основные положения современной теории обучения и воспитания.

Уласик Светлана Александровна

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения. В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом.

Результатом  научных  исследований дидактики являются теоретические основы организации воспитывающего и развивающего обучения и образования.

 Дидактика  ставит  три  ключевых  вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом  осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения. В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом.

Результатом  научных  исследований дидактики являются теоретические основы организации воспитывающего и развивающего обучения и образования.

 Дидактика  ставит  три  ключевых  вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом  осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.

 Каким образом (как?) обучать? — Отбор дидактических принципов, методов, технологий и форм обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса.

Таким образом, современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

Обучение - это специально организованный, педагогически целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, направленный на усвоение обучающимся содержания образования (системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, жизненных ценностей и мировоззренческих идей).

Закономерности обучения – это проявление сущего в образовательном процессе, принципы обучения – это проявление должного в образовательном процессе, правила – это предписание способа  действий учителя в образовательном процессе, позволяющее должному стать явью, реальностью.

Характеристика классических  принципов обучения: систематичности и последовательности ,наглядности обучения,сознательности и активности,самостоятельности,доступности,научности, связи теории с практикой,прочности(прочно то, что значимо, интересно для личности).

Совокупность обобщенных положений или система взглядов и  понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а так же особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.  К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная.

Поиск путей совершенствования обучения, в основе которых лежат ассоциативные теории, направлен на выявление путей  и условий развития познавательной самостоятельности, активности  и творческого мышления учащихся. Показателен также  опыт педагогов-новаторов:(П. М. Эрдниев, Б.П.Эрдниев),(В.Ф.Шаталов, С. Д. Шевченко и др.);

Используются

-Теория проблемного обучения опирается на понятия «задача» и «действие», т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельностный подход,

-Теория поэтапного формирования умственных действий ...