МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Актуальность данного вопроса также подчёркивается и нормативно-правовым сопровождением. В первую очередь, это главный закон Российской Федерации – Конституция. В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности. В главном документе записано:
1. Ценности демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России.
2. Нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков.
3. Ценности российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости.
4. Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу. [2]
Важным документом, который разработан на основе Конституции Российской Федерации, является государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493.
Как воспитать патриота? Как способствовать становлению личности, почитающий свой народ, историю своей страны? И на помощь приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?
Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. [4]
Как утверждал Ф.Дзери, «Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». [5]
Огромный культурный потенциал музейных собраний содержит в себе большие возможности для образования и воспитания. Музей сегодня все более становится не только культурным, но и образовательным пространством.
Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика. Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология. [1]
В последние годы все больше внимания уделяется созданию музеев, музейных уголков в образовательных организациях, что, соответственно, повышает интерес и потребность в реализации музейной педагогики.
Имеется множество форм организации работы с детьми по музейному образованию и воспитанию, такие как:
- урок – исторический портрет
- урок – работа с документами
- урок – работа с музейными предметами.
- урок-соревнование
- урок-имитация деятельности (путешествие, репортаж, суд и др.)
- урок-праздник
- урок-диспут
- урок-фантазия
- урок-сомнение
- урок-экскурсия
- экскурсия-исследование
- экскурсия-конкурс
- час подлинника
- заочное путешествие по улицам города
- викторины. [3]
В работе с детьми можно использовать такие интерактивные формы работы, как:
- разработка виртуальной экскурсии учащимися совместно с учителем. Возможен и обмен опыта с другими образовательными учреждениями. Можно устроить конкурс «Лучшая виртуальная экскурсия-презентация»;
- «перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя. Широко можно использовать различные световые, звуковые эффекты и музыкальное оформление;
- театрализация. На основе изученного материала, учащиеся работают над созданием сценария, подготовкой костюмов, декораций, музыкального сопровождения, реквизита, соответствующих историческому контексту эпохи.
Такую форму работы, как «Час подлинника» уместно использовать при работе с детьми среднего школьного возраста. Детям дается задание: доказать подлинность музейных предметов, документов. Они, используя различные исторические книги, справочники, находят информацию, касающуюся данной эпохи, и историческими датами, событиями подтверждают подлинность предметов музея. Также среди музейных предметов можно расположить неподлинную вещь и сказать учащимся об этом, чтобы дополнительно замотивировать их поисковую деятельность.
Что касается младших школьников, то использование формы «урок-сомнение» даст такой же результат. Учителю следует преподнести вводный материал таким образом, чтобы дети засомневались в истинности данной информации. Отправившись в музей совместно с учителем, они должны будут опровергнуть или подтвердить слова учителя, преподнеся доказательства.
Технология музейной педагогики предполагает использование активных методов, что требует участия детей в процессе образования и воспитания. Они не должны быть пассивными слушателями и наблюдателями, а наоборот, должны активно действовать, принимать участие в экскурсии, манипулировать музейными предметами.
Внедряя в свою работу элементы музейной педагогики можно достичь желаемых результатов, а именно способствовать становлению личности, почитающий свой народ, историю своей страны, глубоко заинтересованной в своем прошлом, настоящем и будущем.
Список использованных источников:
- Апсатаров В. Я. Музейная педагогика. [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15010/ (Дата обращения: 15.10.2019).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
- Мастер-класс «Использование технологии «Музейная педагогика» при изучении краеведения в начальной школе» https://infourok.ru/masterklass-ispolzovanie-tehnologiimuzeynaya-pedagogika-pri-izuchenii-kraevedeniya-2221885.html (Дата обращения: 16.10.2019).
- Столяров Б.А. Музей в пространстве культуры и образования. – СПб., 2007. – 72-73 с.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высшая школа, 2004. – 111-115 с.