления.
Взаимодействие новорожденного и родителя на первом этапе осуществляется при физическом уходе (кормление, пеленание, купание и др.). Уже к новорожденному следует относиться как к личности; все общение с ребенком должно сопровождаться ласковым разговором. Все действия взрослого по отношению к ребенку необходимо сопровождать ласковыми словами, комментариями.
Для тактильной стимуляции губ соской касаются губ, языка, при кормлении помогают ребенку захватывать и удерживать сосок или соску, пассивно вытягивая и придерживая его губы, особенно с более паретичной стороны, препятствуя тем самым вытеканию молока изо рта. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, отверстие в соске постепенно уменьшают по мере того как сосание и глотание становятся более энергичными. Нормализация процесса кормления способствует формированию положительных эмоциональных взаимоотношений между матерью и ребенком, развитию начального зрительного и слухового сосредоточения.
С детьми проводятся мероприятия, направленные на формирование «комплекса оживления» и включение в него голосового компонента. С этой целью взрослый наклоняется к ребенку, ласково, певуче с ним разговаривает, поглаживает его, иногда показывает яркие игрушки. Важным условием, подготавливающим ребенка к общению, является установление контакта взглядом. Матери необходимо чаще привлекать к себе внимание ребенка, стараться поймать его взгляд и, глядя в ту же сторону, куда скользит его взгляд, попробовать удержать его на себе. Встретzсь с ребенком взглядом, нужно улыбнуться ему и произнести ласковые слова. Это поможет продлить контакт. Лучше всего ребенок выделяет лицо взрослого, находясь в положении под грудью, когда мать держит его на руках.
С третьего месяца жизни младенец сам побуждает взрослых к контакту. Главное средство – комплекс оживления. Это совокупность экспрессивно-мимических проявлений: улыбка с радостными взором, движения ручками и ножками, разнообразные звуки, позже смех. Необходимо ответить на его инициативу и максимально удовлетворить потребность в общении. Вступая в контакт, можно использовать физические прикосновения, которые выражают любовь к ребенку и легко им воспринимаются. Малыша можно поглаживать, похлопывать по плечику, перебирать пальчики, совершать движения с ручками и ножками, воспроизводить звуки из «репертуара» младенца. Обязательно нужно выслушивать ответ ребенка и вновь обращаться к нему, продолжая общение. Все действия необходимо сопровождать приветливой улыбкой, смотреть в глаза малышу, стремиться как можно дольше продлить контакт взглядов.
Первое, что узнает ребенок о себе, вступая в общение со взрослым, - это самое важное для него: желанный он или нежеланный; любят его или нет. На основе положительного первичного опыта общения у малыша формируется доверие и интерес к окружающему миру, что в дальнейшем стимулирует его речевое развитие, познавательную деятельность.
3. Этап гуления
Для стимуляции гуления используются два основных приема активизации гуления.
1. Гуление у ребёнка вызывают ласковым голосом или пением. Сначала ребёнку дают возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса. Затем взрослый медленно произносит звуки а, агы, гу и др., широко открывая рот, для того чтобы ребёнок мог видеть артикуляцию взрослого. Если ребёнок не повторяет этих движений за взрослым, то пассивно вырабатывают подражательную реакцию. Легко поглаживая губы ребёнка, в определенном ритме в момент произнесения взрослым звука открывают рот ребёнка. Прием повторяют в течение дня 4-6 раз.
2. При стимулировании гуления необходимо добиваться спонтанной, непроизвольной подачи голоса. С этой целью производят вибрационный ручной массаж грудной клетки, гортани, под нижней челюстью, который стимулирует проприоцептивные ощущения, отвлекая ребенка от акта фонации. Это способствует спонтанному вызыванию голоса, так как во время массажа взрослый произносит напевные звуки гуления. Прием 2 повторяется 1-2 раза в день.
Гуление у ребенка вызывают ласковым голосом или пением. Сначала ребенку дают возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса. Научить ребенка вслед за взрослым по подражанию произносить звуки гуления можно, когда у него есть зрительное и слуховое внимание.
Не нужно общаться с ребёнком слишком громко, слишком тихо. Максимальную чувствительность ухо проявляет именно к звукам средней громкости.
Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребёнок ещё не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Дети пристально смотрят в лицо говорящего человека. Если в эти моменты мимика и интонация взрослого радостны, то дети отчётливо повторяют мимические движения (эхопраксия) и подражают голосовым реакциям (эхолалия).
Чтобы развить навыки гуления, педагоги рекомендуют родителям и так называемое «зрительное общение», во время которого ребёнок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить её. В большинстве случаев при первых проявлениях гуления родители начинают разговаривать с младенцем. Ребёнок подхватывает услышанные им звуки из речи взрослых и повторяет их. В свою очередь взрослый повторяет за ребёнком его «речевые» реакции. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию всё более сложных предречевых реакций ребёнка. Предречевые реакции, как правило, недостаточно хорошо развиваются в тех случаях, когда с ребёнком хотя и занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Например, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой взрослые люди или шумят другие дети, ребёнок очень скоро умолкает.
С самыми маленькими детьми, у которых отсутствует гуление или активность его чрезвычайно мала, работа состоит в предоставлении ему для прослушивания образцов полноценного гуления. Они могут исходить от находящихся рядом детей, у которых гуление является активным; могут быть использованы магнитофонные записи гуления, а также имитация его взрослыми людьми, как бы играющими с детьми: «гу-агу-гу-агу-гу»… Эти меры рассчитаны на вызов раннего подражательного рефлекса.
В игры с детьми, которым нужна постоянная стимуляция возникшего у них гуления, включаются музыкально-двигательные игры. Дети очень живо реагируют на музыку, улыбаются, начинают гулить, у них снижается мышечный тонус. Для этого используются пластинки и магнитофонные записи с детскими музыкальными произведениями минорного или мажорного характера. Под спокойную музыку, например, проводят легкий массаж зоны рта. Под ритмичную музыку обучают манипулятивно-предметным действиям, например: постучать погремушкой, похлопать в ладоши. Игры под музыку проводятся 1-2 раза в неделю.
4. Приемы стимуляции лепета
Переход к лепету связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляционного аппарата. Как ни странно, качество и активность лепета во многом связаны с тем, как ребенок вскармливается, а именно, совершаются в актах вскармливания полноценные сосательные движения, или в нужном ли объеме. Детям-искусственникам, которых, к сосанию теперь большинство, часто не хватает таких вот действии губы и язык не набирают достаточной силы, а главное – подвижности и дифференцированное (способности действовать разными частями отдельно). Это может сыграть отрицательную роль в речевом развитии. Если невозможно естественное вскармливание, то необходимы ложки с маленькими отверстиями. Ребенок должен трудиться, добывая пищу, до капелек пота на лбу. Дети, у которых мышцы языка набрали достаточную силу и подвижность, любят играть с ним. Они высовывают его, облизывают губы, жуют беззубыми деснами, поворачивают набок и в разные стороны.
Для стимуляции лепета стараются вызвать у ребенка «комплекс оживления». У ребенка появляется улыбка, он начинает фиксировать свое внимание на артикуляции логопеда, который низко наклоняется к ребенку, разговаривает с ним, произносит певучие звуки.
Используют следующие приемы
1. Взрослый произносит звуки а, у, слоги бу, ма в момент выдоха ребенка, а паузы делает во время вдоха. Ребенок часто подключается к «разговору» со взрослым, а взрослый поддерживает активность ребенка, произносит звуки тише, с частыми паузами, давая возможность ребенку слушать собственные звуки гуления. Эти игры-занятия проводятся на эмоционально положительном фоне ежедневно по 2 раза в течение 2-5 мин.
2. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных возгласов ребенка взрослый то наклоняется к лицу ребенка, то отдаляется от него, ласково, с улыбкой произносит его имя, звуки гуления, лепета. Произнося отчетливо через определенные интервалы времени один и тот же звукокомплекс (гу, гы, бу, ма), взрослый побуждает ребенка к ответным реакциям.
3. Если удается вызвать у ребенка новый звук, то взрослый повторяет за ребенком произнесенный им звук с тем, чтобы ребенок прислушивался к звуку. В этих условиях у него легче возникают подражательные голосовые реакции. С детьми, овладевшими некоторыми звуками гуления и лепета, проводят игру - «перекличку». В этом случае взрослый отчетливо произносит знакомый ребенку звук, дожидаясь ответной реакции. Если реакция задерживается, то он повторяет звук, тем самым побуждая ребенка к подражанию. Так эхолалично, вслед за взрослым ребенок поочередно произносит все знакомые ему звуки и звукосочетания. Автоматизируя гуление, взрослый стремится вызвать у ребенка более длительное и протяжное произнесение звуков. Это упражнение проводится по 2-3 раза ежедневно.
4. Далее проводятся занятия, направленные на пассивное произнесение слогов ма, ба, па. Для этого в моменты положительного эмоционального состояния ребенка, после предварительно проведенного дифференцированного массажа и гимнастики артикуляционного аппарата, у ребенка вызывают немодулированные голосовые реакции и гуление в сочетании с вибрацией нижней губы. Ритмичные смыкание и размыкание губ создают возможность для произнесения губных звуков м, п, б. Во время пауз ребенок выражает свое отношение к этому виду игры. Чаще всего дети отвечают бурной радостью, готовностью продолжать эти виды упражнений.
5. После закрепления этого вида игры переходят к следующему приему по стимуляции лепета, который предполагает актуализацию произвольной вокализации ребенка в сочетании с проведением пассивной вибрации губ. Создаются определенные уклады губ для утрированного произнесения гласных звуков а, о, у, и. Так, для вызывания слога «ба» смыкание губ сочетается с широким открыванием рта, свойственным утрированному произнесению гласного звука а. Для вызывания слога «бо» губы ребенка собираются в «хоботок», и в таком положении проводят смыкание губ. Если это упражнение проводится с некоторым вытягиванием губ вперед, то слышится слог бу. В случае, когда при произвольной вокализации ребенка проводят ритмичное смыкание широко растянутых губ, слышится слог, близкий по звучанию к бы-бы. Проводится неоднократно в течение дня по 3-4 минуты.
6. По подражанию у детей таким же путем можно вызвать звук м, который в сочетании с определенными укладами губ и произвольной вокализацией создает условия для произнесения слогов ма, мо, му, мы. Это умение произносить отдельные слоги с пассивной помощью со стороны логопеда постепенно автоматизируется, и в дальнейшем слоги произносятся ребенком без посторонней помощи.
Так же родители могут применять следующие приемы.
Создаются моменты абсолютной тишины, когда ребенок может прислушиваться к невидимому, но близкому источнику звуков (речь человека, мелодичный напев, игра на музыкальном инструменте). Чтобы вызвать речевое подражание, следует находиться в поле зрения малыша, учить ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые, близкие по звучанию звуки и слоги.
Материал для лепета малыш извлекает из окружающей среды сам, поэтому ему так нужны звучащие игрушки. Кроме них, детям полезны и те, которые «звенят, стучат, мычат, свистят, шипят...» Он будет слушать их звуки и из каждого звучания извлекать что-то свое, находящее отражение в лепете).
Поощрять малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
Играть с малышом, сидя лицом к лицу.
Повторять за ребенком звуки, которые он произносит. Делать паузы, давая ему возможность ответить.
Имитировать лепет младенца. Старатся полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекать внимание ребенка к своему рту. Делать паузы, давая ребенку время повторить звуки.
Использовать сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершать с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто на колени.
Для стимуляции губ можно рекомендовать игры с соской. Взрослый «забирает» ее у ребенка, чтобы малыш тянулся следом губами.
Рекомендуется распевать простые слоги и слова: «Ма-ма-ма-ма, мамочка! Па-па-па-па, папочка! Ба-ба-ба-ба, бабушка! Му-му-му-му, мурочка! Ки-ки-ки-ки, кисонька!»
Проводить пассивную артикуляционную гимнастику.
Стимулируют возможность локализации звука в пространстве не только на звуковые раздражители, но и на имя ребенка. Постепенно вводят звуки, различающиеся по высоте, силе, длительности.
Во время занятий с ребенком привлекают его внимание не только к игрушкам, но и к окружающему. Стремятся, чтобы ребенок узнавал мать, настораживался при виде неожиданно изменившегося лица матери, например, надевшей маску или накинувшей на лицо платок. В этот период приобретают значение специально подобранные игрушки, различные по величине, цвету, форме, движущиеся, озвученные. Стараются привлечь внимание к игрушке, к манипуляциям с нею, прячут игрушки, чтобы вызвать эмоциональное отношение к каждой игрушке в отдельности, к выделению наиболее интересующей и полюбившейся ребенку игрушке.
5. Появление первых слов
Первые осознанные слова малыш начинает выговаривать к 12 месяцам. Их легко спутать c лепетом, из которого они появляются. Ho если внимательно понаблюдать за ребёнком, то можно уловить разницу. Выговариваемые слова очень простые, не содержат ударный слог. Малыши стараются назвать важные для них вещи либо действия. Пассивный словарь каждый день пополняется. Одно и то же слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
Для стимуляции речи в этот период используется следующее:
- упрощенные формы – например собаку можно назвать «ав-ав», но при этом сразу же назвать полное слово. У ребенка закрепится взаимосвязь между этими понятиями. Рассматривая книги, рассказывать, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой. Но ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов. Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь.
- в разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Необходимо разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, ребенку нужно дать время, чтобы он смог осмыслить слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
- комментировать все свои повседневные действия – убирание игрушек, умывание, сбор на прогулку и т.п.
- формировать связь между предметом и действием – укладывать куклу спать, накрывать одеялом и говорить, что «кукла – ляля – пошла спать – бай-бай»
- речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
- рассказывать малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь.
- в разговоре с ребенком постоянно задавать ему вопросы и стараться дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу надо проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно».
- показывать и называть ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Четко и понятно произноситье ребенку новые слова. В следующий раз просите малыша показать то, что изучили ранее.
- на прогулке обращать внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся по пути. Кратко комментировать все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»
- рассматривать вместе с малышом картинки в книжках.
- поощрять говорение. Провоцируйте ребенка говорить, что он хочет – «дай», «би-би».
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел лицо говорящего, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию.
Так же на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки. Очень важно проводить занятия, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки», сенсорные игры. Развивать мелкую моторику рук необходимо на всех этапах довербального развития ребенка
Выводы
Период онтогенеза от рождения до 12-14 месяцев принято считать предречевым, довербальным. Тем не менее, первые голосовые реакции ребенка проявляются уже с момента появления его на свет. В норме появление на свет сопровождается криком новорожденного. Начальные голосовые проявления новорожденных имеют большое психологическое значение. Оно состоит в том, что с их помощью выражаются субъективные состояния малыша. Так, на первом месяце жизни с помощью крика и плача ребенок выражает лишь свои негативные недифференцированные состояния. Позднее в результате постепенного развития общих психофизиологических механизмов эти голосовые явления начинают выражать и позитивные состояния. Затем при условии нормального психического развития ребенка, они превратятся в его речь.
В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих – предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи. К концу первого года жизни ребенок не только различает часто употребляемые слова, но и учится произносить первые слова, в большинстве своем состоящие из парных одинаковых слогов. На этом заканчивается доречевой период и дальше идет период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.
Для того, что бы речь ребенка развивалась правильно, необходимо стимулировать ее развитие уже в довербальном периоде. Для этого существуют различные методы и приемы, применяемые как логопедами, так и родителями в процессе общения с ребенком.
Список использованной литературы
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
- Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. – Москва : Парадигма, 2012. 312с.–(Специальная коррекционная педагогика). - URL: http://biblioclub.ru/ index. php?page=book&id=210526 (дата обращения: 27.01.2020).
- Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития. Русский журнал детской неврологии. 2017;12(1):41-46. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-1-41-46 (дата обращения: 27.01. 2020).
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2010. - 358 с.
- Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. - СПб.: Корона принт, 2015. - 160 с.
- Метляева Ю. В. Система логопедической работы по преодолению задержки речевого развития [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15207/ (дата обращения: 27.01.2020).
- Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2016. - 240 с.