основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания биологии. Приведите примеры их реализации
Методология это системы принципов, способов организации, построения теоретической и практической деятельности.
Чаще всего общенаучная методология- представляется в системном подходе, отражающим всеобщую связь, взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности и ориентирует исследователя, практика на необходимость подходить к явлениям жизни,как к системам, имеющим определенное строение, свои законы функционирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodologiya_v_biologii.itogovaya_rabota.docx | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания биологии. Приведите примеры их реализации.
Методология это системы принципов, способов организации, построения теоретической и практической деятельности.
Чаще всего общенаучная методология- представляется в системном подходе, отражающим всеобщую связь, взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности и ориентирует исследователя, практика на необходимость подходить к явлениям жизни,как к системам, имеющим определенное строение, свои законы функционирования.
Системный подход заменил функциональный и аналитический подходы. И сущность его в том, что относительно самостоятельные компоненты явления (процесса) рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении.
Системный подход -это существование определенных циклических связей между практикой и наукой. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика же источник- новых фундаментальных проблем образования. Теория, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые решения, требующие фундаментальных исследований.
В методологии педагогики существуют такие подходы, применяемые в практике преподавания биологии: личностный, деятельностный,целостный, культурологический, полисубъективный , антропологический,этнопедагогический подходы,- они и являются ее методологическими принципами.
*Целостный подход -на уроках биологии, обучая учащихся следует обращать внимание на характеристики личности каждого ученика. В этом цель- наиболее эффективного усвоения информации и наилучшего результата достигает учитель при усвоении информации, каждым отдельно взятым учеником на одном уровне с остальными.
*Личностный подход- принцип индивидуальности; принцип субъектности; принцип выбора; принцип творчества и успеха; принцип веры, доверия и поддержки,в биологии и любом другом предмете или деле-применим такой душевный подход.
*Полисубъектный (диалогический) подход-совместная деятельность учеников и учителя, цель это установление биологических процессов, их понимание и осознание, запоминание , усвоение истины биологических процессов.
*Культурологический подход обобщает- три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий.
*Аксиологический-изучение и формирование ценностных ориентации личности.
*Личностно-творческий является связью индивида и культуры, развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), вносит в нее новое и становится субъектом исторического творчества.
*Этнопедагогический подход-предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.При изучении ботаники, помимо традиционных на уроке знаний о строении растений учащиеся осваивают и применяют на практике: о многообразие сельскохозяйственных культур,особенности выращивания в климатических условиях. освоение материала с опорой на личный опыт детей. Изучив особенности растений Челябинской области, учащиеся приходят к выводу о наиболее приспособленных растениях, дающих наибольшую урожайность в данных климатических условиях. Учащиеся пополняют знания о многообразие покрытосеменных растений, растущих в этой местности. Этот подход применим к изучению темы «Грибы». А при изучении в 8 классе тем по здоровьесбережению, особое внимание следует уделять онкологическим заболеваниям жителей Челябинской области, профилактики и своевременной диагностики.
*Антропологический подход-впервые разработал,обосновал К.Д. Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Обширный круг антропологических наук -это анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономика и история ( религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания).
С УТВЕРЖДЕНИЯМИ К.Д.УШИНСКОГО,ТРУДНО НЕ СОГЛАСИТЬСЯ!Воспитать человека,возможно,лишь если прежде узнать его во всех отношениях!А цель педагогики в воспитании.
Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики позволяют, выделить -действительные ее проблемы и определить стратегию, главные способы решения этих проблем. И дают возможность целостно проанализировать наиболее значимые образовательные проблемы, установить их последовательность.
- позволяют прогнозировать получения объективного знания.