Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Моя Родина" с детьми 5-6 лет группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития
Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Моя Родина" с детьми 5-6 лет группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. ООД в рамках инклюзивного образования, направленная на нравственно-патриотичское воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodina.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка)
Конспект
организованной образовательной деятельности на тему «Моя Родина»
с детьми 5-6 лет группы компенсирующей направленности
с задержкой психического развития
Составила: педагог-психолог
МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка
Гафурова Г. Н.
Кузнецк, 2020
Тема «Моя Родина»
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Познавательное развитие:
- знакомить с флагом Российской Федерации;
- развивать зрительное и слуховое внимание, зрительное восприятие, память, мышление.
Социально – коммуникативное развитие:
- социализировать детей с ОВЗ (ЗПР);
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать любовь к Родине.
Речевое развитие:
- обогащать словарный запас дошкольников по теме «Родина»;
- формировать умение употреблять имена существительные в родительном падеже;
- стимулировать детей к речевым высказываниям.
Художественно-эстетическое развитие:
- воспитывать интерес к достопримечательностям родного города.
Физическое развитие:
- снижение психомоторного напряжения.
Коррекционно-развивающей цели:
- развитие эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР и коррекция её недостатков посредством релаксотерапии, игротерапии;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Оборудование и материалы: карточки с изображением флагов разных стран; карточки с изображением достопримечательностей города Кузнецка; красный, белый, синий платок по количеству детей, тетради в клетку, цветные карандаши, ковер, сердечки.
Организованная образовательная деятельность включает в себя следующую структуру:
- Ритуал приветствия: На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие повысить мотивацию детей на работу.
- Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на достижение цели.
- Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.
- Ритуал прощания.
Организованная образовательная деятельность подгрупповая, состоит из шести детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).
Ход занятия:
- Приветствие.
Здравствуйте, ребята, поприветствуем друг друга.
У меня три платочка: красного, белого и синего цвета. Вам нужно поздороваться как можно с большим количеством ребят. Здороваться вы можете тремя способами. Если я показываю белый платок, то поздоровайтесь коленками. Если красный, то пожмите друг другу руки. Если синий, то потритесь спинами.
А теперь возьмите платочки красного, белого, синего цвета и повяжите как галстук.
2. Основная часть.
Беседа.
Педагог-психолог:
Мы живем в огромной прекрасной стране.
- Как она называется?
Д: Россия
- Правильно, Россия. Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»?
Д: Родина — место, где мы родились; страна, в которой мы живем.
Родина - это и дом, в котором мы живём, и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И город, в котором мы живем. А как называют людей, живущих в нашей стране?
Д: Россияне
- А знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?
Д: - Где родился, там и пригодился.
- Одна у человека мать, одна и родина.
- Всякому мила своя родная сторона.
- Человек без Родины, как соловей без песни.
- В каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город тоже есть. Ребята, как называется столица России?
Д: Москва
-У каждой страны есть три обязательных символа (это герб, флаг, гимн). По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. Мы сегодня поговорим об одном из них. Это флаг.
- Найдите флаг нашей страны среди других.
(Дети находят среди карточек с флагами разных стран флаг России).
- Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России?
- Какого цвета полосы на флаге?
- Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?
- Красный символизирует храбрость, мужество, красоту; синий - синее небо над землёй; белый - мир, чистоту.
Показывается флаг России.
Упражнение «Составь флаг»
Даются полоски красного, белого, синего цвета, дети расставляют. Сначала белую полоску, затем синюю и красную.
Упражнение. Графический диктант.
- У вас в тетрадках стоит точка, от нее мы начнем работать. Внимательно слушайте меня: 6 клеток вниз, 10 клеток вправо, 6 клеток вверх, 10 клеток влево. Какая фигура у нас получилась? (прямоугольник). А теперь мы должны разделить этот большой прямоугольник на 3 части. Возвращаемся в красную точку, отсчитываем две клетки вниз и проводим 10 клеток вправо, отсчитываем 2 клетки вниз и проводим 10 клеток влево. Что у нас получилось? (Флаг) А теперь возьмите цветные карандаши и закрасьте флаг. Верхняя полоска на флаге какого цвета? (белая, затем синяя, красная) Замечательно у вас получилось!
Педагог-психолог:
- Ребята, в России есть малые и большие города. Наш город является малым. Как называется наш город?
Д: Кузнецк.
-Это наша малая родина.
Какие достопримечательности нашего города вы знаете?
Д: Памятник В. И. Ленину, Холм Воинской Славы, кинотеатр «Комсомолец», Камень любви, Привокзальная площадь, парк.
Игра «Чего не стало?»
На столе выкладывается ряд фотографий с достопримечательностями города Кузнецка. Дети за 10 секунд запоминают ряд и отворачиваются. Ведущий убирает карточку, а ребята описывают, какой не хватает. Отвечают на вопрос: «Чего не стало?», употребляя слова в родительном падеже.
Д: Памятника В. И. Ленину, Холма славы, кинотеатра «Комсомолец», Привокзальной площади, парка, Камня любви.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка (руку сжать в кулак, поочерёдно разжимать пальцы, начиная с большого).
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).
Упражнение «Пусть всегда будет…»
Психолог:
- Один маленький мальчик придумал такие слова:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!»
Придумайте свое самое заветное «пусть». Затем все дети хором кричат: «Пусть всегда будет...», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.
3.Заключительная часть
Релаксация.
Психолог включает спокойную и расслабляющую музыку.
Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на лугу. Над вами теплое летнее солнце и голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, она медленно взмахивает крыльями.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы и на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.
- Ритуал прощания
Встанем в круг, возьмемся за руки и превратимся в единое целое. У нас на всех одно сердце, тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Закрываем глаза, передаем ручеек радости, добра, любви. Открываем глаза, улыбаемся друг другу.
Посмотрите, какого цвета у вас платочки, и встаньте в соответствии с цветами флага. Первый ряд дети с белыми платками, второй ряд – с синими платками, третий ряд – дети с красными платками.
Мы россияне, народ дружный, добрый, терпеливый, мудрый.
Дорогие ребята, любите свою родину большую и малую, берегите ее природу, старайтесь больше узнать о ее истории, ее людях, традициях.
А теперь возьмите сердечки и скажите добрые слова о родине.
Свои сердечки, свою любовь возьмите с собой.
Примечание: педагог-психолог должен быть в активном внимании и готовым при необходимости присоединиться к выполнению «особым» ребенком каких-либо действий, помочь высказать услышанное. Если ребенок с ОВЗ испытывает трудности в речевых высказываниях, то психолог произносит текст сам. Самое главное – помочь приобрести ребенку опыт.
Результативность
Организованная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития на тему «Моя Родина» выдержана по времени данного возраста.
Приветствие помогло организовать детей, активизировать внимание, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.
У детей появился интерес к достопримечательностям города Кузнецка, к флагу Российской Федерации.
Созданные условия, игры и упражнения, демонстрационный материал способствовали развитию зрительного и слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления. Произошло обогащение словарного запаса дошкольников по теме «Родина». Дети выразительно читали пословицы и поговорки; научились употреблять имена существительные в родительном падеже; отвечали на вопросы полным распространенным предложением.
При этом дети начали активно общаться друг с другом, что способствовало приобретению детьми с ЗПР коммуникативных навыков.
Релаксация и ритуал прощания способствовали сплочению детей, снятию напряжения. С точки зрения инклюзии это было сделано для того, чтобы дети почувствовали себя частью сложившейся общей группы, ощущали себя комфортно при этом и закончили занятие с положительным эмоциональным настроем.
Подводя итог, можно сказать, что это был положительный опыт, который способствовал социализации детей с ЗПР и развивал чувство патриотизма и любви к своей Родине. Цели и задачи занятия перед воспитанниками были раскрыты достаточно убедительно и эмоционально. На протяжении всей образовательной деятельности дети были активны, разговорчивы, самостоятельны, проявляли большой интерес.