К вопросу о влиянии опытно-экспериментальной деятельности на развитие школы (из опыта работы)
В статье проводится краткий анализ успешно проведенной работы в режиме опытно-экспериментальных площадок в школе за 8 лет по 3 темам: «Проблема освоения русского языка и адаптации детей из семей мигрантов к школе», «Формирование ключевых компетентностей у детей-инофонов в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга» - районный уровень и региональная площадка «Развитие органов ученического самоуправления как фактор социализации детей и подростков».
Опытно-экспериментальная деятельность способствует применению научного подхода в практической деятельности, профессиональному росту педагогов, помогает педагогическому коллективу эффективно ориентироваться в многообразии ежедневных проблем. ОЭР создаёт условия для совершенствования и развития педагогических технологий, применения этих технологий, целенаправленного отслеживания всех измеряемых педагогических процессов и условий; для изучения динамики изменений, происходящих у всех субъектов образовательного процесса: детей и подростков, детей-инофонов, педагогов, родителей, повышает качество образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ефимова Ирина Анатольевна
К вопросу о влиянии опытно-экспериментальной деятельности на развитие школы (из опыта работы)
Влияние опытно-экспериментальной деятельности на деятельность школы не теряет своей актуальности. В современной образовательной практике по-прежнему решаются многие вопросы, в том числе вопросы обучения, воспитания детей-инофонов в сформировавшейся полиэтнической среде, воспитания и социализации детей и подростков.
Проблема адаптации детей-инофонов к обучению в образовательном учреждении в Санкт-Петербурге стояла очень остро в середине 2000-х годов. Существовал запрос практики и общества на адаптацию детей-инофонов, что сопряжено с недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических механизмов выхода из этой ситуации. Данная проблема изучалась и развивалась в таких областях научного знания, как этнопсихология и этнопедагогика, миграционная педагогика, педагогика диалога.
Образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 287, территориально находится в центре городской агломерации в Адмиралтейском районе, на границе с Кировским районом Санкт-Петербурга. Школа функционирует с 1937 года и ведёт приём всех детей микрорайона, в том числе детей-инофонов или носителей другого языка и, соответственно, другой культуры. В 2009-2012 годы школа работала над темой ОЭР «Проблема освоения русского языка и адаптации мигрантов в общеобразовательной школе» [2].
На первых этапах разворачивания разносторонней работы по адаптации детей-инофонов создан ориентир направления разрешения проблемы - поиск возможностей и педагогических условий исходя из особенностей и возможностей образовательной среды школы.
Под адаптацией к школе мы понимаем процесс установления оптимального соответствия личности ребёнка и окружающей образовательной среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности ребёнка, его поведения требованиям среды. Формирование адекватной системы отношений в социуме, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой окружающей образовательной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия. Адаптацию каждый ребёнок переживает и осознаёт по-своему.
Анализ состояния проблемы адаптации детей-инофонов в практике школы показал, что большинство учителей ориентировано на дифференциацию обучения, на индивидуальную помощь учащимся. Однако в педагогической практике школы присутствуют обстоятельства, как зависящие от учителя, так и не зависящие от него, которые не позволяют в полную силу реализовать гуманистические принципы образования по отношению к детям-инофонам. Реально социально-психологическая ситуация в школе складывалась так, что в ней школьникам-инофонам необходима дополнительная помощь и сопровождение. Вхождение идеи освоения русского языка и на её основе успешной адаптации детей-инофонов обусловливает изменение целей и ценностей школы и соответственно способствует предупреждению депривации в образовательной практике.
Л.Н. Бережнова, ссылаясь на В.А. Козырева, отмечала, что «очень важна та общая универсальная среда, к которой относят традиции, морально-эмоциональный климат, атмосферу доброжелательности и взаимной ответственности, общие дела, имидж учреждения. Сюда же относится внеучебная деятельность (участие в работе творческих центров, творческих коллективов, кружков по интересам), которая часто служит неким стержнем личностного развития. Нужно не забывать об открытости образовательной среды, которая предполагает возможность её расширения в зависимости от личностных образовательных потребностей обучающихся. Модель полиэтнической образовательной среды, построенная на данных принципах, соответствует её качественным признакам в реальности» [1].
«Полиэтническая образовательная среда – это специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей, проживающих в едином геоисторическом пространстве, с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для решения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познать Мир и себя в Мире» [1]. Структура модели полиэтнической образовательной среды состоит из четырёх составляющих самостоятельных пересекающихся сред:
- этнокультурной среды. Культура – это способы общения, образ мыслей, быт, пища, одежда, песни.
- языковой среды. Язык – главное средство, с помощью которого человек узнаёт и сообщает сведения другим. Посредством языка открывается область представлений и понятий, в которых происходит осмысление бытия. Ребёнок и семья: родители, семейные обряды, обычаи, традиции, взаимоотношения, идентичность и стабильность семьи; ребёнок и сверстники: взаимоотношения; нормы, правила поведения в школе, в сообществах одного поколения; дружба, сотрудничество. Направление деятельности: языковая поддержка, педагогические технологии.
- Среды обучения. Личность педагога и профессиональные приоритеты или чему и как учить результативно; пространство стратегии педагогической поддержки: целостность отношений «я-мир», связь «ребёнок-родители», самооценка ребёнка, причастность к групповому «Мы», ребёнок и пространство: этнос, родной язык, школа, дополнительное образование, культура, природа. Этносы, экология, СМИ, религия, народная педагогика.
- Внеучебной среды, включающей в себя направление деятельности - развитие социальной активности детей-инофонов средствами социокультурной адаптации в школе и в мегаполисе, организация жизнедеятельности детей-инофонов в разных видах сообществ детей и взрослых, программы социально-психологической адаптации.
- Внешние связи ОУ - взаимодействие ребёнка-инофона с социокультурной, природной средой города.
Результат: успешная адаптация ребёнка-инофона, его саморазвитие, соответствие личностно значимым ценностным и потребностно-мотивационным аспектам.
По результатам социометрического исследования выявлено, что учащиеся-инофоны чаще всего испытывают сложности в обучении в начальной школе, чем в средней и старшей школе. Взаимосвязи между социометрическим статусом ребёнка и национальностью не выявлено. Свои взаимоотношения дети выстраивают не по национальному признаку.
По результатам опроса педагогов всей школы выявился круг проблем:
- во взаимоотношениях учитель-учащийся,
- языковые проблемы (недостаточный уровень владения русским языком),
- повышенная тревожность ученика-инофона (потребность в педагогической помощи и поддержке).
По результатам мониторинга в начальной школе обнаружено, что адаптация на психофизиологическом уровне происходит согласно возрастным особенностям, основные навыки у детей сформированы. Соответствие школы возможностям ребёнка по эмоциональному компоненту чаще всего зависит от жизненных ситуаций. Выявлен благополучный эмоциональный фон классов, преобладает позитив.
Коммуникативные навыки (поведенческий компонент) - полностью или частично сформированы, дети проявили умение управлять своим поведением. Учебная деятельность (когнитивный компонент) полностью, а в некоторых случаях частично сформирована. Следовательно, дети-инофоны адаптируются к условиям начальной школы, однако в процессе адаптации они эпизодически сталкиваются с затруднениями по когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентам. Очень важен позитивный эмоциональный настрой. Какие пути преодоления препятствий и решения проблем?
Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки и сопровождения, развитие условий, технологий по разным направлениям: языковая поддержка, социокультурная, индивидуально-личностная, повышение мотивации семьи в процессе сотрудничества со школой.
Развитие технологии языковой поддержки детей-инофонов и их родителей. Первые в городе курсы для взрослых родителей-мигрантов по обучению русскому языку по учебному пособию-тетради «Коррекционный курс русского языка», разработанный к.п.н., доц. каф. межкультурной коммуникации Т.Ю. Уша, созданному на базе экспериментальной школы. После посещения родителями детей-мигрантов курсов-занятий замечены позитивные изменения в эмоциональной сфере, налаживание взаимоотношения семей со школой. Со временем курсы стали не нужны. В школе была реализована программа «Развитие социального доверия учащихся в условиях сотрудничества семьи и полиэтнической, поликультурной школы». Языковая поддержка детей-мигрантов включает в себя диагностику языковых затруднений и коррекцию, применение системы упражнений, программ обучения русскому языку и методов работы, повышающих уровень освоения русского языка. Школа сотрудничает с ЦППРК Адмиралтейского района, на базе которого всем нуждающимся детям и их семьям, предоставляется адресная логопедическая и психологическая помощь; активность и понимание родителей имеют первостепенное значение.
Технологии социокультурной поддержки детей-инофонов. Проект «Социокультурная адаптация детей-инофонов в школе»: развитие социальной активности детей-инофонов средствами социокультурной адаптации в образовательной среде и мегаполисе». Проведение мероприятий по плану внеклассной работы, применение этнокалендаря Санкт-Петербурга, радиолинейки, познавательные и обучающие мероприятия «Диалог культур», кружковая работа, культурная программы (участие в циклах музейных образовательных программ для школьников, посещение театров, дворцов и т.д.). Оригинален годовой цикл внеклассных мероприятий «Многонациональный Петербург»: ознакомление с традициями, обычаями, кухней, культурой и образом мыслей различных национальностей через цикл круглых столов с представлением национальностей (культура, кухня, песни, танцы и т.д.). Дети выступали с готовым продуктом - с презентацией от класса по теме мероприятия.
Технологии реализации индивидуально-личностного подхода в обучении детей-инофонов. Подготовка портфолио от классов. Отмечались достижения детей-инофонов, например, в серии конкурсов на базе ДДЮТ «У Вознесенского моста», например, «Знаешь ли ты свой город», участие в других районных мероприятиях, конкурсах. Реализована программа психолого-педагогической поддержки адаптации детей из семей-мигрантов к социокультурной среде, состоящей из 6 блоков.
Педагоги прошли обучение по программе внутрифирменного повышения квалификации по теме «Технологии социально-психологической адаптации мигрантов: методики и тренинги по гармонизации межэтнических отношений».
Таким образом, организованная опытно-экспериментальная деятельность способствует эффективной адаптации и делает образовательную среду привычными условиями жизнедеятельности, позволяет осуществлять оптимальную образовательную деятельность, в которой напряжённость ребёнка-инофона и педагога не достигает разрушительного состояния и не становится дезорганизующей. «В адаптированных условиях у человека повышается мотивация к образованию, увеличиваются возможности познания действительности, Мира, самого себя и других людей, повышается ценность жизни» [1].
С 2012 по 2015 г.г. коллектив школы, продолжая начатое направление ОЭР, включился в экспериментальную деятельность по теме «Формирование ключевых компетентностей у детей-инофонов в социокультурной среде Санкт-Петербурга». Основная цель - совершенствовать и развивать в опытно-экспериментальной работе технологии формирования ключевых компетентностей детей-инофонов в социокультурной среде Санкт-Петербурга [3].
Под формированием мы понимаем процесс целенаправленного и организованного овладения детьми целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности. Изучив труды И.А. Зимней, определились с понятиями. Ключевые компетентности или обобщённо представленные основные компетентности, обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Ключевые компетентности конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетентностей определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.
Выделили три вида компетентностей: учебно-познавательные, социально-коммуникативные, общекультурные. Под учебно-познавательными компетентностями мы подразумеваем учебные достижения, интеллектуальные задания, умение учиться и оперировать знаниями, стремление к самообразованию. Социально-коммуникативные компетентности - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; развитие личностных качеств, саморегулирование и т.д. Общекультурная компетентность – интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитания и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера.
Ключевые компетентности у детей-инофонов формируются посредством развития и реализации технологий социокультурной поддержки, технологий индивидуально-личностного подхода в обучении и воспитании. Н.Е. Харламенкова акцентировала внимание на том факте, что в результате взаимодействия организма ребёнка с внешней и внутренней средой появляются новые формы, функции, предрасположенность, готовность к различным способам поведения, происходит развитие [4].
Осуществлён методический вклад в педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Создан комплект из трех методических пособий. Первое пособие - «Я – классный руководитель», представляющее собой программу формирования индивидуального стиля классного руководителя (рабочая тетрадь) в общеобразовательной школе с полиэтническим составом учащихся. Это пособие является частью методического комплекта материалов для организационно-воспитательной работы педагогического коллектива по теме ОЭР «Формирование ключевых компетентностей у детей-инофонов в социокультурной среде Санкт-Петербурга». Данный инструмент направлен на совершенствование педагогической деятельности классного руководителя в полиэтнической школе, популяризируется в школе и за её пределами в педагогическом сообществе.
Второе методическое пособие для детей-инофонов - «Я в Санкт-Петербурге. Развитие личности ребёнка-инофона (самосознания и индивидуальности). Творческая тетрадь». Использование технологии развития личности ребёнка-инофона, отражённого в предлагаемом пособии, способствует реализации индивидуально-личностного подхода.
Третье методическое пособие - творческая тетрадь «Мы в Санкт-Петербурге» (для всей семьи) является дополнением пособия «Я в Санкт-Петербурге (самосознания и индивидуальности)», направленное на развитие личности ребёнка, особенно ребёнка-инофона, его самосознания и самооценки, когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сфер, самопознания индивидуальных особенностей, которые способствуют эффективной социализации ребёнка-инофона в новой полиэтнической образовательной среде г. Санкт-Петербурга. Творческая тетрадь «Мы в Санкт-Петербурге» (для всей семьи) ориентирована для совместных занятий родителей с детьми младшего школьного и младшего подросткового возраста. Тетрадь является частью методического комплекта, в том числе и методического пособия «Я-классный руководитель», позволяющий классным руководителям, педагогам дополнительно образования, педагогам-психологам с учётом их готовности организовать работу с семьями детей-инофонов. Это пособие универсально, его можно использовать и для русскоязычных детей.
Учебно-методический комплект, состоящий из 3-х пособий, принимал участие в районном конкурсе инновационных продуктов и стал лауреатом конкурса инновационных продуктов.
Создана и реализована программа мониторинга для выявления ключевых компетентностей детей-инофонов, являющаяся методическим обеспечением. Педагоги школы делись своим опытом с коллегами других образовательных учреждений на районных семинарах.
Автором и руководителем проектов 1 и 2 тем ОЭР, автором-составителем учебно-методического комплекта, состоящего из 3-х пособий была Ефимова Ирина Анатольевна (работала в должности руководитель ОЭР, педагог-психолог).
Опираясь на полученный опыт, школа, пройдя конкурсный отбор, стала региональной опытно-экспериментальной площадкой по теме «Развитие органов ученического самоуправления как фактор социализации детей и подростков» с 2014-2017 г.г. успешно завершила все 3 этапа деятельности в режиме ОЭР, коллектив авторов принял участие в конкурсе инновационных продуктов в 2017 г. и стал Дипломантом городского конкурса инновационных продуктов, организованный Комитетом по образованию. Научный консультант 3-й темы и автор проекта - к.п.н. А.А. Кочетова, автор-составитель мониторинга и руководитель ОЭР – И.А. Ефимова. Диссеминация опыта работы по последней теме ОЭР была на всех уровнях (всероссийский, городской, районный) как через публикации, выступления на семинарах, конференциях.
Созданный учебно-методический комплекс «Республика СОВ», включающий учебно-методическое пособие «Как организовать ученическое самоуправление? Практическое руководство к действию» (автор А.А. Кочетова), сборник методических материалов «Готовые рецепты для ученического самоуправления. Нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности» (коллектив авторов) и методическое пособие «Диагностика и мониторинг ученического самоуправления и социализации школьников» (коллектив авторов).Учебно-методическое пособие представляет сборник методических материалов и задумано авторами как учебно-методический комплекс для педагогов, родителей, учащихся и заинтересованной общественности по организации в школе ученического самоуправления. В нем обобщен опыт инновационной деятельности школы № 287 Санкт-Петербурга, в котором создана и успешно реализуется модель ученического самоуправления «Республика СОВ». Текст указанного пособия отражает авторское видение взаимоотношений государства и общества, проблем воспитания, социализации, развития образования в масштабах государства. Сочетание научности и разумной популяризации научных идей в содержании данного пособия создает возможности для его широкого использования не только в профессионально-педагогической среде. Структура пособия отражает логику изучения и практического применения воспитательных идей различных направлений в практике современной российской школы. Авторы опираются также на новые направления воспитательной работы (РДШ) при разработке рекомендаций, что актуально для большинства школ. Пособие содержит вопросы для размышления и обсуждения, методические подсказки и списки литературы по каждому разделу. Дополняет пособие сборник методических материалов, где авторский коллектив школы № 287 представил разработанные и внедренные в практику нормативные документы и образцы локальных актов школы по ученическому самоуправлению. Актуально и востребовано будет практическими работниками школ методическое пособие, отражающее различные формы и методики диагностики и мониторинга ученического самоуправления и социализации школьников.
Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность способствует применению научного подхода в практической деятельности, профессиональному росту педагогов, помогает педагогическому коллективу эффективно ориентироваться в многообразии ежедневных проблем. ОЭР создаёт условия для совершенствования и развития педагогических технологий, применения этих технологий, целенаправленного отслеживания всех измеряемых педагогических процессов и условий; для изучения динамики изменений, происходящих у всех субъектов образовательного процесса: детей и подростков, детей-инофонов, педагогов, родителей, повышает качество образовательного процесса.
Литература:
- Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 203 с.
- Ефимова И.А. Модель педагогической поддержки детей-инофонов в общеобразовательной школе / Менеджмент качества образования в полиэтнических школах: опыт России и Австрии: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2013 г. / под. общ. ред. И.В. Муштавинской. - СПб.: СПбАППО, 2013. - 152 с. с.74-79.
- Ефимова И.А. Формирование ключевых компетентностей у детей-инофонов в социокультурной среде Санкт-Петербурга / От педагогического поиска – к эффективной практике (Аннотированные отчёты о результатах опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга за 2013-2014 учебный год). Сборник материалов по ОЭР / Сост. А.А. Кочетова, С.А. Писарева – CПб:, 2014. – 100 с. с.18-21.
- Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. – М.: ИП РАН, 2007. - 384 с.