ДИАГНОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ МАКАРТУРОВСКОГО ОПРОСНИКА

Денисюк Ирина Ористовна

В данной статье представлены исследования полученные в ходе проведения экпериметального изучения лексико-семантической стороны речи, у воспитанников дошкольного возраста с умственной отслостью. Здесь представлен анализ речевого развития детей с умственной отсталотью умеренной степени старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_denisyuk_i.o.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ  С ПОМОЩЬЮ МАКАРТУРОВСКОГО ОПРОСНИКА

Целью исследования явилось изучение лексико -семантического развития речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренной степени.

Данное исследование проводилось на базе следующей организации: ГБДОУ № 103 компенсирующего вида Невского района.

Для получения дополнительных сведений о речевом  и коммуникативном развитии  исследуемых детей было проведено анкетирование родителей. Анкета представляет собой Макартуровский опросник адаптированный кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена, 2002  [75, c.109]. Полученные данные представлены в Таблице 2 (Анкета и ее результаты  заполнения отражены в Приложении 1).

Из ответов родителей на вопросы  анкеты видно, что у большинства детей  с умственной отсталостью умеренной  степени (90%) сформированы первые признаки понимания. Большинство  воспитанников  (80%)  реагируют, когда их зовут, но вот слова «нельзя» «где мама?» не всегда вызывают нужную реакцию у ребенка.

Из опроса видно, что понимание фраз среди детей с умственной отсталостью сформировано на  48%. Дети в большинстве случаев понимают простые ситуативные фразы: «Пока-пока», «Встань», «Сядь», «Дай», «На» (60%), нежели инструкции: «Позови маму?», «Обними маму». Фразы: «Ты устал?», «Ах, ты поросенок!» понимают всего лишь  20 % детей.

По пункту В «Ребенок начинает говорить»  родители показывают, что 75 % имитируют речь взрослого, но часть детей  с умственной отсталостью умеренной степени (25%) неспособны к такому роду имитаций.

Из ответов на вопросы анкеты видно, что пассивный (67,3%) словарь воспитанников выше активного (48,4%) на 19%. Так же мы обратили внимание на то, что некоторые тематические группы представлены  полнее: («Звукоподражания», «Животные», «Транспорт», «Еда», «Части тела»), другие же, напротив, бедны, неточны («Действия», «Признаки», «Время», «Местоимения»).

        Предоставленные сведения родителей в разделе «Действия и жесты ребенка» пункт А. «Первые коммуникативные жесты», свидетельствуют о том, что большинство детей (80%) употребляют представленные в анкете коммуникативные жесты, которые являются, безусловно, положительным явлением, помогающем вступить в коммуникацию, но некоторые воспитанники (10%) не используют их.

        По предоставленным данным анкеты пункта Е «Использование предметов понарошку» мы видим, что ни один из детей (0%) не производит действия с воображаемым предметом  и не использует предметы-заменители. Таким образом, это еще раз доказывает, что появление символических игр для данной категории детей с умственной отсталостью умеренной степени не представляется доступным в связи с их уровнем когнитивного развития.

                                                                                                                                                                                                                             Таблица 2

Данные Макартуровского опросника детей с умственной  отсталостью умеренной степени старшего дошкольного возраста  в %

п/п

 

Исследуемые    дошкольники

Первые слова  

понимает/говорит

Действия и жесты ребенка

Первые признаки

понимания

Понимание  фраз

Реб. начинает говорить  

Звукоподражания

Животные

Транспорт

Игрушки,  книжки

Еда

Одежда

Части тела

Квартира, мебель

Дом

На улице, в парке, на даче

Люди

Этикетные и игровые слова

Действия

Признак

Местоимение

Первые  ком. жесты

Игры и потешки

Действия  с предм.

Подражание  родит.

Имитация действий

Использов.   предм.  Понарош

1

Тимофей К.

100

38

0

31/0

21/0

20/0

50/0

20/0

25/0

33/0

15/0

16/0

21/0

25/0

81/0

23/0

8/0

9/0

27

14

67

12

14

0

  2

Артём П.

100

92

100

100/100

100/100

100

100

100/100

100/100

100/

100

100/100

85/

85

78/

78

85/

85

95/

95

100/100

80/

80

91/

91

54/

54

100

57

100

25

100

00

3

Станислав В.

100

89

100

100/91

90/

50

100/70

100/80

80/

80

72/

62

100/

93

80/

65

53/

50

75/

60

95/

90

100/100

85

/80

85/

85

45/

45

100

57

100

12

100

0

4

Матвей П.

100

93

100

100/100

100/100

100/100

100/100

80/

80

75/

75

100/

100

75/

75

78/

78

85/

85

95/

95

100/100

70/

65

91/

91

45/

45

100

71

100

25

100

0

5

Родион Г.

100

87

100

100/100

100/86

100/100

100/95

78/

60

80

/62

93/

93

75/

60

65/

50

85/

65

90/

90

100/100

85/

85

85/

85

36/

20

100

57

100

25

100

0

6

Михаил Ж.

100

76

100

90/

90

80/

50

100/80

100/50

70/

30

85/

35

93/

36

85/

25

50/

10

85/

15

85/

25

100/35

85/

20

85

/20

9/9

63

14

100

12

100

0

7

Ярослав Б.

67

11

0

15/0

10/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

7/0

15/0

37/0

26/0

6/0

9/0

0

0

42

12

14

0

8

Егор Я.

33

7

0

6/0

0/0

0/0

0/0

3/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

15/0

32/0

15/0

6/0

9/0

0

0

0

0

0

0

9

Андреас А.

100

46

50

70/

20

60/0

80/0

80/0

50/0

31/0

86/0

40/0

31/0

53/0

85/

10

100/10

80/

6

85/

8

9/9

27

80

60

50

95

0

10

Николай В.

100

100

100

100/100

100/100

100/60

100/98

100/100

100/88

100/93

90/

90

100/94

92/

92

100/95

100/95

95/

95

91/

91

54/

54

85

71

73

75

100

0

11

Павел К.

100

100

100

100/100

100/100

100/100

100/100

100/95

100/86

100/83

90/

85

95

/94

92

/90

100/90

95/

95

92/

92

85/

85

54/

45

85

71

100

25

100

0

12

Максим  К.

67

42

50

35/0

50/

20

70/0

80/0

70/0

62/0

40/0

35/0

31/0

39/0

36/0

36/0

32/0

36/0

27/

0

27

14

100

25

60

0

13

Роман Д.

67

54

50

45/8

46/

10

60/0

60/0

40/6

52/0

53/0

35/0

37

/0

32/

0

32/0

36/0

32/0

36/0

27

/0

27

28

42

12

14

0

14

Павел Ш.

100

84

100

90/

50

70/

60

100/60

100/80

85/

73

88/

75

93/

83

90/

90

95/

90

85/

85

90

/85

95/

95

85/

82

91/

91

45/

45

72

57

73

12

14

0

15

Тина М.

100

81

100

100/70

100/70

100/68

100/80

100/

70

100/85

93/

93

90/

85

90/

78

95/

95

90

/90

100/100

95/

95

91/

85

54

/45

85

80

100

50

100

0

16

Вера С.

100

95

100

100/100

100/100

100/100

100/100

95/

95

93/

90

93/

86

85/

85

96/

90

95/

85

95/

90

100/100

95/

82

85/

80

45/

45

72

71

100

50

100

0

17

Егор Б.

100

96

100

100/100

100/90

100/100

100/100

94/

92

93/

87

93/

93

90/

85

96/

85

90/

85

95/

95

100/100

95

/82

85/

80

54/

45

100

80

100

25

50

0

18

Иван М.

67

24

0

50/0

50/

10

45/0

50/

10

42/

6

43/6

67/

13

50/

20

43/

20

38/

15

42/

30

38/

26

32

/20

36/

15

27/

9

27

14

42

12

25

0

19

Влад С.

100

30

0

50/0

40/0

32/0

30/0

26/0

18/0

23/0

20/0

31/

0

32/0

35

/0

38/0

36/0

26/0

27/

0

32

28

63

12

25

0

20

Даниил М.

100

84

100

100/100

89/

45

100/70

80

/40

93/

40

87/

36

93/

86

90

/85

95/

85

95/

90

95/

/90

95/

95

95/

92

91/

85

54/

54

85

71

53

25

60

0

Итого:

90

62,5

67,5

74/

56

70/

49

75/

46

76/

52

66/

46

65/

44

72/

51

61/

47

59/

45

64/

47

70/

53

79

/55

67/

52

65

/49

36/

28

61

47

76

25

63

0

Список литературы:

1.Елисеева, М. Б. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина. — Иваново : ЛИСТОС, 2016, 2017.

2.Иванова, А. Д. Особенности глагольной лексики детей раннего возраста / А. Д. Иванова. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.

3.Программа KID RCDI для точной оценки развития ребенка [Электронный ресурс] // С.-Петерб. ин-т раннего вмешательства : сайт. — Режим доступа: http://new.eii.ru/informacionnyj_centr/vopro snik_kid_i_rcdi/.

3.Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. — 2004. — № 5. — С. 4— 16.

4. ейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. — М. : Владос, 2000.