Эссе "Миссия педагога"

Теребенина Алёна Владимировна

Эссе отражает мое отношение к происходящему в сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon missia_pedagoga_esse.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Миссия педагога…

Во все времена профессия учителя была востребована. Эта на первый взгляд очевидная мысль иногда терялась  в  реалиях той или иной эпохи, в той или иной стране, но никогда не утрачивала своей актуальности. И если в эпоху древнего мира и в средние века даже элементарные навыки чтения и письма  были уделом немногих, то новая индустриальная эпоха поставила человечество перед необходимостью массового получения  образования, что в свою очередь предъявило к учителям новые требования и закрепило их особое место в обществе.

Возможно, кто-то скажет, что «миссия»  - слишком громкое слово для обозначения деятельности педагога. Скажет и будет  неправ. Не прав хотя бы потому, что скорее всего сам  не является педагогом. Тот же, кто преподавал даже немного и на любой ступени в системе образования, подпишется под  этим словом, так как задачи современного обучения воистину глобальны.  Это  связано, в первую очередь с ускорением научно-технического прогресса и возрастанием потоков информации. Однако, на мой взгляд, работа педагога в нашей стране   осложнена не только объективными процессами постиндустриального общества, но и проблемами внутреннего свойства, проистекающими из очередного исторического перелома России.

Как известно, в 1991 году произошёл распад СССР. Крушение империи сопровождалось, помимо парада суверенитетов, полнейшим сломом и отрицанием того, что создали коммунисты. Причём, ломали всё подряд, не задумываясь, так ли сломанное было плохо. Под демократические лозунги рвали в клочья экономику, распиливая заводы и уничтожая колхозы, не забывая без конца рассказывать о миллионах жертв, построивших всё это. Под те же лозунги  провозгласили отмену идеологии, заявив, что теперь не будет вообще никакой. Действительно, официально не стало никакой, по факту же она есть и называется антисоветизмом, то есть сугубо деструктивная вещь, замешанная на ненависти к советскому прошлому.

А что же с образованием и наукой? Естественно, упадок, возникший при сломе строя  коснулся  их тоже. Но прежде чем перейти к рассмотрению некоторых аспектов современной педагогики, обратимся к истории.

    2017 год ознаменовался столетием двух русских революций. Нисколько не умаляя значения февральской, сосредоточим внимание на Октябрьской революции, так как она имеет прямое отношение к рассматриваемому вопросу.  Опять же не будем говорить о форме правления, правах и свободах, декретах  о мире и земле, а попытаемся понять, что нового в области образования предложили большевики. На мой взгляд, они обозначили  три основных  цели, вокруг которых начали строительство системы обучения и воспитания. Замечу, что  неплохо было бы  помнить  об этих целях и сейчас.

 Итак, во-первых, доступ всех слоёв населения к образованию, базирующийся на его  бесплатности. Во-вторых, формирование в головах людей  строго материалистической, научной картины мира, борьба с суевериями и мракобесием. В-третьих, воспитание всесторонне развитой личности, ни много ни мало – творца. По моему скромному убеждению, это вполне вменяемые и грамотно поставленные цели, а главное реализованные в довольно короткие сроки. Примеров тому множество. Достаточно упомянуть хотя бы запуск человека в космос, ставший бы попросту невозможным без развитой системы подготовки специалистов в многочисленных и доступных школах, ПТУ, техникумах  и  вузах.   Позволю себе вернуться к современности.

Что же мы имеем по прошествии почти тридцати лет демократического строительства в сравнении с целями большевиков?

Является ли наше образование общедоступным? Формально – да, но фактически год от года мы наблюдаем картину того, что от получения высшего образования оказываются отрезаны те, кто не обладает высокими доходами, а значит не может обеспечить учёбу своих детей в вузе. К тому же и учёба в средне специальных заведениях становится платной. Таким образом, мы подошли к тому, что скоро из доступного останется только школа, да и надолго ли?

Как же обстоят дела с научностью знаний? Оставляя за пределами наших рассуждений проблемы финансирования науки, которые заслуживают отдельного рассмотрения, коснёмся идеологического аспекта. Критика марксистско-ленинских позиций в науке привела к весьма негативным перегибам, главным  из которых является утверждение о том, что все точки зрения равны. Особенно ярко данное заблуждение проявилось в гуманитарных дисциплинах. Под словом «гипотеза», подразумевающего научность, стали маскировать откровенно бредовые теории, не имеющие под собой не то что научной основы, но и просто здравого смысла. Причём, всё это активно транслируется телевидением и издаётся большими тиражами. В итоге в головы  обывателя потоками вливаются «сенсации» и «открытия», не имеющие к научному знанию никакого отношения, но всегда подчёркивающие, что учёные всё скрывают или не могут объяснить, а вот независимые исследователи дошли до истины и выяснили, к примеру, что пирамиды в Египте построили инопланетяне. Между тем, история и археология уже давно знают, кто, когда и как построил пирамиды. Достаточно почитать хотя бы учебник и станет ясно:  пришельцы из далёких галактик не имеют к этому никакого отношения.  Но такова  наша действительность, в которой настоящая наука дискредитирована в глазах людей настолько, что читать учебники им  неинтересно. Добавьте сюда гадалок, ведьм, ведунов, экстрасенсов, заполонивших просторы страны после снятия всех идеологических рамок, и увидите картину происходящего. А ведь вышеперечисленные персонажи выступают на телевидении, пишут книги. И  почему-то никто не показывает шоу про премию имени Гудини, где предлагают миллион за участие в научном эксперименте по проверке паранормальных способностей. Оно и понятно – пока ни один маг и чародей не подтвердил таковых в ходе испытания. Но это ведь неинтересно, правда? Гораздо интересней очередной сезон «Битвы экстрасенсов».

Отдельно следует отметить деятельность РПЦ, особенно яростно стирающей память о ненавистном ей  СССР.  По-моему, очевиден тот факт, что церковь пытается заполнить идеологический вакуум, возникший после 1991 года. Однако религия не могла объединить общество ещё тогда,  сто лет назад в 1917 году. Зачем это делается  сейчас, если учесть, что государство у нас светское, понять невозможно. Зачем православная культура в школе, зачем освящать летящий в космос аппарат, если учесть, что всё равно в процессе полёта возникли проблемы. Сразу хочется сказать о коммунистах, у которых почему-то без молитв аппараты летали куда нужно. Может всё дело в научном подходе, а не в благодати?

Теперь несколько слов про человека-творца как идеала советской педагогики. Лучше всего на мой взгляд, по данному вопросу   высказался бывший министр образования Фурсенко. Его слова уже вошли в историю. Итак, господин Фурсенко сказал: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». После такого заявления,  по-моему, комментарии излишни, так как разница между творцом и потребителем очевидна, и она не в пользу потребителя.

Подводя итог, следует заметить, что вышеупомянутые проблемы можно раздробить на более мелкие и говорить о них бесконечно. Современное образование в России движется к точке невозврата семимильными шагами. В этих условиях миссия педагога становится практически невыполнимой, прежде всего потому, что государство, тридцать лет пропагандирующее ненависть к своему прошлому, просто не в состоянии сформулировать адекватные цели обучения и воспитания подрастающего поколения. Собственно говоря, само общество тоже пока не знает к чему и куда стремиться, а так быть не должно. И пока не появится позитивных целей, путь учителя будет крайне тяжёл и похож на сизифов труд.