Презентация "Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся"
Презентация "Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся" | 785.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Индивидуализация на современном этапе является одним из главных условий построения личностно-ориентированного образовательного процесса в школе. Сегодня в школе актуальным является знание и своевременное реагирование на проблемы конкретного учащегося, перенос акцента с фронтальной работы на самостоятельную, обеспечение возможности выбора каждому обучающемуся. Все это создает предпосылки для выбора и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с учетом индивидуальных особенностей и в соответствии с запросами, возможностями и интересами личности. При этом сам учащийся рассматривается как активный носитель субъектного опыта и играет главную роль в становлении своей индивидуальности и формировании профессионально-значимых качеств личности.
Понятие «Индивидуально-образовательный маршрут» Индивидуальный образовательный маршрут (В.В. Лоренц) – «целенаправленная проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя». Индивидуальный образовательный маршрут (Соколова М.Л.) - «освоение студентом образовательной программы, с опорой на его образовательный опыт, возможности, с ориентацией на решение его образовательных проблем».
Виды индивидуальных образовательных маршрутов ( И . А . Галацков ая ) с опережающими темпами развития; с ослабленным здоровьем (соматическая ослабленность , повышенная утомляемость, сниженная работоспособность); с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении (снижение интереса к учению, несформированность учебной деятельности, педагогическая запущенность, низкий уровень умственного развития); одаренных учащихся со специальными способностями (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень саморегуляции , трудности в общении).
Виды индивидуальных образовательных маршрутов (А.С. Гаязов ) Гаязов А. С. в соответствии с основной линией – «линией роста, знаний, профессионального самоопределения» – выделяет маршруты: адаптивного типа (подготовка к социоэкономической и культурной ситуации); развивающей направленности (развитие возможностей, способностей, творческого потенциала); созидательной направленности (развитие особенностей и возможностей, их целенаправленное использование для преобразования, построение себя).
Виды индивидуальных образовательных маршрутов (С.В. Маркова ) Маркова С. В. в качестве основания выбирает интеллектуальную направленность деятельности : маршруты интеллектуальной познавательной направленности, наполняемые построением стратегий обучения, выполнением исследовательских проектов, участием в предметных неделях, конкурсах, олимпиадах; маршруты творческой познавательной направленности, наполняемые теми же видами деятельности, но с творческой составляющей; маршруты лидерской познавательной направленности, наполняемые внеурочными видами деятельности (клубные, кружковые).
Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов (М.Г. Остренко ) 1 ) анализ результатов диагностики, характеризующей возможности учебного заведения и потребности конкретных обучающихся; 2 ) определение необходимых компонентов модели и их содержательное наполнение; 3 ) определение педагогического алгоритма, который, устанавливая функциональные связи между компонентами модели, обеспечивает реализацию ИОМ обучающегося; 4 ) определение условий, необходимых для эффективной реализации индивидуального маршрута учащегося в образовательном процессе школы.
Компоненты моделирования индивидуального образовательного маршрута
Компоненты проектирования индивидуального образовательного маршрута с позиции индивидуальной и коллективной деятельности ( Тряпицына А. П.)
Закономерности проектировочной деятельности образовательного процесса (по Г.Е.Муравьёвой) эффективность определяется гармоничностью отражения в проекте всех компонентов образовательного процесса (технологического, управленческого, инструментального, информационного, социально-психологического); выбор технологического способа обучения определяется индивидуальными особенностями обучающихся, а стратегии проектирования – индивидуальным стилем учителя; качество проектирования обусловливается частотой обратных связей корректировок в процедуре проектирования и полнотой учтенных факторов.
Структура проектирования образовательного процесса (Г.Е.Муравьёва) а нализ исходных данных, конкретизация образовательных целей; генерирование идей, составление вариантов технологических способов обучения – систем приемов познавательной деятельности обучающихся; создание общей модели образовательного процесса; разработка приемов реализации, системы управления познавательной деятельностью обучающихся; определение материально-технического оснащения процесса; мысленное экспериментирование; документальное оформление проекта.
Термин «Индивидуальная траектория развития» Термин «индивидуальная траектория развития» был введен И.С.Якиманской . Она отмечает, что индивидуальная траектория психического развития ребенка строится на двух противоречивых основаниях: «приспособляемости (адаптивности) к требованиям взрослых (педагога, воспитателя, родителей), создающих для него нормативные ситуации, и креативности, позволяющей ему постоянно искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую с опорой на имеющиеся в индивидуальном опыте знания, способы действия». А.В . Хуторской, считает, что «индивидуальная образовательная траектория – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Индивидуальная образовательная траектория ( Н.Н. Суртаева ) - «это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемым при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями ».
Индивидуальная образовательная программа учащихся Индивидуальные образовательные программы (А.В. Хуторской) воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляются по отношению к обучению отдельных учеников. Элементы индивидуальной образовательной программы ученика (Т. В. Самойлова, преподаватель информатики и экономики) результат, которого учащийся хочет достичь; этапы, которые он должен пройти для достижения цели; инструментарий; необходимость и степень посторонней помощи; время, которое он должен затратить на каждый этап, включая время на приобретение или нахождение требуемого инструментария . Индивидуальные образовательные программы учеников учитываются педагогом при конструировании общей рабочей программы и осуществлении образовательного процесса .
Участники составления образовательной программы учащихся
Спасибо за внимание!