ДИАГНОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ МАКАРТУРОВСКОГО ОПРОСНИКА
В данной статье представлены исследования полученные в ходе проведения экпериметального изучения лексико-семантической стороны речи, у воспитанников дошкольного возраста с умственной отслостью. Здесь представлен анализ речевого развития детей с умственной отсталотью умеренной степени старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_denisyuk_i.o.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ МАКАРТУРОВСКОГО ОПРОСНИКА
Целью исследования явилось изучение лексико -семантического развития речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренной степени.
Данное исследование проводилось на базе следующей организации: ГБДОУ № 103 компенсирующего вида Невского района.
Для получения дополнительных сведений о речевом и коммуникативном развитии исследуемых детей было проведено анкетирование родителей. Анкета представляет собой Макартуровский опросник адаптированный кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена, 2002 [75, c.109]. Полученные данные представлены в Таблице 2 (Анкета и ее результаты заполнения отражены в Приложении 1).
Из ответов родителей на вопросы анкеты видно, что у большинства детей с умственной отсталостью умеренной степени (90%) сформированы первые признаки понимания. Большинство воспитанников (80%) реагируют, когда их зовут, но вот слова «нельзя» «где мама?» не всегда вызывают нужную реакцию у ребенка.
Из опроса видно, что понимание фраз среди детей с умственной отсталостью сформировано на 48%. Дети в большинстве случаев понимают простые ситуативные фразы: «Пока-пока», «Встань», «Сядь», «Дай», «На» (60%), нежели инструкции: «Позови маму?», «Обними маму». Фразы: «Ты устал?», «Ах, ты поросенок!» понимают всего лишь 20 % детей.
По пункту В «Ребенок начинает говорить» родители показывают, что 75 % имитируют речь взрослого, но часть детей с умственной отсталостью умеренной степени (25%) неспособны к такому роду имитаций.
Из ответов на вопросы анкеты видно, что пассивный (67,3%) словарь воспитанников выше активного (48,4%) на 19%. Так же мы обратили внимание на то, что некоторые тематические группы представлены полнее: («Звукоподражания», «Животные», «Транспорт», «Еда», «Части тела»), другие же, напротив, бедны, неточны («Действия», «Признаки», «Время», «Местоимения»).
Предоставленные сведения родителей в разделе «Действия и жесты ребенка» пункт А. «Первые коммуникативные жесты», свидетельствуют о том, что большинство детей (80%) употребляют представленные в анкете коммуникативные жесты, которые являются, безусловно, положительным явлением, помогающем вступить в коммуникацию, но некоторые воспитанники (10%) не используют их.
По предоставленным данным анкеты пункта Е «Использование предметов понарошку» мы видим, что ни один из детей (0%) не производит действия с воображаемым предметом и не использует предметы-заменители. Таким образом, это еще раз доказывает, что появление символических игр для данной категории детей с умственной отсталостью умеренной степени не представляется доступным в связи с их уровнем когнитивного развития.
Таблица 2
Данные Макартуровского опросника детей с умственной отсталостью умеренной степени старшего дошкольного возраста в %
№ п/п |
Исследуемые дошкольники | Первые слова понимает/говорит | Действия и жесты ребенка | |||||||||||||||||||||||
Первые признаки понимания | Понимание фраз | Реб. начинает говорить | Звукоподражания | Животные | Транспорт | Игрушки, книжки | Еда | Одежда | Части тела | Квартира, мебель | Дом | На улице, в парке, на даче | Люди | Этикетные и игровые слова | Действия | Признак | Местоимение | Первые ком. жесты | Игры и потешки | Действия с предм. | Подражание родит. | Имитация действий | Использов. предм. Понарош | |||
1 | Тимофей К. | 100 | 38 | 0 | 31/0 | 21/0 | 20/0 | 50/0 | 20/0 | 25/0 | 33/0 | 15/0 | 16/0 | 21/0 | 25/0 | 81/0 | 23/0 | 8/0 | 9/0 | 27 | 14 | 67 | 12 | 14 | 0 | |
2 | Артём П. | 100 | 92 | 100 | 100/100 | 100/100 | 100 100 | 100/100 | 100/100 | 100/ 100 | 100/100 | 85/ 85 | 78/ 78 | 85/ 85 | 95/ 95 | 100/100 | 80/ 80 | 91/ 91 | 54/ 54 | 100 | 57 | 100 | 25 | 100 | 00 | |
3 | Станислав В. | 100 | 89 | 100 | 100/91 | 90/ 50 | 100/70 | 100/80 | 80/ 80 | 72/ 62 | 100/ 93 | 80/ 65 | 53/ 50 | 75/ 60 | 95/ 90 | 100/100 | 85 /80 | 85/ 85 | 45/ 45 | 100 | 57 | 100 | 12 | 100 | 0 | |
4 | Матвей П. | 100 | 93 | 100 | 100/100 | 100/100 | 100/100 | 100/100 | 80/ 80 | 75/ 75 | 100/ 100 | 75/ 75 | 78/ 78 | 85/ 85 | 95/ 95 | 100/100 | 70/ 65 | 91/ 91 | 45/ 45 | 100 | 71 | 100 | 25 | 100 | 0 | |
5 | Родион Г. | 100 | 87 | 100 | 100/100 | 100/86 | 100/100 | 100/95 | 78/ 60 | 80 /62 | 93/ 93 | 75/ 60 | 65/ 50 | 85/ 65 | 90/ 90 | 100/100 | 85/ 85 | 85/ 85 | 36/ 20 | 100 | 57 | 100 | 25 | 100 | 0 | |
6 | Михаил Ж. | 100 | 76 | 100 | 90/ 90 | 80/ 50 | 100/80 | 100/50 | 70/ 30 | 85/ 35 | 93/ 36 | 85/ 25 | 50/ 10 | 85/ 15 | 85/ 25 | 100/35 | 85/ 20 | 85 /20 | 9/9 | 63 | 14 | 100 | 12 | 100 | 0 | |
7 | Ярослав Б. | 67 | 11 | 0 | 15/0 | 10/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 7/0 | 15/0 | 37/0 | 26/0 | 6/0 | 9/0 | 0 | 0 | 42 | 12 | 14 | 0 | |
8 | Егор Я. | 33 | 7 | 0 | 6/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 3/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 15/0 | 32/0 | 15/0 | 6/0 | 9/0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
9 | Андреас А. | 100 | 46 | 50 | 70/ 20 | 60/0 | 80/0 | 80/0 | 50/0 | 31/0 | 86/0 | 40/0 | 31/0 | 53/0 | 85/ 10 | 100/10 | 80/ 6 | 85/ 8 | 9/9 | 27 | 80 | 60 | 50 | 95 | 0 | |
10 | Николай В. | 100 | 100 | 100 | 100/100 | 100/100 | 100/60 | 100/98 | 100/100 | 100/88 | 100/93 | 90/ 90 | 100/94 | 92/ 92 | 100/95 | 100/95 | 95/ 95 | 91/ 91 | 54/ 54 | 85 | 71 | 73 | 75 | 100 | 0 | |
11 | Павел К. | 100 | 100 | 100 | 100/100 | 100/100 | 100/100 | 100/100 | 100/95 | 100/86 | 100/83 | 90/ 85 | 95 /94 | 92 /90 | 100/90 | 95/ 95 | 92/ 92 | 85/ 85 | 54/ 45 | 85 | 71 | 100 | 25 | 100 | 0 | |
12 | Максим К. | 67 | 42 | 50 | 35/0 | 50/ 20 | 70/0 | 80/0 | 70/0 | 62/0 | 40/0 | 35/0 | 31/0 | 39/0 | 36/0 | 36/0 | 32/0 | 36/0 | 27/ 0 | 27 | 14 | 100 | 25 | 60 | 0 | |
13 | Роман Д. | 67 | 54 | 50 | 45/8 | 46/ 10 | 60/0 | 60/0 | 40/6 | 52/0 | 53/0 | 35/0 | 37 /0 | 32/ 0 | 32/0 | 36/0 | 32/0 | 36/0 | 27 /0 | 27 | 28 | 42 | 12 | 14 | 0 | |
14 | Павел Ш. | 100 | 84 | 100 | 90/ 50 | 70/ 60 | 100/60 | 100/80 | 85/ 73 | 88/ 75 | 93/ 83 | 90/ 90 | 95/ 90 | 85/ 85 | 90 /85 | 95/ 95 | 85/ 82 | 91/ 91 | 45/ 45 | 72 | 57 | 73 | 12 | 14 | 0 | |
15 | Тина М. | 100 | 81 | 100 | 100/70 | 100/70 | 100/68 | 100/80 | 100/ 70 | 100/85 | 93/ 93 | 90/ 85 | 90/ 78 | 95/ 95 | 90 /90 | 100/100 | 95/ 95 | 91/ 85 | 54 /45 | 85 | 80 | 100 | 50 | 100 | 0 | |
16 | Вера С. | 100 | 95 | 100 | 100/100 | 100/100 | 100/100 | 100/100 | 95/ 95 | 93/ 90 | 93/ 86 | 85/ 85 | 96/ 90 | 95/ 85 | 95/ 90 | 100/100 | 95/ 82 | 85/ 80 | 45/ 45 | 72 | 71 | 100 | 50 | 100 | 0 | |
17 | Егор Б. | 100 | 96 | 100 | 100/100 | 100/90 | 100/100 | 100/100 | 94/ 92 | 93/ 87 | 93/ 93 | 90/ 85 | 96/ 85 | 90/ 85 | 95/ 95 | 100/100 | 95 /82 | 85/ 80 | 54/ 45 | 100 | 80 | 100 | 25 | 50 | 0 | |
18 | Иван М. | 67 | 24 | 0 | 50/0 | 50/ 10 | 45/0 | 50/ 10 | 42/ 6 | 43/6 | 67/ 13 | 50/ 20 | 43/ 20 | 38/ 15 | 42/ 30 | 38/ 26 | 32 /20 | 36/ 15 | 27/ 9 | 27 | 14 | 42 | 12 | 25 | 0 | |
19 | Влад С. | 100 | 30 | 0 | 50/0 | 40/0 | 32/0 | 30/0 | 26/0 | 18/0 | 23/0 | 20/0 | 31/ 0 | 32/0 | 35 /0 | 38/0 | 36/0 | 26/0 | 27/ 0 | 32 | 28 | 63 | 12 | 25 | 0 | |
20 | Даниил М. | 100 | 84 | 100 | 100/100 | 89/ 45 | 100/70 | 80 /40 | 93/ 40 | 87/ 36 | 93/ 86 | 90 /85 | 95/ 85 | 95/ 90 | 95/ /90 | 95/ 95 | 95/ 92 | 91/ 85 | 54/ 54 | 85 | 71 | 53 | 25 | 60 | 0 | |
Итого: | 90 | 62,5 | 67,5 | 74/ 56 | 70/ 49 | 75/ 46 | 76/ 52 | 66/ 46 | 65/ 44 | 72/ 51 | 61/ 47 | 59/ 45 | 64/ 47 | 70/ 53 | 79 /55 | 67/ 52 | 65 /49 | 36/ 28 | 61 | 47 | 76 | 25 | 63 | 0 |
Список литературы:
1.Елисеева, М. Б. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина. — Иваново : ЛИСТОС, 2016, 2017.
2.Иванова, А. Д. Особенности глагольной лексики детей раннего возраста / А. Д. Иванова. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.
3.Программа KID RCDI для точной оценки развития ребенка [Электронный ресурс] // С.-Петерб. ин-т раннего вмешательства : сайт. — Режим доступа: http://new.eii.ru/informacionnyj_centr/vopro snik_kid_i_rcdi/.
3.Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. — 2004. — № 5. — С. 4— 16.
4. ейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. — М. : Владос, 2000.