технологическая карта урока по теме "Образование" (8 класс)
продолжить формирование представления учащихся об образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.odt | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока в 8 классе по теме «Образование»
Тема урока: Образование, 8класс
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Образовательная: обобщить и закрепить знания по теме «Моральный выбор», продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе , раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире
Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (звучит музыка в класс заходит педагог): звучит музыка (гимн магистра на латыне), заходит учитель
- Здравствуйте уважаемые гости и ребята. Я рада вас видеть. Садитесь. Я думаю, что мы хорошо поработаем, будем на уроке активны и внимательны, чтобы найти все ответы на поставленные вопросы.
II. Этап целеполагания и мотивации:
Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей из Московской электронной школы( видео)
Кто сможет определить нашу новую тему? (Образование)
Слайд 1.
Цель: познакомиться с основными принципами образовательной системы нашей страны, с ее местом в российском обществе, структурой образования.
Задачи: выяснить, в чём заключается приоритетность и конкурентоспособность образования; каковы основные уровни образования в нашей стране.
История развития образования
Слайд 2. Вопрос: Когда появилось просвящение на Руси???? (Кирилл и Мефодий – Овчинникова Дарья)
Почему день славянской письменности и культуры празднуют 24 мая?? (Потому что, 24 мая Церковь празднует день памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия (IX в.). С 1987 года праздник получил широкое распространение в обществе, получив название "День славянской письменности и культуры".)
Слайд 3. Солдатова Е.А. Давайте вспомним из курса истории 8 класса – развитие образования при Петре I????
В период правления Петра I, который придавал особое значение техническому образованию, активно открывались инженерные школы. В Сухаревой башне была открыта школа математических и навигационных наук, состоявшая в ведении Оружейной палаты. Основным учебником служила «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703) — передовое для своего времени учебное издание.
Духовный регламент 1721 г. установил правила организации духовных школ, в которых изучали латинский и греческий языки, логику, риторику и т.д.
По инициативе Петра I возникли также цифирные школы, которые представляли собой начальные школы с математическим уклоном.
Царский Указ 1714 г. разрешал вступать в брак только тем дворянам, которые предоставят свидетельство о знании арифметики и геометрии.
- января 1724 г. Петр I издал указ об учреждении Академии наук и художеств Санкт-Петербурге.
Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725. Первоначально Академия делилась на три отделения: математика, астрономия с географией и навигацией, механика; физика, анатомия, химия, ботаника; красноречие, древности, история, право.
Слайд 4. После смерти Петра I, при императрице Анне Иоанновне, возникли так называемые гарнизонные школы, в которые принимались дети служилых людей. Эти школы давали не только военное, но и более широкое образование.
В 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета — фактически первого в стране высшего гражданского учебного заведения. У истоков университета стояли М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.
Первоначально в университете открылись три факультета: философский, юридический и медицинский. Университет обладал значительной автономией, доступ в него был открыт представителям всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Срок обучения составлял три года.
Солдатова Е.А. - Разрушение СССР и формирование самостоятельной российской государственности в 90-е гг. XX в. повлекло за собой изменение всей системы образования и принципов ее развития. В современных условиях процесс совершенствования системы образования и ее нормативно-правового регулирования продолжается.
Слайд 5.
III Изучение нового материала – работа в группах (давайте свами определим, поработав с различными источниками, что такое Образование?)
- Понятие «образование»
I группа работа с Конституцией
II группа ФЗ «Об образовании в РФ»
III группа словарь Ожегова
IV группа википедия (ответы учеников)
Фронтальный опрос: Пословицы, поговорки об образовании
- Тенденции образования
Образование в обществе занимает особое место ст. 43 Конституции РФ: «Каждый гражданин имеет право на образование». – комментарий учителя
Современная система образования является открытой и непрерывно развивающейся.
В каком направлении оно развивается, к чему стремится?
На этот вопрос поможет ответить краткая характеристика тенденций развития современного образования:
Слайд 6.
Что говориться в Ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ»
Ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» о признании принципа «приоритетного образования» в нашей стране.
группы Работают со словарём Ожегова, словарём в учебнике, Википедия. – термин приоритет (преобладающее значение, самое главное, важное, Преимущество, первенство; первое место, первородство, пальма первенства)
Учитель: Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет.
Гуманизация – признание прав и достоинства каждого участника образовательного процесса, учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Гуманитаризация – увеличение объёмов преподавания социально-гуманитарных дисциплин, способствующих свободному владению родными и иностранными языками, овладению экономической и юридической грамотностью.
Дифференциация (профилизация) – создание условий для реализации интересов обучающихся, предоставление выбора учебных дисциплин, группировка обучаемых по признаку успеваемости.
Информатизация (компьютеризация) – оснащение образования компьютерными технологиями с целью повышения информационной грамотности.
Интернационализация – сближение национальных систем образования и установление единых образовательных стандартов в разных странах. Так, Россия, согласуя свою систему высшего образования с европейской Болонской, ввела уровни бакалавриата и магистратуры в ВУЗах.
Вопрос классу : В каком обществе мы живем? (постиндустриальное, информационное)
Какова значимость образования в условиях информационного общества?
(ответы учащихся)
Физминутка
- Функции и ступени образования
Слайд 7. Процесс образования включает в себя обучение и воспитание, благодаря которым формируется ум и характер человека.
Учитель: Какие же функции выполняет образование?
Работа в паре - соотнести функцию с содержанием
Функция | Содержание |
Мировоззренческая |
|
Социализация | путём образования человек усваивает культурные ценности и социальные нормы, учится правильно вести себя в конкретных жизненных ситуациях. |
Воспитательная | подготовка квалифицированных специалистов, повышение квалификации и переподготовка. |
Обучающая |
|
Развивающая | с помощью образования человек формирует свои взгляды на мир и собственное место в этом мире. |
Профессиональная | формирование личности и её гражданское становление. |
Мировоззренческая – с помощью образования человек формирует свои взгляды на мир и собственное место в этом мире.
Социализация – путём образования человек усваивает культурные ценности и социальные нормы, учится правильно вести себя в конкретных жизненных ситуациях.
Воспитательная – формирование личности и её гражданское становление.
Обучающая – усвоение знаний и овладение умениями и навыками.
Развивающая – удовлетворение духовных потребностей человека в познании, творческом росте.
Профессиональная – подготовка квалифицированных специалистов, повышение квалификации и переподготовка.
После Слайд 8: Работа в группе – составление коллажа на ватмане «Уровни образования»
Дошкольное образование (ясли и детский сад).
- Общее образование (школа):
- начальное (1-4 класс школы);
- основное (5-9 класс);
- среднее (10-11 класс).
- Профессиональное образование:
- начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
- среднее (техникум, колледж);
- высшее:
- бакалавриат (I-IV курс вуза);
- специалитет (V курс);
- магистратура (V курс).
- послевузовское:
- аспирантура;
- докторантура.
Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:
- дополнительное образование (курсы, кружки);
- самообразование (самостоятельное обучение).
Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:
- очная;
- заочная;
- экстернатура;
- индивидуальный план;
- дистанционная форма.
Вопрос: Какие высшие учебные заведения России Вы знаете?? Хотели бы в них учиться и почему
самообразование.
IV Закрепление изученного материала:
В форме ОГЭ
(самопроверка)
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
1) среднее профессиональное 2) высшее профессиональное 3) основное общее 4) среднее общее 2.Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
1) среднее профессиональное образование 2) основное общее образование 3) среднее общее образование 4) начальное общее образование 3.Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?
1) основное общее образование 2) среднее профессиональное образование 3) полное (среднее) образование 4) высшее профессиональное образование 4.Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?
1) начальное профессиональное образование 2) начальное общее образование 3) основное общее образование 4) полное общее образование 5.О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие разнообразных учреждений дополнительного образования, ориентированных на различные интересы детей и взрослых?
1) гуманизации 2) информатизации 3) гуманитаризации 4) интернационализации | 1.По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?
1) основное общее образование 2) среднее общее образование 3) среднее профессиональное образование 4) дополнительное образование 2.Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?
1) начальное образование 2) основное общее образование 3) полное (среднее) образование 4) среднее профессиональное образование 3.Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее образование 2) среднее профессиональное образование 3) полное (среднее) образование 4) высшее профессиональное образование 4.Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1) начальном общем 2) основном общем 3) среднем общем 4) среднем профессиональном 5.Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует использование в учебном процессе мультимедийных обучающих программ?
1) гуманизация 2) гуманитаризация 3) компьютеризация 4) профилизация |
Слайд 10 – самопроверка, выставление оценки
В форме ЕГЭ
1.Составление плана по теме «Образование» (план должен содержать не менее трех глав, две главы продетализированы)
2. Раскройте сущность понятия образование. Составьте два предложение. В первом предложении перечислить функции образования, во втором предложении раскрыть одну из функций.
Синквейн по теме «Образование»
Каждый выходит из группы приклеивает на доску
2)Индивидуальное,социальное. 3)Обучает,приобщает,воспитывает 4)Процесс и результат развития личности. 5)Интеллект. | Полученное, усвоенное. Развивает, помогает, дополняет. Становится опорой для человека. Система. | Гуманитарное, техническое. | Специальное, доступное. |
Работа в группах - Разрешите ситуации: (в помощь Закон об образовании_)
- Родители плохо слышащего ребенка, использующего слуховой аппарат, хотят, чтобы он учился в обыкновенной школе. Директор отказывается принять его, объясняя, что у учителей возникнут трудности в работе с ребенком. Противоречит ли правам ребенка этот отказ?
- На уроке ученик высказывает мнение, отличающееся от мнения учителя. Учитель грубо оскорбляет его и выгоняет с урока, предупредив, что его поведение будет обсуждаться на педсовете. Прав ли учитель? Имеет ли место в этой ситуации нарушение прав человека?
- Ученик скучает на уроке математики. Чтобы рассмешить одноклассников, он начинает иронизировать над учителем, комментируя его слова. Учитель сердится и выгоняет его из класса. Есть ли здесь нарушение человеческих прав? Чьи права нарушаются?
- Сын возвращается из школы домой, в раздражении бросает портфель и заявляет матери: «Не хочу больше ходить в школу. Хватит мне и семи классов образования». Что должен знать мальчик?
V Рефлексия.
VI. Творческое домашнее задание
Слайд 11: Представьте, что вы – житель другой страны и вас пригласили на семинар, чтобы познакомиться с системой образования вашего общества.
Расскажите о системе образования любой из стран: Великобритании, США, Австралии, Канады, Франции., Испании., Италии., Новой Зеландии, Китая., Японии., Финляндии
VII Выставление оценок.
Ученик сдает квадратик определенного цвета, написав на нем свои инициалы
Белый – не работал
Синий – «3»
Желтый – «4»
Красный – «5»
ФИ______________________________ Вариант 1 | ФИ______________________________ Вариант 2 |
1.Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
1) среднее профессиональное 2) высшее профессиональное 3) основное общее 4) среднее общее 2.Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
1) среднее профессиональное образование 2) основное общее образование 3) среднее общее образование 4) начальное общее образование 3.Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?
1) основное общее образование 2) среднее профессиональное образование 3) полное (среднее) образование 4) высшее профессиональное образование 4.Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?
1) начальное профессиональное образование 2) начальное общее образование 3) основное общее образование 4) полное общее образование 5.О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие разнообразных учреждений дополнительного образования, ориентированных на различные интересы детей и взрослых?
1) гуманизации 2) информатизации 3) гуманитаризации 4) интернационализации | 1.По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?
1) основное общее образование 2) среднее общее образование 3) среднее профессиональное образование 4) дополнительное образование 2.Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?
1) начальное образование 2) основное общее образование 3) полное (среднее) образование 4) среднее профессиональное образование 3.Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее образование 2) среднее профессиональное образование 3) полное (среднее) образование 4) высшее профессиональное образование 4.Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1) начальном общем 2) основном общем 3) среднем общем 4) среднем профессиональном 5.Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует использование в учебном процессе мультимедийных обучающих программ?
1) гуманизация 2) гуманитаризация 3) компьютеризация 4) профилизация |